Основы формирования фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение целевой функции фирмы.
Предметом исследования курсовой работы являются цели функционирования предприятия.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть теорию фирмы.
Исследовать экономическую природу фирмы.
Определить основные формы предприятий.
Охарактеризовать целевые установки фирмы.
Описать систему ценностей.

Содержание работы

Введение......................................................................................................... 3
1. Теоретические основы формирования фирмы…….…………..….… 5
1.1. Теория фирмы………………………………………….…..……. 5
1.2. Основные формы организации... ……………………………….. 7
1.3. Фирма и её основополагающие цели …………………………… 10
2. Целевые установки фирмы на примере ………………………………… 16
2.1. Характеристика предприятия. …………………………………… 18
2.2. Исследование основных целей предприятия……………...……. 20
Заключение ………………………………………………………………… 24
Список литературы…………………. ………………………...…………… 27
Приложение …………..……………………………………………………… 29

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - копия.docx

— 44.66 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                  стр.

Введение......................................................................................................... 3

1. Теоретические  основы формирования фирмы…….…………..….…         5

1.1. Теория фирмы………………………………………….…..…….          5 
1.2. Основные формы организации... ………………………………..         7 
1.3. Фирма и её основополагающие цели ……………………………       10

2. Целевые  установки фирмы на примере …………………………………     16

2.1. Характеристика предприятия. ……………………………………      18 
2.2. Исследование основных целей предприятия……………...…….       20

Заключение …………………………………………………………………       24 
Список литературы…………………. ………………………...……………      27 
Приложение …………..………………………………………………………     29

 

 

Введение

 

В ходе экономических реформ коренным образом изменилось само понятие  «предприятие». Если в условиях командо-административной системы предприятия были государственными, то в процессе реформирования они превратились в самостоятельные субъекты рыночной экономики.

С принятием Гражданского кодекса рядом с понятием "предприятие" появилось понятие  «фирма». В экономической литературе и правовых актах до сих пор нет четкого размежевания этих понятий. В публикациях и официальных документах используется как понятие «предприятие», так и понятие «фирма», т. е., по существу, их отождествляют.

С научной точки зрения, рассматривать понятия «предприятие» и «фирма», видимо, следует как два аспекта одного и того же явления - первичного звена народного хозяйства, субъекта экономики [2. С. 45]. Исходно определим, что анализ фирмы раскрывает социально-экономическую, субъектную сторону первичного звена народного хозяйства, а анализ предприятия - конкретно-экономическую, объектную сторону,

Многие ученые в области  экономической теории утверждают, что  по значимости цели занимают одно из первых мест среди других компонентов организации. Можно привести множество примеров, когда простое смещение целей фирмы или даже неопределенность в их формулировке приводят к серьезным негативным последствиям в организации.

Результатом неправильного  определения целевых функций  компании становятся значительные материальные потери, нарушение коммуникаций внутри предприятия, ослабление интеграции внутри структурных подразделений, появление  сложностей в мотивации сотрудников  организации, и другие серьезные  проблемы. Таким образом, целевые  функции фирмы оказывает самое  непосредственное влияние практически  на все компоненты её деятельности.

Актуальность изучения целевых  функций фирмы связана с тем, что цели оказывают самое непосредственное влияние практически на все компоненты деятельности фирмы.

Целью курсовой работы является изучение целевой функции фирмы.

Предметом исследования курсовой работы являются цели функционирования предприятия.

Задачи курсовой работы:

  1. Рассмотреть теорию фирмы.
  2. Исследовать экономическую природу фирмы.
  3. Определить основные формы предприятий.
  4. Охарактеризовать целевые установки фирмы.
  5. Описать систему ценностей.

Курсовая работа состоит  из: введения – где определяется актуальность, цель, предмет, а также  ставятся задачи рассматриваемой темы.  Глава 1. Экономическая форма фирмы – рассматривается теория фирмы, ее экономическая природа, основные формы предприятий. Глава. 2. Цели и функции фирмы – раскрывает целевые установки фирмы, систему ценностей. В заключении – подводятся итоги курсовой работы.

Теоретическую базу исследования составили труды российских и  зарубежных ученых в области экономической  теории, экономики предприятий, статьи научно-популярных журналов.

 

 

    1. Теоретические основы формирования фирмы
    1. Теория фирмы

 

Рассматривая  ход экономических процессов, постоянно сталкиваешься с предприятием или фирмой в качестве объекта.

Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма, Фирма- это экономический субъект, который занимается производственной и коммерческой деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию) [1. С. 1155]. Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.

Стихийный и  планомерный порядок. Существуют две  основные формы организации экономической деятельности: стихийный порядок и планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур. Оба обусловливают разделение функций и координацию деятельности между экономическими агентами. Однако в первом случае такая координация осуществляется через рынок, а во втором - путем объединения (кооперации) индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений предпринимателя.

Рынок предполагает обособление средств производства, фирма - их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме – прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.

Существование фирм в рыночной экономике требует  научного объяснения. Если рыночный механизм является достаточно совершенным, то почему возникают фирмы?

Согласно  Р. Коузу и его последователям, основу фирмы составляет пучок контрактов между владельцами определенных факторов производства.

Основные  типы контрактов. В теории экономических организаций выделяются три основных типа контрактов:

а) классический,

б) неоклассический,

в) отношенческий или имплицитный [3. С. 95].

Классический  контракт - это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических  правилах, четко фиксирующий условия  сделки и предполагающий санкции  в случае невыполнения этих условий.

Неоклассический контракт - это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки.

Отношенческий или имплицитный контракт - это долгосрочный взаимовыгодный контракт в котором неформальные условия преобладают над формальными.

Природа фирмы. В современной неоинституциональной теории под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек. Система контрактов заключается между владельцами определенных ресурсов.

Общие ресурсы  - это ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне ее они оцениваются одинаково. Специфические ресурсы - это ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее.

Интерспецифические ресурсы - взаимодопопняемье ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее. Если фирма распадается, то каждый из интерспецифических ресурсов не сможет найти адекватной замены на рынке или в рамках другой организации.

Сердцевину  фирмы составляет долговременный отношенческий контракт, заключенный между собственниками интерспецифических ресурсов. Наличие интерспецифических и специфических ресурсов в фирме позволяет экономить трансакционные издержки, а их владельцам - получать экономическую прибыль.

Такая трактовка  природы фирмы позволяет объяснить  многообразие форм современных фирм. Уникальность вступающих в коалицию интерспецифических ресурсов и многообразие трансакционных издержек объясняют специфику форм контрактов, лежащих в основе разнообразных видов современных фирм.

Понятие фирмы  не идентично понятию предприятие, Предприятие - обособленная единица по производству товаров и услуг. Фирма - организация хозяйственной, предпринимательской деятельности. Границы фирмы и предприятия редко совпадают, так как современные фирмы, как правило, состоят не из одного предприятия, а объединяет их группу.

 

 

    1. Основные формы организации

 

Основными формами деловых являются частнопредпринимательские фирмы  и корпорации, регулируемые и государственные  фирмы, потребительские кооперативы  и неприбыльные организации, партнерства  и самоуправляющиеся фирмы [4. С. 512]. Наиболее распространенными из них являются частнопредпринимательские фирмы, партнерства и корпорации. 

Частнопредпринимательская фирма - это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (т.е. является субъектом неограниченной ответственности).

Собственник классической фирмы является центральной фигурой, с которой  владельцы всех остальных ресурсов заключают контракты. Он обладает правом найма и увольнения, т.е. контролирует поведение всех остальных членов команды. Поэтому он получает весь остаточный доход - всю прибыль за вычетом издержек по ведению дела. Наконец, он вправе продать все, чем он обладает, передать все свои права другому лицу.

Обычно собственником классической фирмы является владелец наиболее важного (интерспецифического) ресурса. Таким интерспецифическим ресурсом может быть как физический, так и человеческий капитал. Например, в проектно-конструкторских организациях или в рекламном бюро и т.д. роль человеческого капитала чрезвычайно высока, поэтому владельцами фирмы являются талантливые работники. 

Несомненными достоинствами частнопредпринимательской фирмы являются:

  • простота организации (учреждения, управления и т. д.);
  • свобода действий (не связанная с необходимостью согласования в принятии решений и т. д.);
  • сильный экономический стимул (получение всей прибыли одним лицом).

 

 Среди недостатков частнопредпринимательской фирмы следует назвать в первую очередь:

  • ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с недостатком средств собственника фирмы, так и с трудностью получения кредитов);
  • отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций (особенно в условиях мелкого и среднего производства, наиболее типичного для данной формы собственности);
  • существование неограниченной ответственности (когда собственник в случае банкротства рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей своей личной собственностью).

 

 Партнерство - это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием.

Основные права здесь принадлежат  всем партнерам. Они осуществляют эффективный  контроль за деятельностью друг друга. Партнерства типичны для различных сфер интеллектуальной деятельности, таких, как искусство, юриспруденция, медицина и т.д. Они, как правило, жизнеспособны при ограниченном числе участников.

Бывает, что все партнеры принимают  активное участие в работе фирмы, но чаще наряду с активными членами  встречаются и партнеры, играющие пассивную роль.

В ряде случаев возникают партнерства  с ограниченной ответственностью. Это  означает, что наряду с основными  участниками, полностью отвечающими  за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой, вложенной в дело (партнеры с ограниченной ответственностью).

Партнерства разделяют большинство  достоинств частнопредпринимательской  фирмы (в частности, их легко организовать и ими несложно управлять). В то же время они обладают рядом преимуществ по сравнению с частнопредпринимательской фирмой. Здесь уже в большей мере можно использовать разделение труда и специализацию в производстве и управлении, легче преодолеть финансовые барьеры для начала и продолжения деятельности.

Как и частнопредпринимательская  фирма, партнерства обладают рядом  недостатков 

  • скудность финансовых средств,
  • неограниченная ответственность,
  • разделение функций, в результате которого может возникнуть несогласованность действий и даже несовместимость интересов,
  • угроза потенциального распада партнерства (в результате возникающих противоречий или выхода из дела одного из партнеров).

Иногда по типу партнерства организованы большие трудовые коллективы. Так  возникли самоуправляющиеся фирмы югославского типа. В этом случае владельцами предприятия являются все - владельцы как интерспецифических, так и общих ресурсов. Все они имеют одинаковые права.

Поскольку все стратегические вопросы  решаются совместно, нередким является распределение прибыли в пользу настоящего (повышения зарплаты) и  в ущерб будущему (инвестициям  в производство). Проедание средств создает инвестиционный голод и, как следствие, медленные темпы научно-технического прогресса и развития производства.

Корпорация - это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), индивиды (домохозяйства) становятся собственниками корпорации.

Информация о работе Основы формирования фирмы