Появление архивов в Древнерусском государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Зарождению архивного дела на Руси способствовало появление письменности. Письменность у восточных славян возникла задолго до принятия христианства на Руси. Это подтверждают договоры киевских князей с Византией (911, 944, 971 годы), а также найденные при археологических раскопках предметы быта, на которых имеются надписи кириллицей.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 115.72 Кб (Скачать файл)

 

Принцип взаимосвязи элементов  конвоя сводится к взаимодополняемости  содержания элементов информационного  сопровождения документа и обоснованности выбора каждого из них с учетом типа, вида, формы документальной публикации, вида публикуемого документа и других параметров.

 

Принцип преодоления фигуры умолчания выражается в обязательном пояснении в конвое всех особенностей документа, а также оповещении обо  всех ситуациях, при которых какое-либо объяснение документа оказалось  невозможным.

 

НСА публикаций:

 

- комплексная структура,  состоящая из эл-в: 1) Предисловие-хар-ка  содержания сборника либо по  хронологии, либо по тематике. Может  состоять из 2 частей ист и ареогр (меньшая по объему, об особ-ях  д-в-откуда взяты, значение, чем  занимался авторский коллектив). 2) Примечания (связаны с составом  д-в, хар-ка д-та и неясных  мест, коментарии,+бывают пропуски  в тексте, кот нужно объяснять. 3) указатели (геогр, предметный, именной)  формир-ся в алфавитн порядке. 4) хроника событий (ист, биографич-я). 5) список сокращений. 6) словарь терминов. 7) библиография. 8) перечень публикуемых  д-в. 9) перечень выявленных д-в,  но не вошедших в сборник  со всеми указателями10) приложения  и иллюстрации. 11) оглавление. 12) Полиграфическое  оформление.

 

«Археографический ежегодник» - научное издание Археографической комиссии Отделения истории РАН; его роль в развитии отечественного архивоведения.

 

АЕ - ежегодное издание  Археографической комиссии, в котором  публикуются статьи по археографии, источниковедению и ВИДам, обзоры документов и отдельные источники, помещаются обширная библиография и материалы  хроники научной жизни, свидетельствующие  о возрастающем интересе к проблематике специальных исторических дисциплин  и к изучению нашего историографического  наследия. Здесь напечатаны оригинальные научные труды специалистов разных поколений и разного научного стажа (от академиков до студентов) из многих городов России и зарубежья.

 

Первый номер АЕ вышел  в 1958 г. (сам Ежегодник был за 1957 г.) под ред. Тихомирова Михаила Николаевича. АЕ за 1966 г. (1968 г.) вышел под редакцией  В.Н. Шункова, а за 1968 г. (1970 г.) под  ред. С.О. Шмидта.

 

В Ежегоднике сразу же начали сотрудничать многие известные ученые. Буквально на страницах №1 встречаем  такие фамилии как Зимин А.А. («Состав Боярской думы в 15-16 вв.»), Кафенгауз  Б.Б. («Таможенные книги 18 в»), Буганов  В.И («Сокращенная редакция разрядных  книг 1559-1605 годов»), Каштанов С.М. (трудоемкая работа по выявлению и составлению  хронологического перечня иммунитетных грамот 16 в.), Шведова О.И. Шведова (составила  указатель «Трудов» ГУАК и отдельных  их изданий) и др.

 

В одном из номеров «Исторического архива» за 1959 г. была дана положительная  рецензия на №1 АЕ, с пожеланием дальнейшего  развития и укрепления, что свидетельствовало  об определенном интересе к данному  изданию. Подобные же рецензии в дальнейшем можно встретить на страницах  журналов «Вопросы истории», «История СССР», «Советские архивы».

 

В центре концепции журнала - документ, памятник истории и культуры, исторический источник, а это означает с учетом многофункциональности  источника, разнообразия его информационного  богатства широту охвата сфер социальной практики, непосредственно связанных  с проблематикой ежегодника. АЕ осмысливает  конкретную и всегда относительно ограниченную сферу деятельности архивиста, публикатора, музееведа, социолога, педагога как  часть широкого общекультурного  процесса, как службу социальной памяти и воспитания творческой личности историей и для истории.

 

Хотелось бы более конкретно  рассказать о темах, освещенных в  АЕ.

