Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 13:13, курсовая работа
Цель исследования – оценка системы адаптации персонала в организации.
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
• определить сущность и цели адаптации;
• определить составляющие системы управления адаптации работника на предприятии;
• изучение особенностей управления адаптацией персоналом.
Введение 2
Глава 1. Теоретическая постановка вопроса адаптации персонала. 3
• Этапы и структура трудовой адаптации. 3
• Участники адаптационного процесса: их роли и задачи. 7
• Как выстроить продолжительные деловые отношения с подчиненными. 9
Глава 2. Исследование объекта адаптации. 9
• Структура адаптации работника. 11
• Программы адаптации. 18
• Методы адаптации. 22
Глава 3. Анализ системы адаптации на предприятии «МТС». 24
• Отдел персонала в СООО «МТС». Состояние системы адаптации персонала. 25
• Мероприятия по совершенствованию системы адаптации
персонала. 28
Заключение. 32
Список использованных источников. 34
Хорошо помогают встречи наставников отделений по вопросам качества преподавания, на которых каждый участник высказывает сове мнение о формах и содержании обучения, о том, какие качества должны быть у новичка, прошедшего обучение. Анализ результатов работы сотрудников после обучения и мнения наставников корректируют процесс обучения, выявляют потребности, помогают разработать дополнительные программы.
Каждая
компания имеет свои стратегии презентации
услуг и товаров, демонстрирующие
их достоинства для покупателей.
Но не все серьезно относятся к
удержанию перспективных
Большая
текучесть кадров является результатом
серии ошибок. Лучше ошибки предупреждать,
чем исправлять. Система адаптации
персонала, подстроенная под определенные
задачи бизнеса в сочетании с правильным
отбором позволяет добиться того, чтобы
и компания, и новый сотрудник были в выгодном
положении.
Адаптация сотрудников.
«Адаптация рабочих
Адаптационный период рабочих самый продолжительный по времени и совпадает с периодом испытательного срока (3 мес.), т. к. процесс освоения и приспособления рабочего к новому коллективу, новым производственным условиям и характеру деятельности включает две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны: профессиональную и социально-психологическую.
Профессиональная адаптация выражается в овладении рабочим специальностью, профессиональными навыками, в появлении чувства удовлетворенности данным видом деятельности.
Социально-психологическая адаптация — это адаптация к коллективу и его нормам, к руководству, коллегам и экономическим реалиям. Проблемы могут быть связаны с недооценкой трудностей, к которым можно отнести, например, не оправдавшиеся ожидания быстрого успеха. Большинство людей в первые дни работы опасаются не справиться с обязанностями, обнаружить недостаток опыта или знаний, не найти общего языка с руководителем или коллегами и в итоге потерять работу.
Адаптация
рабочего начинается с того, что
после оценки его опыта и знаний,
составления карты личностных и
профессиональных характеристик для
него определяют наиболее приемлемую
форму подготовки, прикрепляют наставника
— сотрудника, имеющего возможность
оказать реальную поддержку и
помощь, работающего, как правило, в
одном подразделении с
Нового
человека коллегам представляет руководитель
того подразделения, где будет работать
принятый работник, или сотрудник
службы управления персоналом. Лучше,
если первое задание для новичка
будет таким, с которым он справится
наверняка, что поможет ему почувствовать
уверенность в своих силах, получить
удовлетворение от работы.
Адаптация менеджеров среднего звена
В
процесс адаптации менеджеров среднего
звена включается этап ознакомления
с соответствующей
Представление
другим сотрудникам, ознакомление с
рабочим процессом происходит при
обязательном участии сотрудника службы
управления персоналом. Оптимальным
способом подачи ознакомительного материала
признано проведение специализированных
семинаров по направлениям. Для скорейшей
адаптации менеджеров среднего звена,
задействованных в
Внимание
к процессу адаптации менеджеров
повышается, т. к. эта позиция требует
мобильного выполнения значительного
количества разнообразных, достаточно
сложных функций. Если человек плохо
ориентируется в тонкостях
Адаптация руководителей
Процесс адаптации менеджеров высшего звена начинается с того, что принятому руководителю вручаются печатные документы (перечень их такой же, как и для менеджеров среднего звена).
Далее руководитель вводится в должность — генеральный директор или директор по персоналу представляет нового сотрудника. Происходит осмотр подразделения, знакомство с сотрудниками и ознакомление с предприятием в целом. Служба управления персоналом стремится помочь новому руководителю влиться в коллектив, предоставляя необходимую информацию о традициях организации, потенциале каждого сотрудника, об особенностях социально-психологического климата в коллективе.
Даже если с профессиональной стороны руководитель соответствует занимаемой должности, в процессе социально-психологической адаптации, как показывает практика, наиболее часто приходится сталкиваться с проблемами, которые заключаются в следующем:
С подчиненными поначалу не всегда можно найти общий язык вследствие их настороженности. Коллектив не знает, чего можно ожидать от нового руководителя, т. к. в начале работы человек, как правило, демонстрирует свои положительные стороны и тщательно скрывает отрицательные, и должно пройти достаточно времени, прежде чем коллективу удастся составить правильное мнение о руководителе.
Существует опасность
Методы адаптации.
