Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение порядка аудиторской проверки бухгалтерской отчетности.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать круг задач, которые необходимо решить в процессе рассмотрения данной темы:
- порядок составления бухгалтерской отчетности
- проверка правильности составления бухгалтерской отчетности
- порядок написания аудиторского заключения по итогам проверки бухгалтерской отчетности.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Бухгалтерская отчетность на предприятии………………………….5
Понятие, виды, состав и сроки предоставления бухгалтерской отчетности……………………………………………………5
1.2 Подготовительные работы перед составлением отчетности..12
1.3 Виды и состав бухгалтерского баланса……………………..16
1.4 Другие формы бухгалтерской отчетности…………………..25
Глава 2. Аудит бухгалтерской отчетности…………………………….42
2.1 Задачи, источники, методы и этапы планирования проверки бухгалтерской отчетности……………………………………….42
2.2 Проверка правильности проведения инвентаризации и закрытия счетов в конце года……………………………………50
2.3 Аудит бухгалтерского баланса………………………………51
2.4 Проверка правильности составления других форм отчетности………………………………………………………..56
Глава 3. Аудиторское заключение…………………………………….63
3.1 Оформление результатов аудиторских проверок…………69
3.2 Типичные ошибки и пути их исправления………………...69
Заключение…………………………………………………………….75
Список литературы…………………………………………………….75
Аудитор в ходе планирования
и непосредственного проведения
аудиторской проверки обязан достичь
понимания системы
На стадии планирования руководитель аудиторской проверки разрабатывает аудиторские процедуры, позволяющие провести анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и других показателей (особенно их необычных отклонений от ожидаемых значений), а также выяснить причины их искажений.
При аудите системы бухгалтерского учета необходимо проверять:
- имеются ли должностные
инструкции на каждого
- есть ли график работ
всех подразделений
- назначены ли приказом
материально-ответственные
- соответствие методических
вопросов учетной политики
- соблюдается ли в течение
отчетного года принятая
- полноту отражения в
учете за отчетный период (месяц,
квартал, год) всех
- проведена ли инвентаризация имущества и обязательств, правильно ли оформлены ее результаты;
- правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;
- наличие приказа об
учетной политике и ее
- применяемую форму
- соответствие структуры и штата бухгалтерии объему совершаемых операций[20].
2.2 Проверка правильности проведения инвентаризации и закрытия счетов в конце года
Перед составлением годового отчета в каждой организации проводятся инвентаризация основных видов ценностей и обязательств, списание выявленных отклонений по назначению и корректировке затрат со списанием калькуляционных разниц и закрытием ряда операционных счетов. В ходе проверки закрытия счетов необходимо установить:
- сделаны ли корректировочные
записи по суммам цеховых
- распределены ли расходы
будущих периодов, сделана ли
корректировка
- исчислена ли себестоимость продукции основных отраслей производства и списаны ли выявленные отклонения. Сделана ли корректировка затрат и закрыты ли субсчета к счету 20 "Основное производство";
- произведена ли корректировка
затрат и закрыты ли счета
29 "Обслуживающие производства
и хозяйства" (по субсчетам
собственно обслуживающих
- списаны ли затраты по завершенным процессам и сделаны ли корректировочные записи на счетах вложений во внеоборотные активы и основные средства;
- определены ли финансовые результаты, сделаны ли корректировочные записи и закрыты ли счета 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы";
- распределена ли прибыль
и списан ли убыток на счет
84 "Нераспределенная прибыль (
2.3 Аудит бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс (ф. N 1) является главной формой в системе бухгалтерской отчетности, поскольку он характеризует имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату.
