Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:22, курсовая работа
Зарождению архивного дела на Руси способствовало появление письменности. Письменность у восточных славян возникла задолго до принятия христианства на Руси. Это подтверждают договоры киевских князей с Византией (911, 944, 971 годы), а также найденные при археологических раскопках предметы быта, на которых имеются надписи кириллицей.
В 1992 г. переименован в РГАЛИ. В апреле 1997 г. архив был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Характеристика фондов. 3 029 фф., 1 300 000 ед. хр., ХVIII в. - 2005 г. (отдельные документы - ХIV, ХVI, ХVII вв.)
фонды учреждений - 351 фф.;
личные фонды - 2 677 фф.;
микрофильмы - около 6 000 000 кадров. 1 ф.,
микроформы.
В настоящее время РГАЛИ является крупнейшим в России хранилищем документов по истории литературы, общественной мысли, музыки, театра, кино, изобразительного искусства. Хронологические рамки собранных документов охватывают три столетия - с ХVIII в. до наших дней, но основная часть материалов относится к XX в. Документы хранятся в двух основных архивохранилищах - фондов учреждений и организаций и фондов личного происхождения.
Документы государственных
учреждений и общественных организаций
за дореволюционный период представлены
фондами прежде всего общественных
и культурных объединений и обществ,
таких как Общество любителей
российской словесности (1811-1930), Общество
для пособия нуждающимся
Российское театральное искусство отражено в фондах Московской конторы Императорских театров и Русского театрального общества. Документы по истории изобразительного искусства отложились в фондах Московского общества любителей художеств, Училища живописи, ваяния и зодчества, Третьяковской галереи.
История развития культуры и искусства советского периода запечатлена в фондах административных органов в области культуры - Комитетов по делам искусств при СНК СССР (1936-1953) и РСФСР (1938-1953), Главного управления по делам художественной литературы и искусства Наркомпроса РСФСР (Главискусство, 1925-1928), Министерства культуры СССР и его отделов (1953-1991), а также отраслевых органов управления отдельными видами искусства - Комитета по кинематографии СССР, Дирекции художественных выставок и панорам, Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий и проч.
Культурно-просветительные
и литературно-художественные негосударственные
организации в области
Архив хранит многочисленные фонды научных учреждений в области искусства при Министерстве императорского двора, таких как Академия художеств (1757-1918), Институт истории искусств, а также фонды специализированных высших учебных заведений: театральных училищ и Государственного института театрального искусства (ГИТИС, c 1879 г.), Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Высшего государственного художественно-технического института (ВХУТЕИН, 1926-1930), Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) и др. Значительная часть фондов представлена творческими организациями, такими как киностудии, театры, цирки, ансамбли, хоры и оркестры, музеи, постоянные и передвижные выставки, а также издательства и редакции журналов и газет.
Документация этих учреждений
может быть условно разделена
на три группы: управленческую, отражающую
административные функции учреждения;
по личному составу, включающую сведения
о жизни и деятельности творческих
работников; непосредственно творческую,
связанную с созданием
Примерно половину из них составляют материалы литературного профиля; вторая половина приходится на все остальные виды искусства (театр, балет, музыка, кино, скульптура, архитектура и изобразительное искусство). Крупнейшим фондом, большинство материалов которого относится к первой половине ХIХ в., является фамильный архив трех поколений рода князей Вяземских - «Остафьевский архив». В его документах нашли отражение общественные и литературные процессы, жизнь и творчество многих литераторов того времени. Здесь имеются письма Пушкина, Державина, Чаадаева, Гоголя.
В архиве сосредоточена значительная часть творческого наследия Достоевского, И.А. Гончарова, Некрасова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина. Драматургия ХIХ-начала ХХ века отражена в материалах Островского, Чехова и др. «Серебряный век» русской литературы представлен фондами Ахматовой, Блока, М.И. Цветаевой, Л.Н. Андреева, И А. Бунина, А.И. Куприна.
В фондах С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.С. Грина, Ю.К. Олеши, К.Г. Паустовского, Б.Л. Пастернака, А.А. Фадеева и многих других писателей отражена история советской литературы. Театральное искусство, его различные направления и этапы развития отражены в фондах актеров и режиссеров А.И. Южина, В.Э. Мейерхольда, М.Г. Савиной, Л.В. Собинова, М.И. Петипа.