 

Ё Весь комплекс проблем археографии: теория и методика, издание отдельных  видов источников, серийные издания, анализ состояния публикаторской деятельности на разных этапах, история развития археографии, вопросы публикации источников на страницах АЕ, история археографической мысли в нашей стране (серия  статей Чиркова в 80-х гг., напр.), вопросы  подготовки кадров археографов, работа по собиранию и изучению материалов по истории России отдельными лицами, организациями и учреждениями и  т.п. в ряде статей о АЕ отмечается такой минус, как недостаточное  количество обобщающих статей по истории  развития археографии, ее современном  состоянии, перспективах развития;

 

Ё Материал о выдающихся отечественных  археографах (Тихомирове, Валке и  др.). Публиковались обзоры документов историков и археографов: Тихомирова, Максакова, Маяковского;

 

Ё Вопросы формирования источниковой базы, методов анализа источников;

 

Ё Вопросам междисциплинарных  связей археографии, источниковедения, археографии и др. дисциплин;

 

Ё Вопросы истории и  современного стояния краеведения  и музееведения;

 

Ё Вопросы архивоведения, архивного дела (теория и методика, практика, история, управление архивным делом), причем не только в России, но и за рубежом, вопросы формирования архивоведческого терминоведения;

 

Ё Вопросы складывания  архивов и архивных комплексов (напр., публиковались тематические обзоры материалов, хранящихся в архивах  АН СССР, рукописных отделах библиотек  и др.), введения в научный оборот исторических источников;

 

Ё Статьи по ВИДам: нумизматике, сфрагистике, хронологии, метрологии и  др.

 

Ё И многое-многое другое.

 

Освещали эти вопросы  такие исследователи, как Шмидт, Тихомиров, Валк, Автократов, Шохин, Черепнин, Лихачев, Левшин + уже названные Каштанов, Буганов, Кафенгауз, Зимин и многие другие.

 

АЕ - это издание, активно  способствовавшее и способствующее развитию источниковой культуры общества, а следовательно, и повышению  профессионализма всего комплекса  не только исторических, но и в целом  гуманитарных исследований.

 

Архивы литературы и искусства: особенности комплектования, учета, хранения и использования

 

Документы по истории литературы и искусства являются частью мирового культурного наследия, которое необходимо бережно сохранить. Однако, по ряду причин эти документы большей  частью рассредоточены. Нередко документы  одного и того же лица хранятся в  составе фондов государственных  архивов, в рукописных отделах библиотек, в бесчисленных музеях и различных  учреждениях. Эта децентрализация  усугубляется еще тем, что личные архивы, даже имеющие национальное и мировое значение, являются личной собственностью. Становясь предметом  купли - продажи, они распыляются, и  порой вывозятся за пределы своей  страны. А вопросы собирания и  хранения документов литературы и искусства  уже давно тревожат архивистов.

 

В силу исторически сложившихся  условий, материалы по литературе и  искусству во всех странах в течение  нескольких веков преимущественно  откладывались в рукописных отделах  библиотек и музеев. Этому способствовали на первых порах связь рукописи с  книгой, собирание библиотеками манускриптов, а также и то обстоятельство, что  архивы, являясь государственными учреждениями, принимали преимущественно официальную  документацию. Материалы частного происхождения  туда, как правило, не поступали. Во многих странах и поныне основными  хранилищами документальных материалов по истории литературы и искусства  являются рукописные отделы крупных  национальных, муниципальных, университетских  библиотек (напр., во Франции, Великобритании, Австрии, Италии, Швейцарии, Польше и  многих других странах). Поэтому при  работе с творческим наследием какого-нибудь человека возникают определенные трудности, если, например, наследие это рассредоточено одновременно по музеям, библиотекам, архивам (хорошо, если в одном городе).

 

В данном случае помог бы хорошо разработанный НСА к фондам литературы и искусства. Но ни музеи, ни библиотеки, да и архивы в достаточной  мере этим не обладают.

 

Широкую информацию о материалах личного происхождения, в том  числе и личных фондах деятелей литературы и искусства, дает указатель «Личные  фонды в государственных хранилищах СССР», подготовленный при участии  Главархива СССР. 2 тома вышли в 1962-1963 гг., 3 том - 1980. HTML-версия размещена на «Архивах России». + справочники архивохранилищ музеев и библиотек (на том же сайте).

 

Помочь проблеме использования, а также комплектования и хранения может координация деятельности рукописных отделов музеев, библиотек  и других учреждений, занимающихся собиранием, хранением и использованием документов литературы и искусства (личные контакты, конференции, совещания  и т.п.).

 

Локомотив в деле собирания, хранения и использования документов литературы и искусства - РГАЛИ («Архив муз»). Это один из немногих архивов  страны, который хорошо знаком не только архивистам. РГАЛИ снискал себе известность  среди широкой читательской аудитории: многочисленные сборники, подготовленные на основе материалов этого архива, расходятся по всей стране. Знают архив  и за рубежом. Он по праву считается  культурным центром, притягивающим  деятелей литературы, искусства, науки.

