Появление архивов в Древнерусском государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Зарождению архивного дела на Руси способствовало появление письменности. Письменность у восточных славян возникла задолго до принятия христианства на Руси. Это подтверждают договоры киевских князей с Византией (911, 944, 971 годы), а также найденные при археологических раскопках предметы быта, на которых имеются надписи кириллицей.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 115.72 Кб (Скачать файл)

 

Ё И многое-многое другое.

 

Освещали эти вопросы  такие исследователи, как Шмидт, Тихомиров, Валк, Автократов, Шохин, Черепнин, Лихачев, Левшин + уже названные Каштанов, Буганов, Кафенгауз, Зимин и многие другие.

 

АЕ - это издание, активно  способствовавшее и способствующее развитию источниковой культуры общества, а следовательно, и повышению  профессионализма всего комплекса  не только исторических, но и в целом  гуманитарных исследований.

 

Архивы литературы и искусства: особенности комплектования, учета, хранения и использования

 

Документы по истории литературы и искусства являются частью мирового культурного наследия, которое необходимо бережно сохранить. Однако, по ряду причин эти документы большей  частью рассредоточены. Нередко документы  одного и того же лица хранятся в  составе фондов государственных  архивов, в рукописных отделах библиотек, в бесчисленных музеях и различных  учреждениях. Эта децентрализация  усугубляется еще тем, что личные архивы, даже имеющие национальное и мировое значение, являются личной собственностью. Становясь предметом  купли - продажи, они распыляются, и  порой вывозятся за пределы своей  страны. А вопросы собирания и  хранения документов литературы и искусства  уже давно тревожат архивистов.

 

В силу исторически сложившихся  условий, материалы по литературе и  искусству во всех странах в течение  нескольких веков преимущественно  откладывались в рукописных отделах  библиотек и музеев. Этому способствовали на первых порах связь рукописи с  книгой, собирание библиотеками манускриптов, а также и то обстоятельство, что  архивы, являясь государственными учреждениями, принимали преимущественно официальную  документацию. Материалы частного происхождения  туда, как правило, не поступали. Во многих странах и поныне основными  хранилищами документальных материалов по истории литературы и искусства  являются рукописные отделы крупных  национальных, муниципальных, университетских  библиотек (напр., во Франции, Великобритании, Австрии, Италии, Швейцарии, Польше и  многих других странах). Поэтому при  работе с творческим наследием какого-нибудь человека возникают определенные трудности, если, например, наследие это рассредоточено одновременно по музеям, библиотекам, архивам (хорошо, если в одном городе).

 

В данном случае помог бы хорошо разработанный НСА к фондам литературы и искусства. Но ни музеи, ни библиотеки, да и архивы в достаточной  мере этим не обладают.

 

Широкую информацию о материалах личного происхождения, в том  числе и личных фондах деятелей литературы и искусства, дает указатель «Личные  фонды в государственных хранилищах СССР», подготовленный при участии  Главархива СССР. 2 тома вышли в 1962-1963 гг., 3 том - 1980. HTML-версия размещена на «Архивах России». + справочники архивохранилищ музеев и библиотек (на том же сайте).

 

Помочь проблеме использования, а также комплектования и хранения может координация деятельности рукописных отделов музеев, библиотек  и других учреждений, занимающихся собиранием, хранением и использованием документов литературы и искусства (личные контакты, конференции, совещания  и т.п.).

 

Локомотив в деле собирания, хранения и использования документов литературы и искусства - РГАЛИ («Архив муз»). Это один из немногих архивов  страны, который хорошо знаком не только архивистам. РГАЛИ снискал себе известность  среди широкой читательской аудитории: многочисленные сборники, подготовленные на основе материалов этого архива, расходятся по всей стране. Знают архив  и за рубежом. Он по праву считается  культурным центром, притягивающим  деятелей литературы, искусства, науки.

 