Документы по истории отечественной музыки сосредоточены в фондах П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Шостаковича и др. Ценные материалы по истории изобразительного искусства содержатся в фондах Репина, Васнецова, Рериха, Нестерова, Петрова-Водкина. История зарождения и развития отечественного кино отражена в фондах Я.А. Протазанова, В.И. Пудовкина, А.П. Довженко, С.М. Эйзенштейна, М.И. Ромма.
Архив имеет также специальные собрания, посвященные выдающимся деятелям культуры, личные фонды которых хранятся в других местах (например, коллекции А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого).
Многие фонды имеют богатые коллекции графических материалов и фотографий. Из отдельных мелких поступлений в архиве образованы специальные тематические собрания документов - альбомов, гравюр, рукописей, стихотворений, писем, воспоминаний, дневников, фотографий, фольклорных материалов, а также формулярных списков деятелей искусств (всего около 70 коллекций). Кроме того, в ряде фондов архива имеются копии документов, поступившие из зарубежных архивов, в том числе из Англии, США, Чехословакии, Франции, Югославии.
В 1988-1993 гг. в РГАЛИ было
рассекречено свыше 100 фондов и частей
фондов. В основном это документы
учреждений, организаций и лиц, находившихся
в эмиграции или
Фонды, поступившие в РГАЛИ в последнее время (2002-2005): Центральный Дом художника, Московская концертная организация «Москонцерт» (1970 - по настоящее время), Союз композиторов Москвы, Госкино РФ, Министерство культуры РФ и мн. др.
В мае 2006 в РГАЛИ поступил
новый комплекс уникальных документальных
материалов: творческие архивы Майи Михайловны
Плисецкой и Родиона
2006-08-09 Рисунки известного
архитектора и художника Якова
Чернихова, пропавшие из РГАЛИ
в Москве, сегодня должны вернуться
на родину. По сведениям внука
архитектора, Андрея Чернихова,
У РГАЛИ есть собственный сайт, на котором можно найти описание фондов архива.
Адрес: Москва, ул. Выборгская, 3, корп. 2
Директор: Горяева Татьяна Михайловна
Центральный государственный архив литературы и искусства (ЦГАЛИ СПб) (Шпалерная ул., 34), выделен в 1969 из ЦГАОР, с 1988 Ленинградский ЦГАЛИ, с 1991 совр. назв. По объему документов является вторым архивохранилищем данного профиля в России (после РГАЛИ в Москве). Имеет св. 700 фондов, св. 270 тыс. ед. хр. (2002). Основу собрания составляют фонды творч. организаций и союзов писателей и журналистов (Пролеткульта, Ленингр. писательской орг-ции и др.), композиторов (фонды Ленингр. отделения Союза композиторов РСФСР, Ленингр. консерватории, филармонии, Академич. капеллы), художников (документы Ленингр. отделения Союза художников, Худож. фонда и др.), архитекторов, кинематографистов (киноиск-во представлено фондами к/ст «Ленфильм», кинопр-тий «Госкино», «Ленинградкино», акц. об-ва «Совкино»), театров, К-та по телевидению и радиовещанию и др. учреждений культуры, а также изд-в («Всемирная лит-ра», «Былое», «Прибой», Ленингр. отделения Госиздата, «Сов. писатель», «Худож. лит-ра», «Иск-во», «Дет. лит-ра»), журналов («Нева», «Звезда», «Аврора» и др.). В архиве имеются документы о создании первых сов. музеев, об учете и охране памятников старины, об ущербе, нанесенном им во время блокады 1941-44 и их восстановлении. Большую группу документов составляют личные фонды петерб. деятелей культуры.
Хорхордина Т.И. Д.и.н. (2004 г.),
профессор (2005) кафедры истории и
организации арх дела факультета
архивного дела Историко-архивного
института. Специалист в области
истории отечественного архивного
дела и архивоведения. Круг научных
интересов - архивные реформы, организация
и строительство отечественных
архивов, философские и
1) Ист-теоретический анализ
ключевых ахивоведческих
2) От эмпирического архивовед-я
к основам науки об архивах
(Эмпирическое архивов-е,
3) Класссическое архивовед-е(КА).
(КА как ступень развития
Исследование ставит след. Задачи:
*выявить и обосновать
периодизацию непрерывного
*дать оценку научному
вкладу виднейших историков-ах-
ТИМА - одна из осн научных
дисциплин, входящих в понятие архивоведения.=>
Информация о работе Появление архивов в Древнерусском государстве