Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 13:13, курсовая работа
Цель исследования – оценка системы адаптации персонала в организации.
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
• определить сущность и цели адаптации;
• определить составляющие системы управления адаптации работника на предприятии;
• изучение особенностей управления адаптацией персоналом.
Введение 2
Глава 1. Теоретическая постановка вопроса адаптации персонала. 3
• Этапы и структура трудовой адаптации. 3
• Участники адаптационного процесса: их роли и задачи. 7
• Как выстроить продолжительные деловые отношения с подчиненными. 9
Глава 2. Исследование объекта адаптации. 9
• Структура адаптации работника. 11
• Программы адаптации. 18
• Методы адаптации. 22
Глава 3. Анализ системы адаптации на предприятии «МТС». 24
• Отдел персонала в СООО «МТС». Состояние системы адаптации персонала. 25
• Мероприятия по совершенствованию системы адаптации
персонала. 28
Заключение. 32
Список использованных источников. 34
5. Культурно-бытовая — это участие новых членов трудового коллектива в традиционных для данного предприятия мероприятиях вне рабочего времени.
Принято выделять первичную и вторичную адаптацию.
Первичную адаптацию проходят молодые сотрудники, впервые приступающие к профессиональной деятельности, не имеющие опыта работы. Вторичная адаптация - приспособление сотрудников с определенным опытом профессиональной деятельности, в силу различных обстоятельств меняющих место деятельности или должность.
Таким
образом, адаптация – это целая
программа, элементы которой взаимосвязаны.
Руководство должно быть готово к
тому, что не может быть максимальной
отдачи от нового сотрудника в первые
месяцы его работы. И успех адаптации
во многом зависит именно от человеческого
участия. Если сделать внимательное
отношение к новичкам, то адаптация
сотрудников перестанет быть проблемой.
Сам процесс адаптации имеет две стороны:
Приступая
к новой работе, человек активно
включается в систему профессиональных
и социально-психологических
С
другой стороны, компания имеет сложившуюся
корпоративную культуру. Именно незнание
принятых в организации правил и
норм поведения, неуверенность в
их совместимости с привычной
системой ценностей эмоционально "нагружает"
нового сотрудника.
Какой должна быть система адаптации?
В первую очередь она должна быть ориентирована на конкретного сотрудника. Процесс адаптации не может быть одинаковым для молодого специалиста и профессионала с солидным профессиональным и жизненным опытом. В первом случае необходимо сделать акцент на профессиональной адаптации, поскольку на первом месте здесь стоит освоение профессиональных умений и навыков. А в формировании межличностных отношений молодые люди, как правило, более гибки. Во втором случае сотрудник в большей степени нуждается в социально-психологической адаптации ввиду того, что за его плечами не только большой профессиональный опыт, но и опыт взаимодействия в другой организации, и зачастую приходится ломать сложившиеся ранее модели поведения и взаимоотношений.
Эффективная
система адаптации персонала
должна быть формализованной, то есть
иметь единую, четкую структуру. Реализуется
система адаптации через
В программу адаптации нового сотрудника обязательно входит:
Участники адаптационного процесса: их роли и задачи.
В идеале процесс адаптации должен затрагивать три стороны: наставник, непосредственный руководитель и специалисты службы персонала.
Рассмотрим роль и задачи каждой из сторон.
Функции службы персонала.
Опыт показывает, что процесс адаптации проходит наиболее эффективно, когда кадровая служба играет в нем координирующую роль: разрабатывает и внедряет адаптационные инструменты, обучает руководителей и наставников их использованию, контролирует процесс.
Задачи службы персонала заключаются в следующем:
По отношению к наставникам и линейным руководителям:
Задачи линейного руководителя:
Линейный руководитель в ходе процесса адаптации выполняет следующие функции:
Роль наставника.
Наставничество в целом – это обучение, консультирование и оценка нового сотрудника более опытным коллегой.
Наставничество может быть как дополнением к непосредственным обязанностям опытного сотрудника, так и его основной деятельностью на некоторое время. Иногда в компаниях вводится специальная должность наставника, который занимается исключительно обучением.
Действия, выполняемые наставником в ходе адаптационного процесса:
Как
правило, наставником в организации
становится опытный сотрудник с
большим стажем работы. Эту позицию
должен занимать человек, умеющий, прежде
всего, слушать и быть терпимым, то
есть не каждый опытный работник
может стать хорошим
Одна из новых для российских компаний форм наставничества –budding (buddy – дружок, приятель с анг.). Специализированная система наставничества Buddy System введена компанией «ИКЕА» (с 2006г.).
К
новичку «прикрепляется»
Конечно, к бадди предъявляются определенные требования. Они должны быть выскоквалифицированными специалистами в своей области, работать в компании не менее шести месяцев, пользоваться уважением в коллективе и демонстрировать высокий уровень обслуживания покупателей. Помимо профессиональных качеств, им необходимы следующие личностные качества:
Как выстроить продолжительные деловые отношения с подчиненными.
Для этого руководителю следует учесть ряд моментов.
1.
Чтобы избежать или уменьшить
развитие фрустрации у нового
сотрудника, нужно продумать и
активно управлять его
2.
Нужно быть внимательным к
внутреннему миру подчиненного (например,
во время
3.
Чтобы вовремя заметить
4.
Показателем успешно
Глава 2. Исследование объекта адаптации.
В процессе трудовой деятельности каждый работник сталкивается с новыми для него обстоятельствами, требующими овладения профессиональными навыками; выработки определенной линии поведения; изменения установок, взглядов, убеждений и т. д. Сказанное в полной мере относится как к работникам, вступающим в трудовую жизнь, так и к тем, кто меняет место работы. Привлечение нового персонала неизбежно связано с проблемой адаптации в связке “предприятие – работник”.
Что представляет собой адаптация работника к конкретному предприятию?
Обычно
работники кадровых служб отвечают,
что это приспособление новичков
к предприятию. Действительно, становясь
работником конкретного предприятия,
новичок оказывается перед
Однако,
начинаясь с приспособления к
микросреде предприятия, процесс адаптации
не останавливается на этом этапе, а
продолжается дальше. По мере приобретения
знаний, опыта, умений и навыков, знакомства
с ценностями, нормами и традициями
работник начинает проявлять социальную
активность. Поэтому абсолютно неверно
рассматривать адаптацию
Но нужно всегда помнить о том, что, поступая на работу, работник имеет целый комплекс ожиданий, реализацию которых он связывает с конкретным предприятием. Для него важными факторами могут выступать организация производства, уровень заработной платы, мотивация, отношения с непосредственным руководителем, коллегами, подчиненными. Если эти ожидания не оправдываются, то возникает неудовлетворенность работой в целом либо отдельными сторонами производственной ситуации, что может привести к решению уволиться с предприятия.
Таким образом, и работник, и микросреда предприятия в процессе адаптации должны рассматриваться в качестве объектов и субъектов одновременно, это – две стороны одного процесса, сущность которого в их взаимосвязи и взаимозависимости: с одной стороны, микросреда предприятия, воздействуя на работника, заставляет его приспосабливаться к себе, с другой – личность, активно влияя на микросреду предприятия, тем самым преобразует ее, пытаясь приспособить к своим потребностям.
Подбор нового сотрудника является длительным и дорогостоящим процессом. Еще до выхода нового работника на рабочее место организация тратит на него средства, и она заинтересована в том, чтобы этот человек работал, а не ушел из компании через несколько недель.