Днем рождения архива считается 29 марта 1941 г. В этот день СНК СССР принял постановление, предусматривавшее  организацию к 1 июля 1941 г. в Москве Центрального государственного литературного  архива (ЦГЛА) для хранения литературных фондов государственных архивов  и соответствующих документальных материалов музеев, библиотек, научно-исследовательских  институтов и других учреждений. Появление  нового архива с одобрением встретили  и поддержали деятели культуры и  общественность. Однако широко задуманной концентрации в нем рукописных материалов историко-литературного характера  помешала начавшаяся Великая Отечественная  война. Она выдвинула на первый план задачу спасения материалов, которые  срочно вывозятся сначала в Саратов, а затем в Шадринск и Барнаул. Тем не менее кроме материалов Гослитмузея, составивших основу нового архива, уже в первый год войны  были приняты из Государственного архива феодально-крепостнической эпохи (ныне РГАДА) фонды семьи Аксаковых, историков  Н.П. Барсукова и Н.И. Веселовского, Салтыкова-Щедрина, издателя А.С. Суворина; из Московского областного архива - материалы Московской конторы императорских  театров, Комитета по делам печати; из Центрального государственного исторического  архива в Москве - фонды Н.П. Огарева, А.Н. Островского. Фонды государственных  учреждений пополнялись сданными в  те годы архивами редакций и издательств («Литературная газета», «Детиздат», «Искусство», «Музгиз»), журналов «Октябрь» и «Знамя». Из Третьяковской галереи поступили документы Училища живописи, ваяния и зодчества, художественного кружка «Среда» и других объединений, а также рукописные материалы художников И.К. Айвазовского, А.Г. Венецианова, И.Н. Крамского. Из Исторического музея были переданы отдельные документы П.И. Чайковского, поэта Н.М. Языкова, из подмосковного имения Мураново - архивы поэтов Е.А. Баратынского и Ф.И. Тютчева, из саратовского Дома-музея Н.Г. Чернышевского - архив Н.Г. Чернышевского, из Полтавы - материалы В.Г. Короленко, из Киева - Н.В. Гоголя и др.

 

Интенсивно пополняясь документами  по истории русской литературы и  искусства, находящимися в учреждениях, архив одновременно предпринимал энергичные меры по спасению и сохранению архивов  советских писателей и поэтов. По предложению ЦГЛА, руководство  Главархива направило 24 июля 1941 г. письмо председателю правления Союза писателей  СССР А.А. Фадееву, в котором, в частности, говорилось: «Главное архивное управление НКВД СССР просит Вас известить популярных писателей и поэтов, что в целях  обеспечения сохранности архивных материалов ЦГЛА может принять на постоянное или временное хранение личные архивы членов Вашей организации». Благодаря этой инициативе тогда  же в архив были переданы материалы  К.И. Чуковского, К.Г. Паустовского и  некоторые другие.

 

Наряду с комплектованием  в эти трудные первые годы становления  архива проводились и другие необходимые  работы: проверка наличия и состояния  документов, их описание и использование. Ценой больших усилий, а иногда и ошибок, связанных с отсутствием  опыта, вырабатывались методы фондирования и научного описания фондов личного  происхождения, составления научно-справочного  аппарата, ведения учета. К работе научного совета архива привлекались известные писатели, литературоведы и искусствоведы. Они принимали  участие в решении вопросов о  профиле и принципах комплектования архива, подготовке путеводителя, рассмотрении первого плана научно-издательской деятельности. В 1943 г. утверждена первая структура архива в составе четырех  отделов:

 

1. литературных фондов,

 

2. фондов искусств,

 

3. научно-публикаторского,

 

4. научно-справочной литературы (библиотеки).

 

К началу 50-х годов архив  укрепился организационно и в  кадровом отношении, приобрел определенный научно-методический опыт. Изданы первые сборники документов, посвященные творчеству Чехова, Репина, Римского-Корсакова, а также описи отдельных фондов. В 1951 г. появился и первый путеводитель по архиву. С самого начала своего существования архив широко комплектовался не только материалами литературного характера, но принимал целые фонды и отдельные документы учреждений искусства, а также личные архивы актеров, композиторов, художников. Поэтому в 1954 в соответствии с фактическим содержанием своих материалов он был переименован и стал называться Центральным государственным архивом литературы и искусства СССР.

 

К концу 60-х годов определился  круг государственных учреждений и  общественных организаций, материалами  которых он комплектуется. Развернулась активная работа по выявлению и получению  документов из частных архивов. В  результате этих усилий в ЦГАЛИ созданы  фонды выдающихся деятелей культуры уже советской эпохи: Н.А. Островского, В.Э. Мейерхольда, С.С. Прокофьева, И.И. Бродского, К.С. Петрова-Водкина, С.М. Эйзенштейна  многих других. Новым направлением комплектования ЦГАЛИ явилось получение  из-за рубежа материалов по истории  русской культуры. Широко развернувшаяся в этом направлении работа позволила  получить: из Англии - 30 писем С.М. Степняка-Кравчинского; из США - автографы С.А. Есенина, материалы  о Л.Н. Толстом, из Югославии - письма И.Е. Репина.

 

В 1992 г. переименован в РГАЛИ. В апреле 1997 г. архив был включен  в Государственный свод особо  ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

 

Характеристика фондов. 3 029 фф., 1 300 000 ед. хр., ХVIII в. - 2005 г. (отдельные  документы - ХIV, ХVI, ХVII вв.)

 

фонды учреждений - 351 фф.;

 

личные фонды - 2 677 фф.;

 

микрофильмы - около 6 000 000 кадров. 1 ф.,

 

микроформы.

 

В настоящее время РГАЛИ  является крупнейшим в России хранилищем документов по истории литературы, общественной мысли, музыки, театра, кино, изобразительного искусства. Хронологические  рамки собранных документов охватывают три столетия - с ХVIII в. до наших  дней, но основная часть материалов относится к XX в. Документы хранятся в двух основных архивохранилищах - фондов учреждений и организаций и фондов личного происхождения.

 

Документы государственных  учреждений и общественных организаций  за дореволюционный период представлены фондами прежде всего общественных и культурных объединений и обществ, таких как Общество любителей  российской словесности (1811-1930), Общество для пособия нуждающимся литераторам  и ученым (Литературный фонд, 1859-1922), а также фондами редакций газет  и журналов «Русский вестник», «Дело», «Русское богатство», «Современник»  и др.

 

Российское театральное  искусство отражено в фондах Московской конторы Императорских театров  и Русского театрального общества. Документы по истории изобразительного искусства отложились в фондах Московского  общества любителей художеств, Училища  живописи, ваяния и зодчества, Третьяковской  галереи.

 

История развития культуры и  искусства советского периода запечатлена  в фондах административных органов  в области культуры - Комитетов  по делам искусств при СНК СССР (1936-1953) и РСФСР (1938-1953), Главного управления по делам художественной литературы и искусства Наркомпроса РСФСР (Главискусство, 1925-1928), Министерства культуры СССР и его отделов (1953-1991), а также  отраслевых органов управления отдельными видами искусства - Комитета по кинематографии СССР, Дирекции художественных выставок и панорам, Государственного объединения  музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий и проч.

 

Культурно-просветительные  и литературно-художественные негосударственные  организации в области литературы представлены фондами Пролеткульта (1917-1932) и Всероссийского общества пролетарских писателей «Кузница» (1920-1932), Союза  писателей СССР (1932-1991) и его предшественников - литературных объединений и кружков, литературных издательств. Аналогичные  творческие организации представлены фондами Всероссийского театрального общества, Союза композиторов СССР (1934-1991) и РСФСР (1957-1991), Союзов художников (1957-1991), архитекторов (1932-1991), кинематографистов (1965-1991) СССР.

 

Архив хранит многочисленные фонды научных учреждений в области  искусства при Министерстве императорского двора, таких как Академия художеств (1757-1918), Институт истории искусств, а также фонды специализированных высших учебных заведений: театральных  училищ и Государственного института  театрального искусства (ГИТИС, c 1879 г.), Московской государственной консерватории  им. П.И. Чайковского и Высшего  государственного художественно-технического института (ВХУТЕИН, 1926-1930), Всесоюзного  государственного института кинематографии (ВГИК) и др. Значительная часть фондов представлена творческими организациями, такими как киностудии, театры, цирки, ансамбли, хоры и оркестры, музеи, постоянные и передвижные выставки, а также  издательства и редакции журналов и  газет.

 

Документация этих учреждений может быть условно разделена  на три группы: управленческую, отражающую административные функции учреждения; по личному составу, включающую сведения о жизни и деятельности творческих работников; непосредственно творческую, связанную с созданием культурных ценностей. Среди управленческой документации находятся документы обобщающего  характера - отчеты, справки, доклады  в вышестоящие органы. Личные дела, как правило, продолжают храниться  в составе фонда конкретного  ведомства или учреждения. В РГАЛИ  поступают личные дела, содержащие с информацию о творческой деятельности, которая отражена в анкетах, автобиографиях, личных документах.

 

Примерно половину из них  составляют материалы литературного  профиля; вторая половина приходится на все остальные виды искусства (театр, балет, музыка, кино, скульптура, архитектура  и изобразительное искусство). Крупнейшим фондом, большинство материалов которого относится к первой половине ХIХ  в., является фамильный архив трех поколений рода князей Вяземских - «Остафьевский  архив». В его документах нашли  отражение общественные и литературные процессы, жизнь и творчество многих литераторов того времени. Здесь  имеются письма Пушкина, Державина, Чаадаева, Гоголя.

 

В архиве сосредоточена значительная часть творческого наследия Достоевского, И.А. Гончарова, Некрасова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина. Драматургия ХIХ-начала ХХ века отражена в материалах Островского, Чехова и  др. «Серебряный век» русской литературы представлен фондами Ахматовой, Блока, М.И. Цветаевой, Л.Н. Андреева, И  А. Бунина, А.И. Куприна.

 

В фондах С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.С. Грина, Ю.К. Олеши, К.Г. Паустовского, Б.Л. Пастернака, А.А. Фадеева и многих других писателей отражена история  советской литературы. Театральное  искусство, его различные направления  и этапы развития отражены в фондах актеров и режиссеров А.И. Южина, В.Э. Мейерхольда, М.Г. Савиной, Л.В. Собинова, М.И. Петипа.

Информация о работе Появление архивов в Древнерусском государстве