Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 13:13, курсовая работа
Цель исследования – оценка системы адаптации персонала в организации.
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
• определить сущность и цели адаптации;
• определить составляющие системы управления адаптации работника на предприятии;
• изучение особенностей управления адаптацией персоналом.
Введение 2
Глава 1. Теоретическая постановка вопроса адаптации персонала. 3
• Этапы и структура трудовой адаптации. 3
• Участники адаптационного процесса: их роли и задачи. 7
• Как выстроить продолжительные деловые отношения с подчиненными. 9
Глава 2. Исследование объекта адаптации. 9
• Структура адаптации работника. 11
• Программы адаптации. 18
• Методы адаптации. 22
Глава 3. Анализ системы адаптации на предприятии «МТС». 24
• Отдел персонала в СООО «МТС». Состояние системы адаптации персонала. 25
• Мероприятия по совершенствованию системы адаптации
персонала. 28
Заключение. 32
Список использованных источников. 34
Обычно, если новичок покидает компанию, то это происходит в течение первых трех месяцев. Если в компании высокая текучесть кадров, то это значит, что плохо организована адаптация сотрудников. Есть две причины быстрого ухода человека из компании — завышенные ожидания человека к своему рабочему месту и затрудненная интеграция его в коллектив.
Объективному
восприятию равновесия положительного
и отрицательного препятствуют чувство
отчужденности в новом
Процесс
адаптации сложный. Он требует определенных
усилий и специальных программ. В
программу адаптации входят конкретные
мероприятия, которые должен проводить
сотрудник, ответственный за новичка.
Перед запуском адаптационного механизма
нужно определить знания и навыки,
опыт работы, характер нового сотрудника.
Для каждого новичка должна быть
разработана индивидуальная программа.
Содержание этой программы определяют
руководители подразделения. В каждом
подразделении есть свои алгоритмы
решения задач и особенности,
которые должны быть усвоены сотрудником.
Затем содержание утверждается работниками,
которые будут участвовать в
проведении программы обучения.
Структура адаптации работника.
Какова структура адаптации работника?
Ответ
на этот вопрос зачастую сводится к
социально-психологическому аспекту,
т. е. к приспособлению к действующей
на предприятии системе
Какие же из выделенных видов адаптации протекают более трудно?
Многое
зависит от самого работника. Так, адаптация
новичков, не имеющих опыта практической
деятельности (первичная адаптация
молодых специалистов), имеет свою
специфику. Молодые специалисты
приходят на производство, обладая
хорошим багажом знаний и полным
отсутствием практического
Организационная адаптация выпускников вузов также имеет свои особенности. Во-первых, им самим необходимо освоить режим труда и отдыха, соблюдать трудовую дисциплину, во-вторых, они должны ознакомиться с организационной структурой предприятия, выработать четкое представление о месте своего подразделения в этой структуре, целях как предприятия в целом, так и своего рабочего места. Отношения в производственном социуме существенно отличаются от тех, которые имели место в вузовском коллективе, где они носили преимущественно неформальный характер. Структура же производственного социума имеет строгую иерархию, которая определяет особенности отношений с руководством, коллегами и подчиненными.
Вместе
с тем у молодых специалистов
высоки требования как к профессионально-
Работники,
имеющие опыт практической работы,
поступая на новое предприятие (вторичная
адаптация), профессионально адаптируются
быстрее, для них существенное значение
имеет вхождение в новый
Несмотря
на различия адаптации отдельных
демографических групп
Факторы успешности процесса адаптации.
Успешность процесса адаптации определяется целым рядом факторов, которые можно сгруппировать следующим образом:
Проблемы новых сотрудников.
1. Позитивно-негативный результат труда. Если деятельность нового сотрудника приносит результаты, которые он сам расценивает как позитивные, он ощущает удовлетворение, если нет (в связи с новыми, изменившимися условиями работы) - неудовлетворение или даже фрустрацию. Если фрустрирующее состояние появляется каждый день, то оно накапливается и негативно отражается на психике сотрудника и, возможно, со временем начнет "выплескиваться" на коллег, семью, а в запущенных случаях может привести к возникновению зависимости от алкоголя и т.д.
2. "Отравители" трудового процесса. Даже такая, казалось бы, мелочь, как способ обращения к коллегам, может вызвать конфликт между коллективом и сотрудником. Например, вы долго работали в компании, где царили чопорность и консерватизм, все называли друг друга на "вы", по имени и отчеству. А первое, что вы слышите, перейдя в новую, молодую организацию (да еще при всем коллективе), - "Привет! Ты кто? Ах, Вася! Ребята - это Вася, наш новый сотрудник" (вместо привычного Василий Васильевич). Результат - раздражение, испорченное настроение. Такие мелочи со временем превращаются в "снежный ком".
Если
сотрудник испытывает напряжение в
связи с какой-то частью его работы,
он должен обратить внимание на этот процесс
и постараться разрешить
3. Зависимость от позиций клиента. Если автор работы слишком остро воспринимает мнение других (либо не в состоянии игнорировать эти мнения, либо не умеет формировать их с позитивным для себя результатом), возникает фрустрирующее состояние.
4. Соотносимость фрустрации и удовлетворения. Неумение наладить отношения с коллегами может быть компенсировано высокой технической компетентностью. Но если уровень фрустрации выше или сопоставим с уровнем удовлетворения, получаемого от работы, такой сотрудник вряд ли долго продержится. Причем его уход может оказаться абсолютным сюрпризом для работодателя - рабочие показатели сотрудника при этом могут быть высокими. Только если удовлетворенность работой выше, чем неудовлетворенность, у новичка есть предпосылки остаться в организации. Естественно, для этого его нужно мотивировать. Часто решающим мотивирующим фактором оказывается зарплата. До тех пор, пока другие мотиваторы компенсируют приобретенную и накопленную фрустрацию, обе стороны трудовых отношений могут даже не догадываться, что последние в опасности.
Однако
чем чаще возникают подобные ситуации,
тем чаще сотрудника посещают сомнения.
Постепенно снижается уровень доверия
и лояльности к фирме, а вместе
с ними уходит мотивация, падает качество
выполняемой работы. Пройдет немного
времени, и если отношения компании
и сотрудника не изменятся, то, скорее
всего, им придется расстаться. А между
тем потрачено время, вложены
средства... Выходит, что система
адаптации персонала не просто полезна,
она необходима, чтобы компания могла
развиваться.
Критерии адаптации сотрудников.
Критериями адаптации для управленческого персонала могут быть:
Критерии адаптации для рабочих:
Впрочем,
для каждой организации критерии
оценки и программа адаптации
имеют индивидуальный характер, и
ваше дело - решить, в каком объеме
проводить эту процедуру, какие
дополнительные аспекты в нее
ввести. Принципиальным остается лишь
одно - система адаптации персонала
должна стать частью стратегии успешного
развития компании.
Факторы трудовой адаптации.
Управление
процессом адаптации
Так как адаптация – двусторонний процесс между личностью и той производственной средой, в которую она включается, все факторы адаптации могут быть разделены на две группы: личностные и производственные.
Факторы трудовой адаптации – это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результат этого процесса.