Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:43, дипломная работа
Для организации автоматизации делопроизводства необходимо осуществить переход от бумажных носителей информации к электронным. Для этого в организации должны быть следующие компоненты:
- средства для создания и обработки информации в электронной форме;
- средства для хранения данных – архив (сервер или несколько серверов с необходимым для архивного копирования документов периферийным оборудованием);
- система передачи данных между пользователями;
- средства для получения твердой копии архивных данных;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОНЯТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТА………...7
1.1 Понятие электронного документа……………………………………………7
1.2 Преимущества электронного документооборота и его недостатки………..12
Носители электронных документов ………………………………………....18
Правовые аспекты хранения электронных документов…………………….25
2. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ……………...32
2.1.Хранение электронных документов…………………………………………..32
2.2 Уничтожение электронных документов……………………………………...43
2.3 Современные проблемы организации хранения электронных документов в России……………………………………………………………………………….50
2.4 Аутентичность и целостность электронных документов
при долговременном хранении……………………………………………………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………68
Большую часть коллекции составляют новостные ленты, которые архив копирует с различных новостных сайтов. Вторую часть - обсуждения ситуации с захватом заложников на форумах в Интернете. Эти материалы содержат информацию об отношении граждан к событиям на Дубровке, а данных об отношении граждан к историческим событиям в российских архивах отложилось очень мало.
Всегда существуют сомнения в достоверности полученной из Интернета информации. Но подтверждение достоверности сведений - это задачи исследователей. Мы же берем на себя функцию подтверждения того, что информация действительно была представлена в Интернете, что её действительно получило общество и что эта информация оказывала влияние на общественное мнение. [26 – С. 221-228]
Существуют также определенные проблемы, связанные с авторскими правами на интернет-документы. У архива, осуществляющего их хранение, может не быть возможности связаться с их авторами и заключить с ними договоры. В такой ситуации вопрос стоит так: либо вообще не проводить отбор документов из Интернета (и тем самым оставить их сохранность на волю случая), либо всё равно формировать подобные коллекции, при этом чётко осознавая ограничения в их архивном использовании.
Обойти жесткие нормы и
Ст. 4 закона об авторских правах определяет (в понятии «воспроизведение»), что «запись произведения в память ЭВМ» является, по существу, изготовлением экземпляра этого произведения. В то же время выставление электронного документа в Интернете является «сообщением для всеобщего сведения», т.е. «показом, исполнением или сообщением произведения … с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения». Предполагается, что автор или владелец документа выставляет его в Интернете с той целью, чтобы им воспользовались другие (пользователи). А это невозможно осуществить без «записи произведения в память ЭВМ» пользователя. То есть автор/владелец самим фактом опубликования документа в Интеренете предоставляет пользователям право создания одной копии (экземпляра) этого документа. Таким образом, пользователь является правомерным владельцем экземпляра произведения. Поэтому архив вправе получать и хранить, как минимум, один экземпляр интернет-ресурса.[ 33- С. 290-296]
Наибольшие проблемы возникают при организации использования интернет-ресурсов, находящихся на хранении в архиве. Любое копирование файлов этих документов будет рассматриваться как неправомерное распространение произведения, т.е. нарушение закона. Однако ст. 19 и 20 закона об авторских правах позволяют обойти указанное ограничение. Во-первых, использовать эти ресурсы можно «традиционным» способом: исследователь в архиве вправе делать рукописные выписки и экземпляры произведения с экрана монитора. Во-вторых, сам архив может выдавать справки по исполнению тематических запросов. В-третьих, возможно репродуцирование произведения в единичном (для исследователя) экземпляре, т.е. распечатка документа на бумаге или перевод на фотоносители. В четвертых, возможна выдача исследователям электронных копий этих документов, в которых информация будет представлена не в полном объеме.
В дальнейшем коллекция «Захват заложников в Москве в Центре на Дубровке» будет принята либо на государственное, либо на депозитарное хранение как часть библиотечного фонда Главархива Москвы. В любом случае в ЦАДЭНМ будет обеспечено более качественное хранение этих документов, чем, если бы они остались в Интернете.
Работа с электронными документами содержит очень большую специфику. Германский архивовед Ганс Хофман писал о двух мирах: мире бумажных документов и мире электронных. И хотя В.И. Тихонов подчёркивает, что между архивными работами с электронными документами и с документами на бумажной основе нет жёсткой грани, многое из того, что делают специалисты по электронным документам для архивиста, работающего с традиционными материалами немыслимо.
В традиционном архиве при формировании страхового фонда создаётся по одной копии на особо ценные документы. У нас ситуация иная. Постоянное развитие информационных технологий приводит к тому, что электронные документы рано или поздно будет невозможно прочесть, поэтому для обеспечения их сохранности в долговременной перспективе приходится изготовлять копии на все документы в страховых, то есть программно независимых форматах. На наиболее используемые документы создаются копии в пользовательских форматах, облегчающие их воспроизведение на дисплей. Кроме того, в целях обеспечения сохранности, и подлинники, и каждая копия электронных документов должны хранится в двух экземплярах, т.е. размещаться на двух разных электронных носителях. Для бумажных документов всё это излишне и нереально, для хрупких компакт-дисков - необходимо и возможно.[ 31- С.92-98]
Другая немаловажная специфика работы ЦАДЭНМ заключается в том, что файловая структура - предмет описания электронных документов - иерархична, а при составлении описи эту иерархическую структуру следует переводить в более привычную линейную структуру. Поэтому в наших описях присутствуют ссылочные строки, в которых указан путь к описываемым единицам учёта, и отсылки на учётный номер папки, в которую они входят. Кроме того, в описях электронных документов указывается: для файлов - имя файла с расширением, дата и время сохранения документа, его объём в байтах, url-адрес (для интернет-документов), контрольная сумма; для компьютерных папок - объём в байтах, количество вложенных в них файлов и папок. Такая опись имеет очень мало общего с традиционной.
