Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:30, курс лекций
ЛЕКЦИЯ 1. ДОКУМЕНТ И СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТАЦИИ.
ЛЕКЦИЯ 2. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ ОФОРМЛЕНИЮ.
ЛЕКЦИЯ 3. ФОРМУЛЯР-ОБРАЗЕЦ, СОСТАВ И РАСПОЛОЖЕНИЕ РЕКВИЗИТОВ.
ЛЕКЦИЯ 4. СОСТАВЛЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ.
Для этого в каждой
организации необходимо целенаправленно
изучать документооборот с
Документооборот — технологический
процесс, который характеризуется
качественными и
К качественным характеристикам документооборота, в частности, относят:
По отношению к аппарату управления внутри организации выделяют входящий документопоток (документы, поступающие в организацию), исходящий документопоток (документы, отправляемые из организации), внутренний документопоток (документы, при создании и использовании не выходящие за пределы подготовившей их организации).
Маршрут движения документа включает все этапы его перемещения в организации от получения или создания до отправки или подшивки вдело.
Оптимизируют маршруты движения документов на основе организационных документов: устава, положения об организационно-функциональной структуре, положений о структурных подразделениях, бизнес-процессах, функциональных областях, должностных инструкций, приказов о делегировании полномочий и распределении обязанностей.
В результате унификации маршрутов движения определенных категорий документов (входящих, исходящих, приказов по основной деятельности, личному составу и т.д.) создают маршрутные схемы (оперограммы). Этапы маршрутов движения создаваемых в организации документов (внутренних и исходящих) должны соответствовать разделам Табеля форм документов организации, отражающих особенности подготовки этих документов (например, согласования, подписания, утверждения и т.д.).
Труднее всего регламентировать маршруты движения внутренних документов, за исключением распорядительных документов.
Количественные характеристики документооборота:
Объем документооборота — количество документов, поступивших в организацию и созданных ею за определенный период.
При определении объема документооборота учитывают все входящие, исходящие и внутренние документы (как регистрируемые, так и нерегистрируемые) и их копии. Для получения достоверных сведений каждый документ должен быть учтен один раз. Объем документооборота выражают дробью, в числителе которой — количество подлинников, в знаменателе — количество копий.
Регулярный учет объема документооборота производят в целях анализа и упорядочения работы с документами в организации, изучения загруженности ее отдельных структурных подразделений и должностных лиц. Результаты учета используют для определения оптимальной штатной численности службы ДОУ (отдела делопроизводства).
Документооборот бумажных и электронных документов в организации должен быть организован по единым принципам и желательно с последующим объединением всех источников документной информации в общий информационный массив.
2. РЕГИСТРАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ
К технологическим процессам обработки документной информации относят регистрацию документов.
Регистрация документа — это запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующая факт его создания, отправления или получения.
При регистрации в
информационно-поисковую
При регистрации электронных документов в системах автоматизации делопроизводства и документооборота (САДД) некоторые метаданные вводит система автоматически. Регистрируя документы в САДД, пользователь, как правило, имеет возможность «настроить» состав вводимых метаданных под свои требования либо самостоятельно, либо с помощью фирмы-разработчика системы.
Регистрация внутренних и исходящих документов, подтверждающая факт их создания в данной управленческой системе и отправки адресатам, — необходимое условие придания этим документам официального характера и юридической силы.
Регистрация входящих документов не только подтверждает факт их получения, но и накладывает на получившую организацию ответственность за использование содержащейся в документах информации.
Международный стандарт
ИСО 15489 также предусматривает регистра
Регистрация также необходима для учета документов и контроля за их исполнением.
По отношению к регистрации документы в организации делят на регистрируемые и нерегистрируемые.
В обязательном порядке регистрируют документы, которые требуют исполнения, могут служить доказательством выполнения юридических обязательств и управленческих действий или могут быть использованы в справочных целях в дальнейшей деятельности организации.