Прежде всего, необходимо проверить соответствие содержания статей формы баланса положениям нормативных актов. Проверку показателей бухгалтерского баланса целесообразно начинать с процедуры арифметических подсчетов итогов по группам статей, разделам и валюты баланса по активу и пассиву и сверки полученных результатов с данными, указанными в балансе организации. Такой подсчет крайне важен, поскольку данные баланса используются при проведении анализа финансового положения. В ходе проверки бухгалтерского баланса необходимо проверить соблюдение требования непротиворечивости. В частности, соблюдение тождества показателей граф "На начало отчетного года" и "Наконец отчетного периода" предыдущего года с учетом произведенной на начало года реорганизации, а также изменений в оценке показателей активов. Данное правило закреплено, например, в ПБУ 6/01[14], где записано, что результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года. На данном этапе проверяется соблюдение сопоставимости данных бухгалтерского баланса на начало и конец отчетного года как по номенклатуре статей, так и по содержанию показателей, включенных в статьи бухгалтерского баланса, а также сопоставимость с номенклатурой и группировкой разделов и статей в них за предыдущий отчетный год. Тем самым аудитор подтверждает соблюдение требований последовательности и сопоставимости. Для подтверждения статей бухгалтерского баланса используется процедура сверки тождественности показателей баланса и главной книги путем сопоставления показателей. При проведении такого сопоставления используются данные соответствующих регистров аналитического учета. При выявлении отклонений устанавливается причина. Аудитор может использовать и такой прием, как составление альтернативного баланса. Аудитор составляет альтернативный баланс по данным главной книги и сопоставляет его показатели с данными бухгалтерского баланса, составленного организацией. Это позволяет выявить отклонения по отдельным статьям. Важной процедурой является проверка соблюдения методики формирования показателей и оценки статей бухгалтерского баланса. В бухгалтерском балансе данные должны быть представлены с соблюдением следующих требований:
- нельзя засчитывать активы
и пассивы, кроме случаев,
- основные средства и
нематериальные активы нужно
отражать по остаточной
- активы и обязательства следует разделять на долгосрочные и краткосрочные;
- данные о расчетах
с другими организациями и
гражданами нужно показывать
в развернутом виде. Те счета
аналитического учета, где
- если какой-либо показатель имеет отрицательное значение, то в балансе его нужно записать в круглых скобках;
- в графе 3 даются сальдо по счетам по состоянию на 1 января отчетного года;
- в графе 4 приводят сальдо по счетам по состоянию на 31 декабря отчетного года
- незавершенное строительство,
приобретенное оборудование, требующее
монтажа, отражаются по
- материально-производственные
запасы (сырье, основные и
готовая продукция отражается по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;
-
товары в организациях, занятых
торговой деятельностью,
-
затраты в незавершенное
-
отгруженные продукция и
-
дебиторская задолженность, по
которой созданы резервы по
сомнительным долгам, показывается
за минусом образованного
-
дебиторская и кредиторская
-
уставный капитал показывается
в сумме в соответствии с
учредительными документами,
-
займы и кредиты показываются
с учетом причитающихся к
При аудите необходимо обратить внимание на правильность заполнения показателей в форме бухгалтерского баланса
При
заполнении статей "Нематериальные
активы" и "Незавершенное строительство"
следует учитывать ПБУ 17/02 "Учет
расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и
При выполнении НИОКР затраты по ним предварительно собираются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". В связи с этим остатки затрат по незаконченным НИОКР должны отражаться по соответствующей статье бухгалтерского баланса.
Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, которые не дали положительный результат списываются по окончании работ на счет прибылей и убытков как прочие расходы, которые найдут свое отражение в Отчете о прибылях и убытках.
При заполнении статей "Долгосрочные финансовые вложения" и "Краткосрочные финансовые вложения" следует учитывать ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений".[15]
Финансовые
вложения, по которым можно определить
в установленном порядке
Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности по первоначальной стоимости. При этом ПБУ 18/02[9] ввело понятие обесценения финансовых вложений, не имеющих текущей рыночной стоимости, через устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений. В случае возникновения ситуации, в которой может произойти обесценение финансовых вложений, организация должна проверить наличие условий для устойчивого снижения стоимости финансовых вложений.
Указанная проверка производится по всем финансовым вложениям (а не только по ценным бумагам, как было ранее) организации, по которым имеются признаки их обесценения. Если проверка на обесценение подтверждает устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, то организация образует резерв под обесценение финансовых вложений на величину разницы между учетной стоимостью и расчетной стоимостью таких финансовых вложений. Коммерческая организация образует указанный резерв за счет финансовых результатов организации (в составе операционных расходов), а некоммерческая - за счет увеличения расходов.
В бухгалтерской отчетности стоимость таких финансовых вложений показывается по учетной стоимости за вычетом суммы образованного резерва под их обесценение.
Проверка на обесценение финансовых вложений производится не реже одного раза в год по состоянию на 31 декабря отчетного года при наличии признаков обесценения. Организацией должно быть обеспечено подтверждение результатов указанной проверки. Если по результатам проверки на обесценение финансовых вложений выявляется дальнейшее снижение их расчетной стоимости, то сумма ранее созданного резерва под обесценение финансовых вложений корректируется в сторону его увеличения и уменьшения финансового результата у коммерческой организации или увеличения расходов у некоммерческой организации. Если по результатам проверки на обесценение финансовых вложений выявляется повышение их расчетной стоимости, то сумма ранее созданного резерва под обесценение финансовых вложений корректируется в сторону его уменьшения и увеличения финансового результата у коммерческой организации или уменьшения расходов у некоммерческой организации.
По
долговым ценным бумагам и предоставленным
займам организация может составлять
расчет их оценки по дисконтированной
стоимости. При этом записи в бухгалтерском
учете не производятся. Информация
о применении такой оценки и способах
расчета дисконтированной стоимости
должна приводиться в пояснительной
записке. Кроме того, организация
должна обеспечить подтверждение обоснованности
расчета путем привлечения
Указанная статья перенесена из актива бухгалтерского баланса в его пассив и стала контрпассивной статьей по отношению к статье "Уставный капитал". Поэтому цифровые значения статьи показываются в отчете в круглых скобках, т.е. в отрицательном значении.
Одной из важных процедур является проверка взаимоувязки показателей отчетных форм (соблюдение требования непротиворечивости показателей).
С этой целью сверяются показатели бухгалтерского баланса с данными других отчетных форм.