Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:30, курс лекций
ЛЕКЦИЯ 1. ДОКУМЕНТ И СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТАЦИИ.
ЛЕКЦИЯ 2. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ ОФОРМЛЕНИЮ.
ЛЕКЦИЯ 3. ФОРМУЛЯР-ОБРАЗЕЦ, СОСТАВ И РАСПОЛОЖЕНИЕ РЕКВИЗИТОВ.
ЛЕКЦИЯ 4. СОСТАВЛЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ.
Форма ответственности за недобросовестное выполнение обязанностей может быть различной, и в случае нанесения организации материального ущерба работник может нести в том числе и материальную ответственность. Случаи такой ответственности и ее размеры оговорены в гл. 39 Трудового кодекса РФ.
Взыскания объявляются
работнику обязательно под
Взыскания в трудовую книжку не записываются.
Оформление отпусков
Оформление отпуска требует прежде всего знания законодательных актов, определяющих порядок и продолжительность отпуска, положенного конкретному работнику.
Отпуск оформляется цепочкой документов, начиная с графика отпусков. Он составляется на каждый календарный год. График отпусков имеет обязательную унифицированную форму — форма № Т-7.
График отпусков визируется руководителем кадровой службы, руководителями структурных подразделений, согласовывается с выборным профсоюзным органом (при его наличии) и утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом.
График отпусков составляется обычно в трех экземплярах: один остается у работника, ведущего кадровую документацию; другой передается в бухгалтерию; третий в виде выписки передается в структурные подразделения организации.
Основанием для предоставления отпуска кроме графика отпусков служит личное заявление работника. Оно пишется на имя руководителя организации и обязательно содержит реквизиты:
• адресат (кому адресовано);
• автор (с указанием должности и структурного подразделения, где работает работник);
• указание вида документа (заявление);
• дата;
• подпись работника.
В тексте заявления указывается, какой вид отпуска просит предоставить работник: очередной ежегодный целевой дополнительный (учебный, специальный и т.д.). Указывается продолжительность отпуска и с какого числа предполагается его начало. Если в отпуск уходит руководящий работник, в заявлении указывается, на кого он возлагает исполнение своих обязанностей на время нахождения в отпуске. Кроме того, если работник уходит не в ежегодный очередной отпуск, а в отпуск по каким-либо обстоятельствам, то заявление должно содержать основание предоставления такого отпуска со ссылкой на соответствующий документ, который прилагается к заявлению. Например, в заявлении об учебном отпуске делается ссылка на справку из учебного заведения; при отпуске по беременности и родам ссылаются на листок нетрудоспособности и т.д.
Заявление составляется в одном экземпляре.
Завизированное руководителем структурного подразделения заявление передается в отдел кадров. На основании заявления и графика отпусков составляется приказ.
При оформлении приказа на отпуск конкретному работнику используется унифицированная форма № Т-6 «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику». В том случае, если в отпуск оформляется сразу на несколько работников, составляется приказ по унифицированной форме № Т-ба «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работкам», что характерно для периода летних отпусков и особенно в учебных заведениях.
Приказы об отпуске объявляются работнику под расписку. На основании приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска делаются отметки в личной карточке (форма № Т-2 или Т-2ГС), лицевом счете (форма № Т-54 или Т-54а) и производится расчет заработной платы, причитающейся за отпуск, по форме № Т-60 «Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику».
Таким образом, оформление отпусков требует проведения следующих операций: составление графика очередных отпусков; контроль за соблюдением графика очередных отпусков в течение года; оформление приказов об отпуске, их регистрация, внесение данных об отпуске в форму № Т-2 (№ Т-2ГС).
Приказы об отпусках формируются в отдельные дела и имеют согласно «Перечню типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения» срок хранения 5 лет.
Командирование
К кадровой документации
относятся и документы о
Первым документом является форма № Т-10а — служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении. На основании этого документа будет издаваться приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку. Служебное задание подписывается руководителем подразделения, в котором работает командируемый работник, и утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом. Этот же документ — форма № Т-10а — содержит и отчет о выполнении задания, что очень удобно и сокращает количество создаваемых документов.
Только после оформления задания готовится проект приказа о направлении сотрудника в командировку. Если командируется один человек, приказ готовится по унифицированной форме № Т-9, если одновременно направляются несколько работников, используется форма № Т-9а.
Помимо фамилии, имени и отчества командируемого в приказе указываются цель, время и место командировки, а при необходимости — источники оплаты сумм (командировочных расходов и другие условия направления в командировку.
После подписания приказа о командировании выписывается командировочное удостоверение по форме № Т-10.
Командировочные расходы оплачиваются по суткам, поэтому командировочное удостоверение и является тем учетным документом, в котором фиксируется время прибытия сотрудника в пункт назначения и время выбытия из него. При этом отметки о приезде и отъезде делаются в каждом пункте назначения и заверяются не только подписью ответственного должностного лица, но и печатью. Чаще всего командировочное удостоверение прибывших в организацию сотрудников оформляет секретарь.
