Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 13:13, курсовая работа
Цель исследования – оценка системы адаптации персонала в организации.
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
• определить сущность и цели адаптации;
• определить составляющие системы управления адаптации работника на предприятии;
• изучение особенностей управления адаптацией персоналом.
Введение 2
Глава 1. Теоретическая постановка вопроса адаптации персонала. 3
• Этапы и структура трудовой адаптации. 3
• Участники адаптационного процесса: их роли и задачи. 7
• Как выстроить продолжительные деловые отношения с подчиненными. 9
Глава 2. Исследование объекта адаптации. 9
• Структура адаптации работника. 11
• Программы адаптации. 18
• Методы адаптации. 22
Глава 3. Анализ системы адаптации на предприятии «МТС». 24
• Отдел персонала в СООО «МТС». Состояние системы адаптации персонала. 25
• Мероприятия по совершенствованию системы адаптации
персонала. 28
Заключение. 32
Список использованных источников. 34
Содержание.
Введение 2
Глава 1. Теоретическая постановка вопроса адаптации персонала. 3
Глава 2. Исследование объекта адаптации. 9
Глава 3. Анализ системы адаптации на предприятии «МТС». 24
персонала. 28
Заключение. 32
Список
использованных источников.
34
Введение.
Необходимым
звеном кадрового менеджмента является
адаптация персонала в
Важность мероприятий по адаптации работников в нашей стране недостаточно серьезно воспринимается кадровыми службами. До сих пор многие предприятия и организации не имеют даже базовых программ по адаптации. Между тем, в условиях перехода на хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, что сопровождается перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации еще больше возрастает.
А.Я. Кибанов в своей книге «Основы управления персоналом» выделяет следующие принципиальные цели адаптации:
Система адаптации призвана решать вышеперечисленные проблемы.
Цель исследования – оценка системы адаптации персонала в организации.
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
Объект
исследования – персонал организации,
а предметом курсовой работы является
система адаптации персонала.
Глава 1. Теоретическая постановка вопроса адаптации персонала.
Что такое адаптация? Это процесс приспособления к условиям среды. И когда работник приходит на новую работу, то оказывается в незнакомой среде. Соответственно, некоторое время он приспосабливается к ней.
Он попадает в новые обстоятельства, порой необходимо овладеть новыми навыками и умениями, он вырабатывает определенную линию поведения, иногда меняет свои взгляды на некоторые вещи. То есть процесс адаптации на новом месте работы предполагает активные действия.
Сущность
адаптации персонала
Назовем выгоду, получаемую сотрудником в процессе адаптации. В первую очередь, это получение информации, необходимой ему для успешной работы. Во вторых, снижение беспокойства и состояния неопределенности. Помимо этого, сотрудник осваивает правила поведения в организации, выстраивает свои отношения с руководством и коллегами. В процессе прохождения адаптации повышается удовлетворенность от работы и развивается позитивное отношение к компании.
Работодатель
также имеет выгоду от процесса адаптации
персонала. То решение, которое он принимает
по итогам испытательного срока в
отношении работника как
Процесс
адаптации персонала позволяет
выявить недостатки существующей системы
подбора сотрудников. Помогает развивать
управленческие компетенции руководителей
и наставников. И, естественно, повышает
процент лояльности работника к данному
работодателю.
Этапы и структура трудовой адаптации:
В процессе трудовой адаптации прослеживаются следующие этапы:
По
характеру идентификации
Кроме того, выделяют четыре типа поведения человека при включении его в организацию: приемлет; не приемлет; разделяет; не разделяет.
Первый тип полностью принимает нормы поведения и ценности организации, старается, чтобы его действия не входили в противоречие с интересами организации. Результаты действий этого человека зависят в основном от его личных возможностей и способностей и от того, насколько верно определено содержание его роли.
Второй тип не приемлет ценностей организации, но ведет себя в соответствии с принятыми в организации нормами поведения. Является хорошим, но ненадежным работником, способным покинуть организацию или совершить действия, противоречащие ее интересам.
Третий тип приемлет ценности организаций, но не принимает норм поведения. Возникают трудности во взаимоотношениях с коллегами и руководством. При либеральном отношении к некоторым формам поведения сотрудников со стороны руководства они находят свое место в организации и успешно трудятся.
Четвертый тип не принимает норм поведения и не разделяет ценностей организации и поэтому постоянно создает конфликтные ситуации. Такие люди чаще всего осложняют жизнь коллегам, могут нанести ущерб организации, но они не являются абсолютно неприемлемыми в ней.
Чаще
всего личность четко осознает процесс
адаптации и стремится успешно
его завершить и определить свой
новый социальный статус. Этому способствует
то, насколько быстро и хорошо человек
усваивает социальные роли в коллективе,
разделяет его нормы и
Адаптация принимает активный характер, когда человек старается приспособить профессию к себе, т.е. идет творческое преобразование профессии сотрудником.
В процессе адаптации иногда может возникать вопрос о мере ее целесообразности применительно к конкретным условиям. Это происходит, когда у нового сотрудника система норм и ценностей выше сложившейся в коллективе. В таком случае уместнее вести речь о приспособлении группы к новичку.
Период
адаптации зависит от многих факторов
и может составлять срок от одного
года до трех лет. В это время человек,
делая выводы из последствий своего
предыдущего опыта, сознательно
корректирует и меняет свое поведение.
Это находит отражение в том, что новый
сотрудник, познавая свою функциональную
роль, учится расставлять акценты в выполняемой
им работе с позиции ее важности для организации,
оценки качества его работы; учится выполнению
таких формально-процедурных действий,
как назначение и проведение встреч, заполнение
различных форм и анкет, получение и отправка
информации; учится понимать и занимать
свое место в организации; учится, как
решать свои собственные задачи и добиваться
своих целей в организации.
Структура трудовой адаптации.
Трудовая
адаптация персонала - взаимное приспособление
работника и организации, основывающееся
на постепенном включении работника в
процесс производства в новых для него
профессиональных, психофизиологических,
социально-психологических, организационно-
Трудовая
адаптация имеет сложную
1. Профессиональная - выражается в овладении человеком профессиональными навыками, формировании необходимых профессиональных качеств, приобретении профессионального мастерства и т.д.
2. Социально-психологическая – суть состоит в освоении человеком социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождения в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации.
3. Общественно-организационная - освоение новым субъектом организационной структуры организации, трудового распорядка, режима труда и отдыха, особенностей системы управления.
4. Психофизиологическая – приспособление работника к условиям труда, режимам труда и отдыха на рабочем месте. Она во многом зависит от состояния здоровья работника, защитных реакций организма на внешние факторы.
С точки зрения психофизиологической адаптации можно выделить следующие виды адаптации: