Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:43, дипломная работа
Для организации автоматизации делопроизводства необходимо осуществить переход от бумажных носителей информации к электронным. Для этого в организации должны быть следующие компоненты:
- средства для создания и обработки информации в электронной форме;
- средства для хранения данных – архив (сервер или несколько серверов с необходимым для архивного копирования документов периферийным оборудованием);
- система передачи данных между пользователями;
- средства для получения твердой копии архивных данных;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОНЯТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТА………...7
1.1 Понятие электронного документа……………………………………………7
1.2 Преимущества электронного документооборота и его недостатки………..12
Носители электронных документов ………………………………………....18
Правовые аспекты хранения электронных документов…………………….25
2. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ……………...32
2.1.Хранение электронных документов…………………………………………..32
2.2 Уничтожение электронных документов……………………………………...43
2.3 Современные проблемы организации хранения электронных документов в России……………………………………………………………………………….50
2.4 Аутентичность и целостность электронных документов
при долговременном хранении……………………………………………………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………68
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ работа
Проблема организации хранения и уничтожения электронных документов
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОНЯТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТА………...7
1.1 Понятие электронного документа……………………………………………7
1.2 Преимущества электронного документооборота и его недостатки………..12
2. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ……………...32
2.1.Хранение электронных документов…………………………………………..32
2.2 Уничтожение электронных документов……………………………………...43
2.3 Современные проблемы
2.4 Аутентичность
и целостность электронных документов
при долговременном хранении……………………………………………………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………68
ВВЕДЕНИЕ
Организация работы с документами – это одна из составных частей процессов управления и принятия управленческих решений, которая существенно влияет на оперативность и качество управления. От того, насколько профессионально ведется документация, зависит успех управленческой деятельности в целом.
Тема данной выпускной квалификационной работы является актуальной тем, что документированная информация составляет основу управления, его эффективность в значительной степени базируется на производстве и потреблении информации. Как показывают современные исследования, 85% рабочего времени сотрудников организаций тратится на подготовку, сопровождение, заполнение, копирование и передачу документов. Использование небумажных носителей и другие объективные факторы приводят специалистов к выводу о необходимости поиска новых методов разработки унифицированных форм документов с учетом возможности их компьютерной обработки.
Правильно организованное управление делами снижает время, необходимое для поиска, повышает точность и своевременность информации, устраняет ее избыточность. Рост объемов информации и, соответственно, документов, потребовал внедрения техники для своевременной обработки документов, а с появлением компьютеров – и самой информации.
Для организации автоматизации делопроизводства необходимо осуществить переход от бумажных носителей информации к электронным. Для этого в организации должны быть следующие компоненты:
- средства для создания и обработки информации в электронной форме;
- средства для хранения данных – архив (сервер или несколько серверов с необходимым для архивного копирования документов периферийным оборудованием);
- система передачи данных между пользователями;
- средства для получения твердой копии архивных данных;
- собственно программное обеспечение автоматизации документооборота и управления данными.
На данный момент
в пользу делопроизводства на компьютере
говорит и то, что этот процесс
подкреплен законодательной базой.
А также выпускается много
литературы по этой проблеме. Среди
которой можно найти как
В литературе по
данному вопросу освещены положения
современной регламентации
Проблема электронных технологий в делопроизводстве - это проблема использования в традиционных условиях новейших технологий, ускоряющих процессы на всех стадиях делопроизводства, от документирования до архивного хранения. Характерно, что большинство автоматизированных систем делопроизводства являются именно технологиями в традиционной среде.
Проблема использования электронного документооборота в сфере управления является исключительно многогранной и не сводится только к возможностям техники. Пристальное внимание привлекают аспекты информационной безопасности и защиты информации, подтверждения достоверности электронных документов. Вместе с тем существует достаточно большой комплекс вопросов организационного и методического характера, связанных с информационно-документационным аспектом. Достигнутый уровень использования новых информационных технологий в делопроизводстве позволяет строить не только гипотетические предположения об электронном офисе будущего, но и выявлять реальные пути перехода от традиционного документооборота к автоматизированному и электронному.
Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» определяет электронный документ как «документ», в котором информация представлена в электронной цифровой форме».
Акцентирование внимания на данной проблеме влечет за собой выбор актуального на современном этапе направления научного исследования, имеющего теоретическое и практическое значение с точки зрения использования современных информационных технологий в управлении документацией.
Целью данной работы является изучение и анализ электронного документооборота и применение электронных технологий в учреждении.
Основными задачами данной работы являются:
- исследование понятия
информационных технологий, видов,
специфики их внедрения с
- исследования преимущества электронного документооборота и его недостатки;
- определение носителей электронных документов;
- изучение и раскрытие
правовых аспектов хранения
- исследование способов
хранения и уничтожения
- раскрыть современные проблемы
организации хранения
- исследование аутентичности
и целостности электронных документов
при долговременном хранении.
Объект исследования является – электронный документооборот.
Предмет исследования - электронные
документы и электронный
Изученность темы. Применение и проблемы использования информационных технологий изучались и были отражены в работах следующих авторов: И.Л.Артамоновой, М.П. Бобылевой, С.Л.Кузнецова, В.Крохина, А.Н.Соковой, В.А.Еремченко, А. Пахчанян, В.И.Тихонова, Е.Ю.Шишаевой и др.