Регистрации подлежат документы:
Не регистрируют документы, присланные для сведения и не требующие ответа: поздравительные письма, информационные и рекламные материалы, приглашения на различные мероприятия и т.п.
Форма регистрации может быть централизованной, при которой все документы регистрируют в одном месте — службе ДОУ, или децентрализованной, когда регистрация происходит и в службе ДОУ, и в структурных подразделениях.
Категории не регистрируемых в организации, а также регистрируемых вне службы ДОУ документов должны быть определены в соответствующих перечнях документов, составляемых в качестве приложений к инструкции по делопроизводству.
Использование САДД сокращает
затраты времени на ввод в ИПС
учетных данных о документе и
позволяет максимально
Основные правила регистрации документов:
Регистрационный индекс (номер) документа — цифровое или буквенно-цифровое обозначение, присваиваемое документу при его регистрации.
Регистрационный индекс документа означает его принадлежность к конкретной классификационной группе и его порядковый номер внутри этой группы. Как правило, индекс состоит из арабских цифр, к которым могут добавлять буквы. Порядковый номер присваивают, начиная с номера 01, с 01 января по 31 декабря включительно (при регистрации в рамках календарного года).
Для разделения документов
по классификационным группам
Таким образом, регистрационный индекс документа состоит из индекса дела и порядкового номера документа в регистрируемом массиве. Например, если порядковый номер входящего документ 645 и после исполнения он будет помещен в дело с индексом 02-06, то регистрационный индекс этого документа — 02-06/645.
Исключение составляют внутренние распорядительные документы, индексами которых являются их порядковые номера в каждой группе документов, присваиваемые им в течение календарного года, учебного года (для учебных заведений) или срока полномочий органов. К индексам приказов по личному составу могут быть добавлены буквы «л/с» (личный состав) или «к» (кадры).
Регистрационные формы
Сведения о документе вводят в ИПС, заполняя регистрационные формы: журналы и регистрационные карточки.
Журнальную форму используют в небольших организациях (при объеме документооборота — до 500 документов в год). Разные виды документов регистрируют в разных журналах. Так как журнальная форма обеспечивает лучшую сохранность сведений о документах, она предпочтительна при регистрации документов строгого учета, например, конфиденциальных документов, документов об образовании, документов, удостоверяющих личность, и т.д.
При карточной форме регистрации учетные сведения о документе вносят в поля регистрационно-контрольной карточки (РК), форма которой была закреплена в Единой государственной системе делопроизводства (ЕГСД). В настоящее время организация может сама определять форму карточки, ее размер и состав реквизитов.
РК имеет лицевую
и оборотную стороны. Лицевая
сторона предназначена для
При регистрации документа обычно заполняют три экземпляра карточки: один — для справочной картотеки, второй — для контрольной картотеки, третий — вместе с документом передают исполнителю.
Карточная форма регистрации позволяет одновременно создавать справочные картотеки по нескольким критериям (хронологии, адресатам, корреспондентам, исполнителям и т.д.).
Контрольную картотеку формируют из карточек документов, поставленных на контроль. После исполнения документа его карточку удаляют из контрольной картотеки.
Компьютерную регистрацию документов в САДД осуществляют путем заполнения электронной РК.
Далее приведен пример РК
системы автоматизации
Часть полей РК заполняется автоматически системой при начале регистрации документа (например, регистрационный номер, дата регистрации), некоторые вводят вручную (в частности, краткое содержание документа, номер входящего документа, проставленный организацией-автором). Еще один способ ввода данных — с использованием справочников.
Для настройки программы
на структуру организации-
При заполнении РК в САДД «Дело» используются справочники:
С помощью справочников определенные поля РК заполняют, выбирая значение из соответствующих справочников, либо система сама находит нужное значение при наборе с клавиатуры нескольких первых букв реквизита. Использование справочников ускоряет ввод данных в РК документа и снижает вероятность ошибки при регистрации.