Появление архивов в Древнерусском государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Зарождению архивного дела на Руси способствовало появление письменности. Письменность у восточных славян возникла задолго до принятия христианства на Руси. Это подтверждают договоры киевских князей с Византией (911, 944, 971 годы), а также найденные при археологических раскопках предметы быта, на которых имеются надписи кириллицей.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 115.72 Кб (Скачать файл)

 

Документы по истории отечественной  музыки сосредоточены в фондах П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Шостаковича  и др. Ценные материалы по истории  изобразительного искусства содержатся в фондах Репина, Васнецова, Рериха, Нестерова, Петрова-Водкина. История  зарождения и развития отечественного кино отражена в фондах Я.А. Протазанова, В.И. Пудовкина, А.П. Довженко, С.М. Эйзенштейна, М.И. Ромма.

 

Архив имеет также специальные  собрания, посвященные выдающимся деятелям культуры, личные фонды которых хранятся в других местах (например, коллекции  А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого).

 

Многие фонды имеют  богатые коллекции графических  материалов и фотографий. Из отдельных  мелких поступлений в архиве образованы специальные тематические собрания документов - альбомов, гравюр, рукописей, стихотворений, писем, воспоминаний, дневников, фотографий, фольклорных материалов, а также формулярных списков деятелей искусств (всего около 70 коллекций). Кроме того, в ряде фондов архива имеются копии документов, поступившие из зарубежных архивов, в том числе из Англии, США, Чехословакии, Франции, Югославии.

 

В 1988-1993 гг. в РГАЛИ было рассекречено свыше 100 фондов и частей фондов. В основном это документы  учреждений, организаций и лиц, находившихся в эмиграции или репрессированных в советское время. Среди них  личные фонды и документы А. Белого, З.Н. Гиппиус, С.А. Есенина, М. Цветаевой, фонды редакций газет и журналов «Красная новь», «На литературном посту», Института для изучения еврейской  истории, философии и литературы, Главлита.

 

Фонды, поступившие в РГАЛИ  в последнее время (2002-2005): Центральный  Дом художника, Московская концертная организация «Москонцерт» (1970 - по настоящее  время), Союз композиторов Москвы, Госкино  РФ, Министерство культуры РФ и мн. др.

 

В мае 2006 в РГАЛИ поступил новый комплекс уникальных документальных материалов: творческие архивы Майи Михайловны Плисецкой и Родиона Константиновича  Щедрина, безвозмездно переданные ими  из Мюнхена в Москву. Новые документы  органично пополнят уже хранящиеся в РГАЛИ личные фонды этих выдающихся представителей отечественной культуры уникальными свидетельствами деятельности за период с середины 1990-х годов XX века до наших дней.

 

2006-08-09 Рисунки известного  архитектора и художника Якова  Чернихова, пропавшие из РГАЛИ  в Москве, сегодня должны вернуться  на родину. По сведениям внука  архитектора, Андрея Чернихова,  речь идет о работах, выставленных  на аукционе в Лондоне. Как  сообщила вчера Росохранкультура, при проверке учета и хранения  в РГАЛИ обнаружены факты хищения  в особо крупных размерах рисунков  с архитектурными и геометрическими  фантазиями Якова Чернихова. Из  РГАЛИ исчезло примерно 80% работ  из 3000, которые находились здесь  на хранении. Вместо подлинников  подложили в дела «какие-то  смешные даже не подделки, а  школьные рисунки» - фраза Андрея  Чернихова, внука архитектора  и президента международного  архитектурного благотворительного  фонда им. Я.Г. Чернихова. По  его мнению подмена была осуществлена  в последние два года, т. к.  до этого его фонд совместно  с РГАЛИ занимались работой  по составлению электронного  каталога и паспортизацией каждого  подлинника работ Якова Чернихова.

 

У РГАЛИ есть собственный  сайт, на котором можно найти описание фондов архива.