Правовой анализ регулирования ЭЦП в гражданских отношениях нашел отражение в главах и параграфах монографий российских авторов: Шамраева А.В.; Наумова В.Б.; Серго А.Г. В настоящее время издано несколько комментариев к Закону «Об ЭЦП» под редакцией Бачило И.В. и Семилетова С.И., Леонтьева К.Б., Соловяненко Н.И., Венгерова А.Б.
При написании выпускной квалификационной работы использовались законодательные и нормативно-методические документы, справочная, исследовательская, научная литература, периодические издания и специальная литература.
Структура работы. Работа состоит из: введения, двух глав, заключения.
В первой главе рассматривается определение и понятие электронного документа и его особенности.
Вторая глава посвящена анализу электронных технологий в делопроизводстве, проблемам хранения и уничтожения электронных документов.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОНЯТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТА
1.1 Понятие электронного документа
Развитие информационных и коммуникационных технологий привело к тому, что обмен электронными документами находит все более широкое применение в практике делопроизводства. Однако электронный документ имеет свою специфику, а обмен электронными документами существенным образом отличается от обычного обмена документами на бумажном носителе. Технологические особенности электронного документа привели к возникновению вопроса о возможности распространения на него правового режима документа в его традиционном понимании.[ 27 - С. 68 - 73]
Понятия электронного документа достаточно широко, существуют различные формулировки:
- информация, зафиксированная на материальном носителе в виде набора символов, звукозаписи или изображения и предназначенная для передачи во времени и пространстве с использованием средств вычислительной техники и электросвязи с целью хранения и общественного использования;
- форма представления информации в целях ее подготовки, отправления, получения или хранения с помощью электронных технических средств, зафиксированная на магнитном диске, магнитной ленте, лазерном диске и ином электронном материальном носителе;
- документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;
- документированная информация,
представленная в электронной форме, то
есть в виде, пригодном для восприятия
человеком с использованием электронных
вычислительных машин, а также для передачи
по информационно-
Электронный документ – это набор информации (текст, изображение, звукозапись), сохраненный на компьютере (файлы Word, Excel и т.п.). Этот набор информации сопровождается карточкой с атрибутами, подобно тому, как книги в библиотеке сопровождаются картотекой. По атрибутам (название, автор, дата создания и т.д.). Документ можно быстро найти. Workflow (поток работ) – это последовательность действий сотрудников в рамках определенного бизнес-процесса. Например: последовательность действий – это «получение документа, регистрация документа, рассмотрение документа, исполнение документа», а бизнес-процесс – «работа с обращениями граждан».
Далее мы рассмотрим понятие, электронный документооборот (ЭДО) – это способ организации работы с документами, при котором основная масса документов используется в электронном виде и хранится централизованно.
Согласно подпункту 11.1 статьи
2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ
«Об информации, информационных технологиях
и о защите информации» электронный
документ - документированная информация,
представленная в электронной форме, то
есть в виде, пригодном для восприятия
человеком с использованием электронных
вычислительных машин, а также для передачи
по информационно-
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» также установлено, что: электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. В Российской Федерации к числу приоритетных задач относится правовое обоснование использования ЭД в делопроизводстве организаций, а также при передаче электронных документов на хранение, в том числе, на государственное архивное хранение. Определенная роль в их решении принадлежит архивному ведомству и ВНИИДАД, который проявляет заинтересованность и непосредственно участвует в соответствующих разработках.
Первым шагом урегулирования вопросов использования документов, создаваемых средствами вычислительной техники, была разработка ГОСТ 6.10.4-84. «Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения», в числе авторов которого был Главархив СССР. Форма государственного стандарта была использована до законодательного закрепления юридической силы новых документов.
Отечественные специалисты до настоящего времени не пришли к единому пониманию «электронного документа». Неопределенность приводит к трудностям придания юридической силы информации, записанной на машинном носителе. Единственным технически возможным способом придания доказательности «электронному документу» является использование электронной подписи. Единственное действующее в масштабе государства определение дано в ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», который определяет «документ на машинном носителе» как документ, созданный с использованием носителей и способов записи, обеспечивающих обработку его информации электронно-вычислительной машиной. Стандартом было установлено, что машинограмма должна быть создана с учетом требований государственных стандартов на унифицированные системы документации.
Постепенно машинопись была заменена на компьютерную печать.[16 -С. 45-49]
Что касается машинного носителя, то стандарт установил и для него обязательные реквизиты оформления по типу бумажных документов:
- наименование организации - создателя документа;
- местонахождение организации - создателя документа или почтовый
адрес
- дата изготовления документа;
- код лица, ответственного за правильность изготовления документа на машинном носителе или код лица, утвердившего документ.
Обязательные реквизиты
документа на машинном носителе предлагалось
размещать способом, позволяющим
однозначно идентифицировать реквизит.
В дальнейшем при внедрении стандарта
были предложения располагать
Информация о работе Проблема организации хранения и уничтожения электронных документов