Говоря
о специфике адаптации, необходимо
учитывать такие характеристики
работника, как трудовой опыт или
стаж; отрасль и регион (страна), где
он работал ранее; способность человека
приспосабливаться к новым
Наставничество
— один из методов адаптации, представляющий
собой процесс консультирования
и оценки новичка более опытным
сотрудником. Наставник курирует не
только профессиональное, но и личностное
развитие своего подопечного; консультирует
его по вопросам, связанным с функциональными
обязанностями, предоставлением информации,
обычаями компании, спецификой принятия
решений или стилем управления, существующим
в организации. Наставник не только
помогает адаптироваться и безболезненно
войти в коллектив новому работнику
— он развивает и совершенствует
собственные умения и навыки. Ведь
наставничество — это дополнительная
ответственность, подготовка к совместной
работе и вопросам своего подопечного,
оценка не только его результатов, но
и своих собственных. Наставничество,
или кураторство, в большинстве
компаний оплачивается отдельно и влияет
как на ежегодный размер бонусов,
так и на перспективы продвижения
по служебной лестнице.
Как помочь новичку.
Молодой сотрудник, довольный своим новым местом работы, дружелюбным отношением к себе коллег, не мог ответить «нет» на их многочисленные просьбы о помощи в подготовке отчетов, документов, аналитических сводок и т. д. Он брался за все, и если поначалу у него хватало времени на эти задания, то в дальнейшем, когда он стал полностью выполнять свои трудовые обязанности, ситуация резко изменилась. Ему приходилось задерживаться после работы, так как он не хотел портить отношения с коллегами, отказывая им в выполнении их просьб. В конце концов, этого работника чуть не уволили, так как руководство стало замечать ошибки в отчетах и даже невыполнение проектов в срок. После беседы с сотрудником, выяснилась истинная причина проблемы. Далее силами отдела персонала для безотказного работника был организован однодневный тренинг, результатом которого стала его откровенная беседа с коллегами, позволившая определить приоритеты в работе.
Итак, на каких пунктах необходимо остановиться в беседе с новым сотрудником? HR-менеджер должен заранее составить программу знакомства с правилами, традициями и обычаями компании. Для этого следует запастись рекламными проспектами, брошюрами и подготовить все официальные документы. Особое внимание стоит уделить презентации компании — информации о ее руководстве, структуре, продукции, целях. Необходимо сделать акцент на кадровой политике организации, познакомить новичка с направлениями профессиональной подготовки, а также правилами охраны коммерческой тайны. Комментируя трудовой договор, вы сможете наглядно показать новому сотруднику нормы и формы оплаты труда, оговорить сумму начисления за работу в выходные дни и сверхурочные часы. Немаловажной является также информация о страховании, возможности обучения и других услугах, предоставляемых организацией своим сотрудникам (например, абонемент в спортивный зал). Так же нельзя забывать про инструкции по охране труда и технике безопасности. Ведь это напрямую касается сохранности жизни и здоровья работника и вашей ответственности за его жизнь.
Должностная
инструкция. Она содержит четкие указания
в отношении работы и полную информацию
об обязанностях и ответственности
нового сотрудника; предоставляет поле
для творческой деятельности, ограничивая
его временными и другими рамками
и исключая дублирование данной функции
другими работниками отдела или
компании. Процесс адаптации во многом
зависит от внутренней политики руководства.
Именно она определяет, какой из
указанных выше методов является
в данной ситуации наиболее действенным.
Помогите новичку найти себя в
коллективе — и потраченное на
него время обернется высокими производственными
показателями и успехами нового сотрудника,
а также его достижениями в
личностном развитии на благо вашей
компании.
Глава 3. Анализ системы адаптации на предприятии «МТС».
Успех одних компаний и неудача других объясняется наличием определенного фактора, который позволяет организации быть лидером. Многие исследователи считают таким фактором персонал, работающий в конкретной организации.
Работа с человеком как ресурсом компании начинается на этапе адаптации. От того, насколько эффективно организован данный процесс, зависит результативность дальнейшей работы и возможность реализации способностей как самого сотрудника, так и достижения целей всей организации. Считается, что персонал является ценным ресурсом организации. Однако без грамотного управления персоналом как ресурсом компания может его потерять. Управление адаптацией новых сотрудников в коллективе — одна из важнейших задач, которую приходится решать службе персонала.
Если в результате процесса адаптации, организация в короткие сроки получает мотивированных сотрудников, работающих не только в соответствии со своими личными целями (например, денежный фактор), но и с организационными задачами, то можно говорить о том, что механизм адаптации в данной организации правильно разработан, внедрен, управляем и, следовательно, эффективен. Таким образом, новый сотрудник становится ресурсом компании уже на начальном этапе работы, и его деятельность начинает позитивно влиять на конкурентные преимущества организации.
В качестве объекта исследования было выбрано Совместное общество с ограниченной ответственностью «Мобильные телесистемы».
Большое внимание в МТС уделяется корпоративной социальной ответственности бизнеса, реализуемой по отношению к потребителю, к обществу и персоналу компании. Именно поэтому представляет интерес проанализировать политику компании по отношению к персоналу, в частности к новым, вновь принимаемым в организацию сотрудникам. Будет исследоваться и анализироваться степень применения в компании мероприятий, позволяющих новым сотрудникам быстрее и легче войти в новый коллектив.