 

Адрес: Москва, ул. Выборгская, 3, корп. 2

 

Директор: Горяева Татьяна  Михайловна

 

Центральный государственный  архив литературы и искусства (ЦГАЛИ  СПб) (Шпалерная ул., 34), выделен в 1969 из ЦГАОР, с 1988 Ленинградский ЦГАЛИ, с 1991 совр. назв. По объему документов является вторым архивохранилищем данного профиля  в России (после РГАЛИ в Москве). Имеет св. 700 фондов, св. 270 тыс. ед. хр. (2002). Основу собрания составляют фонды  творч. организаций и союзов писателей  и журналистов (Пролеткульта, Ленингр. писательской орг-ции и др.), композиторов (фонды Ленингр. отделения Союза  композиторов РСФСР, Ленингр. консерватории, филармонии, Академич. капеллы), художников (документы Ленингр. отделения Союза  художников, Худож. фонда и др.), архитекторов, кинематографистов (киноиск-во представлено фондами к/ст «Ленфильм», кинопр-тий  «Госкино», «Ленинградкино», акц. об-ва «Совкино»), театров, К-та по телевидению  и радиовещанию и др. учреждений культуры, а также изд-в («Всемирная лит-ра», «Былое», «Прибой», Ленингр. отделения  Госиздата, «Сов. писатель», «Худож. лит-ра», «Иск-во», «Дет. лит-ра»), журналов («Нева», «Звезда», «Аврора» и др.). В архиве имеются документы о создании первых сов. музеев, об учете и охране памятников старины, об ущербе, нанесенном им во время блокады 1941-44 и их восстановлении. Большую группу документов составляют личные фонды петерб. деятелей культуры.

 

Хорхордина Т.И. Д.и.н. (2004 г.), профессор (2005) кафедры истории и  организации арх дела факультета архивного дела Историко-архивного  института. Специалист в области  истории отечественного архивного  дела и архивоведения. Круг научных  интересов - архивные реформы, организация  и строительство отечественных  архивов, философские и культурологические аспекты архивной деятельности в  России и за рубежом. В РГГУ (МГИАИ) с 1987 г. Читает курс лекции «История архивов  России новейшего времени», «История архивоведческой мысли», «Историческое  архивоведение». Член Центрального совета Российского общества историков-архивистов. Почетный архивист РФ. Монография состоит  из 3 глав:

 

1) Ист-теоретический анализ  ключевых ахивоведческих понятий. (Обоснование герменевтич-го подхода,  герменевтика понятия архив, архивоведение  и наука об архивах).

 

2) От эмпирического архивовед-я  к основам науки об архивах  (Эмпирическое архивов-е, архив-е  петровской Руси: истоки и последствия  Ген регламента, Калачев, Самоквасов).

 

3) Класссическое архивовед-е(КА). (КА как ступень развития науки  об архивах, Лапо-Данилевский  и гуманитарные основы КА, Союз  рос арх деятелей и КА, А.С.  Николаев и роль ист-архивной  общественности в становлении  и развитии КА, кружок арх работников  им Лапо-Данилевского). Есть введение, заключение и примечания, составленные  по главам.

 

Исследование ставит след. Задачи:

 

*выявить и обосновать  периодизацию непрерывного процесса  научно-теорет осмысления истории  арх дела в России;

 

*дать оценку научному  вкладу виднейших историков-ах-в  и архивоведов в процессе становления  и развития отеч. науки об архивах;*определить  закономерности развития архивоведческой  мысли в контексте изменения  роли и места архивов в общественной  и гос сис-ме Р; Исходя из  этого, гл цель работы - подключение  читателя к совместным поискам  связи м/у архивами и стремлением  к самопознанию, выраженным в  увековечении памяти о себе. В  данном исслед становление и  развитие науки об арх анализируется  как своеобразный творческий  процесс, а архивы - как своеобразное  произведение культуры. Создание  архивов-один из способов сохранения  и приумножения культурного наследия  нации. В 1 главе показано, что  некорректное толкование терминов - одна из важных причин ослабления  общ интереса к истории арх  мысли, приведены примеры искажения  первоначального смысла ключевых  понятий «архив», «наука об  архивах». 2 глава посвящена анализу  эволюционного процесса, в рез-те  которого: к концу 19в был завершен  п-д деления историков-археографов  и историописателей, вследствие  чего архивы превратились в  источник док базы для исследований; сложилось профессиональное сословие  архивистов; понимание целостности  архивов и их самоценности. 3 глава,  учение о фонде, 3 осн этапа  в истории возникновения, становления  и развития науки об архивах: 1) На доисторическом(эмпирическом) этапе-наивное непонимание дикаря. 2) Традицион-е архивовед-е - корыстная  оценка архива, ведущая к охране  своего и разрушению чужого  архива. 3) Возникновение классической  науки об арх - бескорыстно-научный  интерес к памятнику прошлого-залог  бережного отношения ко всякому  док-ту, охраны всякого его хранилища.  Особенно возрастает значение  профессии и научных основ  деят-ти. Выявление, отбор для  хранения арх мат-в, обеспечение  сохр аф и условий для их  использования становятся важным  критерием уровня цивилизованности  гос-ва и общ-ва.