Командировочное удостоверение выписывается в одном экземпляре и регистрируется в журнале. Форма журнала не унифицирована.
Можно предложить следующую форму оформления журнала:
№ командировочного удостоверения |
Дата выдачи |
Фамилия, имя, отчество |
Должность |
Место командировки |
Цель |
Срок командировки |
Дата и номер приказа |
35 |
06.07.2001 |
Иванов С. И. |
менеджер |
г. Казань, фирма «Ара» |
Заключение договора |
С 09.07.2001 По 13.07.2001 |
05.07.2001 № 84к |
Увольнение
Днем увольнения работника является последний день его работы.
Увольнение работника отражается в ряде документов и начинается с заявления или служебной записки.
На основании личного заявления или служебной записки составляется проект приказа. Приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора имеет унифицированную форму № Т-8 при увольнении одного работника и № Т-8а — нескольких работников.
В приказах об увольнении
обязательно указываются
Приказ после подписания регистрируется.
Увольняемый работник знакомится с приказом и ставит свою визу.
Копия приказа помещается в личное дело.
На основании приказа о прекращении действия трудового договора делается запись в личной карточке (форма № Т-2 или Т-2ГС), лицевом счете (форма № Т-54 или Т-54а), трудовой книжке, производится расчет с работником по форме № Т-61 «Записка-расчет при прекращении действия трудового договора с работником».
Личная карточка (форма
№ Т-2 или Т-2ГС) после внесения
соответствующих записей
В трудовой книжке в строгом соответствии с приказом делается запись о прекращении трудовой деятельности с указанием даты и причины увольнения, и книжка выдается на руки увольняющемуся.
Все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы в организации, учреждении, фирме, заверяются подписью руководителя организации или начальника отдела кадров (если такой отдел есть) и печатью.
Организация обязана выдать работнику его трудовую книжку в день увольнения.
Увольняющийся расписывается в журнале регистрации трудовых книжек о ее получении. В журнале фиксируются дата выдачи трудовой книжки и основание ее выдачи.
Личное дело после помещения в него приказа об увольнении закрывается и обрабатывается для передачи в архив на долговременное хранение.
Личное дело
Личное дело (досье) — совокупность документов, содержащих сведения о работнике и его трудовом стаже.
В состав личного дела должны входить следующие документы:
• внутренняя опись документов, имеющихся в личном деле;
• анкета или личный листок по учету кадров;
• автобиография или резюме;
• копии документов об образовании;
• копии документов об утверждении в должности;
• характеристики или рекомендательные письма;
• трудовой договор;
• копии приказов о назначении, перемещении, увольнении;
• дополнение к личному листку по учету кадров;
• справки и другие документы, относящиеся к данному работнику.
Личное дело заводят после издания приказа о приеме работника. Все документы, относящиеся к личному делу, по мере поступления (в хронологическом порядке) подшиваются в папку-скоросшиватель. На ее обложке указываются полностью: фамилия, имя, отчество сотрудника, дата поступления на работу. Личное дело ведется в одном экземпляре.
Каждый документ личного дела заносится в опись отдельно. Опись составляется и подписывается работником, ведущим кадровую документацию, с указанием даты формирования личного дела. Начальной датой личного дела является дата заявления о приеме на работу, а конечной — дата увольнения.
Работник, ответственный за ведение кадровой документации, обязан своевременно:
• вносить записи в личное дело об изменениях в служебном положении работника, биографических данных, семейном положении, месте жительства и т.п.;
• приобщать к делу полученные документы. Основанием для внесения изменений и дополнений в личное дело является:
• о служебном положении — приказ руководителя организации о переводе;
• об образовании — документы учебных заведений (диплом, аттестат, удостоверение, свидетельство);
• об изменении фамилии, имени, отчества — приказ по личному составу, изданный на основании документов органов загса.
Внесение в документы личного дела изменений и дополнений со слов сотрудника не допускается.
ЛЕКЦИЯ 5
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТООБОРОТА.
1. Характеристики и принципы организации документооборота
2. Регистрация документов
3. Движение входящих, исходящих и внутренних документов
4. Информационно-справочная работа
5. Контроль исполнения документов
1. ХАРАКТЕРИСТИКИ
И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Термин «документооборот» появился в российском (советском) документоведении в 1920-х гг. В результате многолетних научных исследований в области управленческого труда и делопроизводства основные правила движения документов и рациональной организации документооборота к середине 1970-х гг. были сформулированы в Единой государственной системе делопроизводства (ЕГСД).
Документооборот — это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки.
Организация документооборота предполагает разработку и соблюдение правил движения и обработки документов в организации, касающихся:
В соответствии с ЕГСД общие принципы организации документооборота: