Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:22, курсовая работа
Зарождению архивного дела на Руси способствовало появление письменности. Письменность у восточных славян возникла задолго до принятия христианства на Руси. Это подтверждают договоры киевских князей с Византией (911, 944, 971 годы), а также найденные при археологических раскопках предметы быта, на которых имеются надписи кириллицей.
Ё И многое-многое другое.
Освещали эти вопросы такие исследователи, как Шмидт, Тихомиров, Валк, Автократов, Шохин, Черепнин, Лихачев, Левшин + уже названные Каштанов, Буганов, Кафенгауз, Зимин и многие другие.
АЕ - это издание, активно способствовавшее и способствующее развитию источниковой культуры общества, а следовательно, и повышению профессионализма всего комплекса не только исторических, но и в целом гуманитарных исследований.
Архивы литературы и искусства: особенности комплектования, учета, хранения и использования
Документы по истории литературы и искусства являются частью мирового культурного наследия, которое необходимо бережно сохранить. Однако, по ряду причин эти документы большей частью рассредоточены. Нередко документы одного и того же лица хранятся в составе фондов государственных архивов, в рукописных отделах библиотек, в бесчисленных музеях и различных учреждениях. Эта децентрализация усугубляется еще тем, что личные архивы, даже имеющие национальное и мировое значение, являются личной собственностью. Становясь предметом купли - продажи, они распыляются, и порой вывозятся за пределы своей страны. А вопросы собирания и хранения документов литературы и искусства уже давно тревожат архивистов.
В силу исторически сложившихся
условий, материалы по литературе и
искусству во всех странах в течение
нескольких веков преимущественно
откладывались в рукописных отделах
библиотек и музеев. Этому способствовали
на первых порах связь рукописи с
книгой, собирание библиотеками манускриптов,
а также и то обстоятельство, что
архивы, являясь государственными учреждениями,
принимали преимущественно
В данном случае помог бы хорошо разработанный НСА к фондам литературы и искусства. Но ни музеи, ни библиотеки, да и архивы в достаточной мере этим не обладают.
Широкую информацию о материалах
личного происхождения, в том
числе и личных фондах деятелей литературы
и искусства, дает указатель «Личные
фонды в государственных
Помочь проблеме использования, а также комплектования и хранения может координация деятельности рукописных отделов музеев, библиотек и других учреждений, занимающихся собиранием, хранением и использованием документов литературы и искусства (личные контакты, конференции, совещания и т.п.).
Локомотив в деле собирания, хранения и использования документов литературы и искусства - РГАЛИ («Архив муз»). Это один из немногих архивов страны, который хорошо знаком не только архивистам. РГАЛИ снискал себе известность среди широкой читательской аудитории: многочисленные сборники, подготовленные на основе материалов этого архива, расходятся по всей стране. Знают архив и за рубежом. Он по праву считается культурным центром, притягивающим деятелей литературы, искусства, науки.
Днем рождения архива считается
29 марта 1941 г. В этот день СНК СССР
принял постановление, предусматривавшее
организацию к 1 июля 1941 г. в Москве
Центрального государственного литературного
архива (ЦГЛА) для хранения литературных
фондов государственных архивов
и соответствующих
Интенсивно пополняясь документами
по истории русской литературы и
искусства, находящимися в учреждениях,
архив одновременно предпринимал энергичные
меры по спасению и сохранению архивов
советских писателей и поэтов.
По предложению ЦГЛА, руководство
Главархива направило 24 июля 1941 г. письмо
председателю правления Союза писателей
СССР А.А. Фадееву, в котором, в частности,
говорилось: «Главное архивное управление
НКВД СССР просит Вас известить популярных
писателей и поэтов, что в целях
обеспечения сохранности
Наряду с комплектованием
в эти трудные первые годы становления
архива проводились и другие необходимые
работы: проверка наличия и состояния
документов, их описание и использование.
Ценой больших усилий, а иногда
и ошибок, связанных с отсутствием
опыта, вырабатывались методы фондирования
и научного описания фондов личного
происхождения, составления научно-
1. литературных фондов,
2. фондов искусств,
3. научно-публикаторского,
4. научно-справочной литературы (библиотеки).
К началу 50-х годов архив укрепился организационно и в кадровом отношении, приобрел определенный научно-методический опыт. Изданы первые сборники документов, посвященные творчеству Чехова, Репина, Римского-Корсакова, а также описи отдельных фондов. В 1951 г. появился и первый путеводитель по архиву. С самого начала своего существования архив широко комплектовался не только материалами литературного характера, но принимал целые фонды и отдельные документы учреждений искусства, а также личные архивы актеров, композиторов, художников. Поэтому в 1954 в соответствии с фактическим содержанием своих материалов он был переименован и стал называться Центральным государственным архивом литературы и искусства СССР.
К концу 60-х годов определился круг государственных учреждений и общественных организаций, материалами которых он комплектуется. Развернулась активная работа по выявлению и получению документов из частных архивов. В результате этих усилий в ЦГАЛИ созданы фонды выдающихся деятелей культуры уже советской эпохи: Н.А. Островского, В.Э. Мейерхольда, С.С. Прокофьева, И.И. Бродского, К.С. Петрова-Водкина, С.М. Эйзенштейна многих других. Новым направлением комплектования ЦГАЛИ явилось получение из-за рубежа материалов по истории русской культуры. Широко развернувшаяся в этом направлении работа позволила получить: из Англии - 30 писем С.М. Степняка-Кравчинского; из США - автографы С.А. Есенина, материалы о Л.Н. Толстом, из Югославии - письма И.Е. Репина.
В 1992 г. переименован в РГАЛИ. В апреле 1997 г. архив был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Характеристика фондов. 3 029 фф., 1 300 000 ед. хр., ХVIII в. - 2005 г. (отдельные документы - ХIV, ХVI, ХVII вв.)
фонды учреждений - 351 фф.;
личные фонды - 2 677 фф.;
микрофильмы - около 6 000 000 кадров. 1 ф.,
микроформы.
В настоящее время РГАЛИ является крупнейшим в России хранилищем документов по истории литературы, общественной мысли, музыки, театра, кино, изобразительного искусства. Хронологические рамки собранных документов охватывают три столетия - с ХVIII в. до наших дней, но основная часть материалов относится к XX в. Документы хранятся в двух основных архивохранилищах - фондов учреждений и организаций и фондов личного происхождения.
Документы государственных
учреждений и общественных организаций
за дореволюционный период представлены
фондами прежде всего общественных
и культурных объединений и обществ,
таких как Общество любителей
российской словесности (1811-1930), Общество
для пособия нуждающимся
Российское театральное искусство отражено в фондах Московской конторы Императорских театров и Русского театрального общества. Документы по истории изобразительного искусства отложились в фондах Московского общества любителей художеств, Училища живописи, ваяния и зодчества, Третьяковской галереи.
История развития культуры и искусства советского периода запечатлена в фондах административных органов в области культуры - Комитетов по делам искусств при СНК СССР (1936-1953) и РСФСР (1938-1953), Главного управления по делам художественной литературы и искусства Наркомпроса РСФСР (Главискусство, 1925-1928), Министерства культуры СССР и его отделов (1953-1991), а также отраслевых органов управления отдельными видами искусства - Комитета по кинематографии СССР, Дирекции художественных выставок и панорам, Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий и проч.
Культурно-просветительные
и литературно-художественные негосударственные
организации в области
Архив хранит многочисленные
фонды научных учреждений в области
искусства при Министерстве императорского
двора, таких как Академия художеств
(1757-1918), Институт истории искусств,
а также фонды
Документация этих учреждений
может быть условно разделена
на три группы: управленческую, отражающую
административные функции учреждения;
по личному составу, включающую сведения
о жизни и деятельности творческих
работников; непосредственно творческую,
связанную с созданием
Примерно половину из них составляют материалы литературного профиля; вторая половина приходится на все остальные виды искусства (театр, балет, музыка, кино, скульптура, архитектура и изобразительное искусство). Крупнейшим фондом, большинство материалов которого относится к первой половине ХIХ в., является фамильный архив трех поколений рода князей Вяземских - «Остафьевский архив». В его документах нашли отражение общественные и литературные процессы, жизнь и творчество многих литераторов того времени. Здесь имеются письма Пушкина, Державина, Чаадаева, Гоголя.
В архиве сосредоточена значительная часть творческого наследия Достоевского, И.А. Гончарова, Некрасова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина. Драматургия ХIХ-начала ХХ века отражена в материалах Островского, Чехова и др. «Серебряный век» русской литературы представлен фондами Ахматовой, Блока, М.И. Цветаевой, Л.Н. Андреева, И А. Бунина, А.И. Куприна.
В фондах С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.С. Грина, Ю.К. Олеши, К.Г. Паустовского, Б.Л. Пастернака, А.А. Фадеева и многих других писателей отражена история советской литературы. Театральное искусство, его различные направления и этапы развития отражены в фондах актеров и режиссеров А.И. Южина, В.Э. Мейерхольда, М.Г. Савиной, Л.В. Собинова, М.И. Петипа.
Информация о работе Появление архивов в Древнерусском государстве