 

ТИМА - одна из осн научных  дисциплин, входящих в понятие архивоведения.=>архивоведение - это комплексная научная дисциплина, изучающая отдельные аспекты  науки об архивах. Предметом изучения и разработки ТИМА являются след процессы и методы научной работы с док-ми: 1) принципы и методы отбора и орг-ии док-в, подлежащих арх хранению; 2) сп-бы хр-я, обеспечивающие полную сохранность  материалов; 3) создание сис-мы инф-ии о  содержании док-в; 4) организ-я всесторонннего исп-я документной инф. 5) орг-я  работы арх учреждений. К объектам ее изучения относятся: *текстовые д-ты на бумаге,*научно-тех и кинофотодок-ты,*звукозаписи,*микрофильмы  и др д-ты на различ носителях, хранящихся и подлежащие хранению в архивах. Научную основу совр архивоведения  составляет иерархичная сис-ма принципов, научных методов и различных, характеризующих отдельные этапы  работы с док-ми, признаков: критериев  при ЭЦД; характеристик-при описании и т.д. Но принципы и научные методы явл. едиными, независимо от того, какой  технологичный процесс работы с  документами выполняется. В основе принципа историзма лежит рассмотрение любого общественного явления в  процессе его развития, поскольку  в нем обязательно имеются  остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего. Так как  документы являются своего рода продуктом  этих явлений общественной жизни, а также средством их запечатления, то и их необходимо оценивать с учетом определенной исторической эпохи, конкретной обстановки. Очень близко смыкаются принципы всесторонности и комплексности. Принцип всесторонности требует изучения и оценки документов с учетом их внутренних и внешних особенностей в комплексе, т.е. многоаспектного изучения каждого документа. Принцип комплексной оценки наиболее широко применяется в экспертизе ценности документов, при которой документы оцениваются не как единичный факт, а в комплексе с другими документами этого же аф или др аф и даже с док-ми, хранящимися в др гос архивах. В настоящее время архивисты называют еще один принцип - принцип социально-политической нейтральности, предполагающий изучение и отбор документов, отражающих жизнь во всех ее проявлениях, независимо от политической конъюнктуры или социальных пристрастий. Изложенные принципы носят общий характер. На их базе в 1960-е гг. были сформулированы научные методы. К научным методам относятся системный подход, а также наряду с традиционным источниковедческим анализом функциональный и информационный анализы. Системный подход базируется на принципе комплексного изучения документов, требует рассмотрения документов как элементов той или иной системы документации. Более того, при изучении документы должны сопоставляться не только с документами того учреждения, продуктами деятельности которого они являются, но и с документами учреждений всей системы. Суть функционального анализа заключается в том, чтобы оценивить документы, исходя из функций учреждения и самих документов. Он основан на том, что функции учреждений неравнозначны, следовательно, документы, созданные для их реализации, также несут неравнозначную информацию. Функциональный метод явл способом прогнозирования информационного состава АФ страны. На его основе определяются те комплекты документов, которые должны будут в будущем найти отражение в составе АФ РФ. В настоящее время широко применяется также информационный метод. Так как документы содержат информацию, которая неравнозначна и способна проявляться в различных видах и формах, то необходимо учитывать ее значение и изучать явления ее повторяемости. До 1960-х гг. основным методом был источниковедческий анализ. Он дает возможность изучения всех внутренних и внешних особенностей д-та, т.е. его авторства, происхождения и т.д., а также языка д-та, его формы, материала, на котором он изготовлен. В настоящее время архивоведение оперирует всеми научными методами.

Информация о работе Появление архивов в Древнерусском государстве