 

Днем рождения архива считается 29 марта 1941 г. В этот день СНК СССР принял постановление, предусматривавшее  организацию к 1 июля 1941 г. в Москве Центрального государственного литературного  архива (ЦГЛА) для хранения литературных фондов государственных архивов  и соответствующих документальных материалов музеев, библиотек, научно-исследовательских  институтов и других учреждений. Появление  нового архива с одобрением встретили  и поддержали деятели культуры и общественность. Однако широко задуманной концентрации в нем рукописных материалов историко-литературного характера помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Она выдвинула на первый план задачу спасения материалов, которые срочно вывозятся сначала в Саратов, а затем в Шадринск и Барнаул. Тем не менее кроме материалов Гослитмузея, составивших основу нового архива, уже в первый год войны были приняты из Государственного архива феодально-крепостнической эпохи (ныне РГАДА) фонды семьи Аксаковых, историков Н.П. Барсукова и Н.И. Веселовского, Салтыкова-Щедрина, издателя А.С. Суворина; из Московского областного архива - материалы Московской конторы императорских театров, Комитета по делам печати; из Центрального государственного исторического архива в Москве - фонды Н.П. Огарева, А.Н. Островского. Фонды государственных учреждений пополнялись сданными в те годы архивами редакций и издательств («Литературная газета», «Детиздат», «Искусство», «Музгиз»), журналов «Октябрь» и «Знамя». Из Третьяковской галереи поступили документы Училища живописи, ваяния и зодчества, художественного кружка «Среда» и других объединений, а также рукописные материалы художников И.К. Айвазовского, А.Г. Венецианова, И.Н. Крамского. Из Исторического музея были переданы отдельные документы П.И. Чайковского, поэта Н.М. Языкова, из подмосковного имения Мураново - архивы поэтов Е.А. Баратынского и Ф.И. Тютчева, из саратовского Дома-музея Н.Г. Чернышевского - архив Н.Г. Чернышевского, из Полтавы - материалы В.Г. Короленко, из Киева - Н.В. Гоголя и др.

 

Интенсивно пополняясь документами  по истории русской литературы и  искусства, находящимися в учреждениях, архив одновременно предпринимал энергичные меры по спасению и сохранению архивов  советских писателей и поэтов. По предложению ЦГЛА, руководство  Главархива направило 24 июля 1941 г. письмо председателю правления Союза писателей  СССР А.А. Фадееву, в котором, в частности, говорилось: «Главное архивное управление НКВД СССР просит Вас известить популярных писателей и поэтов, что в целях  обеспечения сохранности архивных материалов ЦГЛА может принять на постоянное или временное хранение личные архивы членов Вашей организации». Благодаря этой инициативе тогда  же в архив были переданы материалы  К.И. Чуковского, К.Г. Паустовского и  некоторые другие.

 

Наряду с комплектованием  в эти трудные первые годы становления  архива проводились и другие необходимые  работы: проверка наличия и состояния  документов, их описание и использование. Ценой больших усилий, а иногда и ошибок, связанных с отсутствием  опыта, вырабатывались методы фондирования и научного описания фондов личного  происхождения, составления научно-справочного  аппарата, ведения учета. К работе научного совета архива привлекались известные писатели, литературоведы и искусствоведы. Они принимали  участие в решении вопросов о  профиле и принципах комплектования архива, подготовке путеводителя, рассмотрении первого плана научно-издательской деятельности. В 1943 г. утверждена первая структура архива в составе четырех  отделов:

 

1. литературных фондов,

 

2. фондов искусств,

 

3. научно-публикаторского,

 

4. научно-справочной литературы (библиотеки).

 

К началу 50-х годов архив  укрепился организационно и в  кадровом отношении, приобрел определенный научно-методический опыт. Изданы первые сборники документов, посвященные творчеству Чехова, Репина, Римского-Корсакова, а  также описи отдельных фондов. В 1951 г. появился и первый путеводитель по архиву. С самого начала своего существования  архив широко комплектовался не только материалами литературного характера, но принимал целые фонды и отдельные  документы учреждений искусства, а  также личные архивы актеров, композиторов, художников. Поэтому в 1954 в соответствии с фактическим содержанием своих  материалов он был переименован и  стал называться Центральным государственным  архивом литературы и искусства  СССР.

 

К концу 60-х годов определился  круг государственных учреждений и  общественных организаций, материалами  которых он комплектуется. Развернулась активная работа по выявлению и получению  документов из частных архивов. В  результате этих усилий в ЦГАЛИ созданы  фонды выдающихся деятелей культуры уже советской эпохи: Н.А. Островского, В.Э. Мейерхольда, С.С. Прокофьева, И.И. Бродского, К.С. Петрова-Водкина, С.М. Эйзенштейна  многих других. Новым направлением комплектования ЦГАЛИ явилось получение  из-за рубежа материалов по истории  русской культуры. Широко развернувшаяся в этом направлении работа позволила  получить: из Англии - 30 писем С.М. Степняка-Кравчинского; из США - автографы С.А. Есенина, материалы  о Л.Н. Толстом, из Югославии - письма И.Е. Репина.

Информация о работе Появление архивов в Древнерусском государстве