Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:22, курсовая работа
Зарождению архивного дела на Руси способствовало появление письменности. Письменность у восточных славян возникла задолго до принятия христианства на Руси. Это подтверждают договоры киевских князей с Византией (911, 944, 971 годы), а также найденные при археологических раскопках предметы быта, на которых имеются надписи кириллицей.
Принцип взаимосвязи элементов
конвоя сводится к взаимодополняемости
содержания элементов информационного
сопровождения документа и
Принцип преодоления фигуры умолчания выражается в обязательном пояснении в конвое всех особенностей документа, а также оповещении обо всех ситуациях, при которых какое-либо объяснение документа оказалось невозможным.
НСА публикаций:
- комплексная структура,
состоящая из эл-в: 1) Предисловие-хар-ка
содержания сборника либо по
хронологии, либо по тематике. Может
состоять из 2 частей ист и ареогр
(меньшая по объему, об особ-ях
д-в-откуда взяты, значение, чем
занимался авторский коллектив)
«Археографический ежегодник»
- научное издание
АЕ - ежегодное издание Археографической комиссии, в котором публикуются статьи по археографии, источниковедению и ВИДам, обзоры документов и отдельные источники, помещаются обширная библиография и материалы хроники научной жизни, свидетельствующие о возрастающем интересе к проблематике специальных исторических дисциплин и к изучению нашего историографического наследия. Здесь напечатаны оригинальные научные труды специалистов разных поколений и разного научного стажа (от академиков до студентов) из многих городов России и зарубежья.
Первый номер АЕ вышел в 1958 г. (сам Ежегодник был за 1957 г.) под ред. Тихомирова Михаила Николаевича. АЕ за 1966 г. (1968 г.) вышел под редакцией В.Н. Шункова, а за 1968 г. (1970 г.) под ред. С.О. Шмидта.
В Ежегоднике сразу же начали сотрудничать многие известные ученые. Буквально на страницах №1 встречаем такие фамилии как Зимин А.А. («Состав Боярской думы в 15-16 вв.»), Кафенгауз Б.Б. («Таможенные книги 18 в»), Буганов В.И («Сокращенная редакция разрядных книг 1559-1605 годов»), Каштанов С.М. (трудоемкая работа по выявлению и составлению хронологического перечня иммунитетных грамот 16 в.), Шведова О.И. Шведова (составила указатель «Трудов» ГУАК и отдельных их изданий) и др.
В одном из номеров «Исторического архива» за 1959 г. была дана положительная рецензия на №1 АЕ, с пожеланием дальнейшего развития и укрепления, что свидетельствовало об определенном интересе к данному изданию. Подобные же рецензии в дальнейшем можно встретить на страницах журналов «Вопросы истории», «История СССР», «Советские архивы».
В центре концепции журнала - документ, памятник истории и культуры, исторический источник, а это означает с учетом многофункциональности источника, разнообразия его информационного богатства широту охвата сфер социальной практики, непосредственно связанных с проблематикой ежегодника. АЕ осмысливает конкретную и всегда относительно ограниченную сферу деятельности архивиста, публикатора, музееведа, социолога, педагога как часть широкого общекультурного процесса, как службу социальной памяти и воспитания творческой личности историей и для истории.
Хотелось бы более конкретно рассказать о темах, освещенных в АЕ.
Ё Весь комплекс проблем археографии: теория и методика, издание отдельных видов источников, серийные издания, анализ состояния публикаторской деятельности на разных этапах, история развития археографии, вопросы публикации источников на страницах АЕ, история археографической мысли в нашей стране (серия статей Чиркова в 80-х гг., напр.), вопросы подготовки кадров археографов, работа по собиранию и изучению материалов по истории России отдельными лицами, организациями и учреждениями и т.п. в ряде статей о АЕ отмечается такой минус, как недостаточное количество обобщающих статей по истории развития археографии, ее современном состоянии, перспективах развития;
Ё Материал о выдающихся отечественных археографах (Тихомирове, Валке и др.). Публиковались обзоры документов историков и археографов: Тихомирова, Максакова, Маяковского;
Ё Вопросы формирования источниковой базы, методов анализа источников;
Ё Вопросам междисциплинарных связей археографии, источниковедения, археографии и др. дисциплин;
Ё Вопросы истории и современного стояния краеведения и музееведения;
Ё Вопросы архивоведения, архивного дела (теория и методика, практика, история, управление архивным делом), причем не только в России, но и за рубежом, вопросы формирования архивоведческого терминоведения;
Ё Вопросы складывания архивов и архивных комплексов (напр., публиковались тематические обзоры материалов, хранящихся в архивах АН СССР, рукописных отделах библиотек и др.), введения в научный оборот исторических источников;
Ё Статьи по ВИДам: нумизматике, сфрагистике, хронологии, метрологии и др.
Ё И многое-многое другое.
Освещали эти вопросы такие исследователи, как Шмидт, Тихомиров, Валк, Автократов, Шохин, Черепнин, Лихачев, Левшин + уже названные Каштанов, Буганов, Кафенгауз, Зимин и многие другие.
АЕ - это издание, активно способствовавшее и способствующее развитию источниковой культуры общества, а следовательно, и повышению профессионализма всего комплекса не только исторических, но и в целом гуманитарных исследований.
Архивы литературы и искусства: особенности комплектования, учета, хранения и использования
Документы по истории литературы и искусства являются частью мирового культурного наследия, которое необходимо бережно сохранить. Однако, по ряду причин эти документы большей частью рассредоточены. Нередко документы одного и того же лица хранятся в составе фондов государственных архивов, в рукописных отделах библиотек, в бесчисленных музеях и различных учреждениях. Эта децентрализация усугубляется еще тем, что личные архивы, даже имеющие национальное и мировое значение, являются личной собственностью. Становясь предметом купли - продажи, они распыляются, и порой вывозятся за пределы своей страны. А вопросы собирания и хранения документов литературы и искусства уже давно тревожат архивистов.
В силу исторически сложившихся
условий, материалы по литературе и
искусству во всех странах в течение
нескольких веков преимущественно
откладывались в рукописных отделах
библиотек и музеев. Этому способствовали
на первых порах связь рукописи с
книгой, собирание библиотеками манускриптов,
а также и то обстоятельство, что
архивы, являясь государственными учреждениями,
принимали преимущественно
В данном случае помог бы хорошо разработанный НСА к фондам литературы и искусства. Но ни музеи, ни библиотеки, да и архивы в достаточной мере этим не обладают.
Широкую информацию о материалах
личного происхождения, в том
числе и личных фондах деятелей литературы
и искусства, дает указатель «Личные
фонды в государственных
Помочь проблеме использования, а также комплектования и хранения может координация деятельности рукописных отделов музеев, библиотек и других учреждений, занимающихся собиранием, хранением и использованием документов литературы и искусства (личные контакты, конференции, совещания и т.п.).
Локомотив в деле собирания, хранения и использования документов литературы и искусства - РГАЛИ («Архив муз»). Это один из немногих архивов страны, который хорошо знаком не только архивистам. РГАЛИ снискал себе известность среди широкой читательской аудитории: многочисленные сборники, подготовленные на основе материалов этого архива, расходятся по всей стране. Знают архив и за рубежом. Он по праву считается культурным центром, притягивающим деятелей литературы, искусства, науки.
Днем рождения архива считается
29 марта 1941 г. В этот день СНК СССР
принял постановление, предусматривавшее
организацию к 1 июля 1941 г. в Москве
Центрального государственного литературного
архива (ЦГЛА) для хранения литературных
фондов государственных архивов
и соответствующих
Интенсивно пополняясь документами
по истории русской литературы и
искусства, находящимися в учреждениях,
архив одновременно предпринимал энергичные
меры по спасению и сохранению архивов
советских писателей и поэтов.
По предложению ЦГЛА, руководство
Главархива направило 24 июля 1941 г. письмо
председателю правления Союза писателей
СССР А.А. Фадееву, в котором, в частности,
говорилось: «Главное архивное управление
НКВД СССР просит Вас известить популярных
писателей и поэтов, что в целях
обеспечения сохранности
Наряду с комплектованием
в эти трудные первые годы становления
архива проводились и другие необходимые
работы: проверка наличия и состояния
документов, их описание и использование.
Ценой больших усилий, а иногда
и ошибок, связанных с отсутствием
опыта, вырабатывались методы фондирования
и научного описания фондов личного
происхождения, составления научно-
1. литературных фондов,
2. фондов искусств,
3. научно-публикаторского,
4. научно-справочной литературы (библиотеки).
К началу 50-х годов архив
укрепился организационно и в
кадровом отношении, приобрел определенный
научно-методический опыт. Изданы первые
сборники документов, посвященные творчеству
Чехова, Репина, Римского-Корсакова, а
также описи отдельных фондов.
В 1951 г. появился и первый путеводитель
по архиву. С самого начала своего существования
архив широко комплектовался не только
материалами литературного
К концу 60-х годов определился круг государственных учреждений и общественных организаций, материалами которых он комплектуется. Развернулась активная работа по выявлению и получению документов из частных архивов. В результате этих усилий в ЦГАЛИ созданы фонды выдающихся деятелей культуры уже советской эпохи: Н.А. Островского, В.Э. Мейерхольда, С.С. Прокофьева, И.И. Бродского, К.С. Петрова-Водкина, С.М. Эйзенштейна многих других. Новым направлением комплектования ЦГАЛИ явилось получение из-за рубежа материалов по истории русской культуры. Широко развернувшаяся в этом направлении работа позволила получить: из Англии - 30 писем С.М. Степняка-Кравчинского; из США - автографы С.А. Есенина, материалы о Л.Н. Толстом, из Югославии - письма И.Е. Репина.
Информация о работе Появление архивов в Древнерусском государстве