В качестве электронных носителей используются оптические диски с однократной записью информации CD-R. Выбор этих дисков обусловлен следующими обстоятельствами:
Сейчас в нашей стране и в мире шаг за шагом электронные документы отвоёвывают себе место под солнцем. Даже для традиционных архивистов работа на компьютере становится все более привычной. В Главархиве Москвы и московских архивах уже сотни ПК, компьютеры стали уже обычным инструментом архивной работы.
ЦАДЭНМ комплектуется всё
2.4 Аутентичность и целостность электронных
документов
при долговременном хранении.
В данном параграфе нашего исследования мы рассмотрим, каким образом можно установить происхождение и «неизменность» документа, хранящегося в специализированном архиве.
Проблема заключается в
В качестве примере можно вспомнить, что деловые и имущественные акты подделывались во все времена, а фальсификации исторических источников чаще всего появлялись в периоды общественных и идеологических кризисов. Особенно остро это проявилось в новое время, когда письменная культура стала достоянием широких слоев общества. Хотя и не сразу, историки смогли выработать методы для установления подлинности и целостности документов.
[ 28 – С. 286-291]
Электронные документы нанесли серьезный удар по репутации вспомогательных исторических дисциплин. Специалисты архивов обнаружили, что в отношении этих материалов методики анализа, служившие столько лет, перестали работать.
Проблема аутентичности
С этой целью формируется
В общий процесс включилась и Россия. 28 января 2002 г. постановлением Правительства РФ № 65 была утверждена федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002–2010 годы», согласно которой органы государственной власти и многие органы местного самоуправления вскоре должны перейти к электронному документообороту и придать своим документам более открытый характер для общества. В регионах России разрабатывают собственные концепции и программы перехода к документообороту в электронной среде.[ 28 – С.312-315]
Активизировалась в нашей
Правовое признание ЭЦП
В 2000–2001 гг. произошли сразу несколько важных событий, которые свидетельствуют о том, что проблема аутентичности электронных документов и публикаций становится приоритетной при обсуждении влияния информационных технологий на теорию и практику архивного (и библиотечного) дела.
Первое из них связано с рассмотрением теоретических вопросов долговременного доступа к электронным документам, их идентификации и аутентификации. В январе 2000 г. в США под эгидой Совета по библиотекам и информационным ресурсам (CLIR) прошел семинар «Аутентичность в цифровом мире». Большинство участников семинара сошлись во мнениях относительно того, что аутентичность тесно связана с контекстом использования документов, что наилучшие гарантии подлинности предоставляют удостоверения третьей стороны (архива или библиотеки) и что технические средства аутентификации по-прежнему несовершенны.[31 – С. 254-261]
Вторым событием стало осуществление
международного проекта InterPARES. Участники
этого проекта попытались с позиций
дипломатики и архивной теории определить
критерии и методы установления аутентичности
электронных документов, а также
требования к обеспечению их сохранности
в долговременной перспективе. В
ходе первого этапа проекта были
определены более 60 делопроизводственных,
архивных и технологических
Таким образом, зарубежные исследования последних лет показывают: документоведы и архивисты приходят к осознанию того, что главное в сохранении электронных документов – это обеспечение их аутентичности.
В нашем исследовании мы выявили основные мероприятия направленные на проблемы обеспечения аутентичности электронных документов - это необходимость соблюдения следующих правил:
- необходимо создавать формуляр электронного документа (расположение, порядок развертывания реквизитов и т.п.);
- использовать название шрифтов;
- применять открытые ключи (и прочие реквизиты, относящееся к электронным подписям, которые применялись к документу на протяжении всего жизненного цикла – в делопроизводстве и архиве).[ 26 – 331-337]
Необходимо расширить видовой состав и состав сопроводительной документации, включать в нее не только удостоверяющие листы и сертификаты ЭЦП, но и:
- реестры сертификатов ключей ЭЦП, предназначенных для подписания электронных документов со сроками хранения более 10 лет;
- журналы регистрации электронных документов – «связующие протоколы» (с обязательным указанием на значение их хэш-функций, открытых ключей, даты и времени создания или подписания ЭЦП);
- журналы регистрации электронных носителей (с заводскими и инвентарными номерами, указаниями на тип и марку носителя, фирму-производителя и т.п.);
- отчеты структурных подразделений организации, ответственных за проведение информатизации.
Наконец, инфраструктура для обеспечения
аутентичности электронных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Системы электронного документооборота уже давно активно применяются на крупных и средних предприятиях, в государственных структурах, самое главное, интерес к ним непрерывно растет. На сегодняшний день автоматизация документооборота также необходима, как автоматизация бухгалтерского учета в середине девяностых годов. В первой главе рассматривалось понятие электронного документооборота.
Можно выделить ряд проблем, общих для тех, организаций, где работа с документами ведется традиционным способом:
Информация о работе Проблема организации хранения и уничтожения электронных документов