Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 10:35, дипломная работа
Цель исследования - изучение системы в развитии делопроизводства периода образования русского централизованного государства (XV-XVII вв.). России.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Проанализировать государственный механизм управления русского централизованного государства в период XV-XVII вв.
2. Рассмотреть проблемы формирования и системы приказов в России.
3. Выявить значимость приказов в структуре органов государственной власти.
4. Рассмотреть делопроизводство как технологию управления на государственном уровне.
5. Проанализировать реквизиты документа XVI-XVII веков.
6. Показать процесс документооборота XVI-XVII веков.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….С.2
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В XV-XVII вв. …………………………………………………………………С.7
1.1. Общая характеристика государственного механизма управления
в XV-XVII вв. …………………………………………………………………..С.7
1.2. Государственный механизм управления в период самодержавия
в XVII в...………………………………………………………………………С.13
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………..С.18
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ПРИКАЗНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ………………………………………………………………………С. 19
2.1. Формирование и система приказов в оссии…………………………….С.19
2.2. Приказы в структуре органов государственной власти………………..С.24
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………..С.37
ГЛАВА 3. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО ПЕРИОДА ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА………………………………..С.38
3.1. Делопроизводство как технология управления ………………………..С.38
3.2. Реквизиты документа XVI-XVII веков …………………………………С.43
3.3. Документооборот в XV-XVII веках…………………………………….С.55
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ……………………………………………С.62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..С.63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..С.65
Итак, конец XV в.
— время зарождения в рамках
старой системы управления
2.1. Приказы в структуре органов государственной власти
Место приказов в структуре
органов государственной власти
определяет принципы и характер их
взаимоотношений с другими
Характер взаимоотношений
Ю. А. Тихомиров характеризует
Документы, поступавшие в приказы
из местных органов
В ряде случаев решение по тому или иному вопросу, видимо, оставлялось после «доклада» царю и Боярской думе на усмотрение руководителей приказа. В этом случае документы содержат пометы: «чтена», «государю чтена», «государю и бояром чтена», «бояром чтена» [47, с.130]. Таким образом, прерогативой высших органов государственной власти не только являлись назначения на должности в структуре приказов и решение вопросов, связанных с изменением компетенции приказов. Царь и Боярская дума определяли не только основные направления практической реализации функций, возложенных на тот или иной но и в значительной степени принимали решения в каждом конкретном случае.
Местные органы государственной власти, наместник и его аппарат, а также сменившие его во второй половине XVI в. воевода и его аппарат, осуществляли свои полномочия в соответствии с указаниями вышестоящих органов. Назначения на пост наместника и воеводы, а также должности дьяков и подьячих приказных (съезжих) изб производились царем и/или Боярской думой с представления приказов, осуществляющих управление данной территорией: Разрядного, Казанского дворца, Сибирского и др. Любые документы, отправляемые местными органами государственной власти, называвшиеся «отписками», должны были быть адресованы только на имя царя. Обычно при этом указывалось, что отписка должна быть отдана в тот или иной приказ. Царские грамоты наместникам и воеводам («грамоты») отправлялись из приказов от имени царя. В своей деятельности наместники и воеводы руководствовались «наказами», которые выдавались им в приказе, производившим назначение на данную должность.
Любые отношения между приказами производились путем отправки специального документа — «памяти». «Памяти», содержавшие сообщения о распоряжениях царя по конкретным вопросам, затребования справок и т. п., посылались из Разрядного приказа в Поместный приказ, из приказа Большого дворца в Разрядный приказ, из Разрядного приказа в приказ Казанского дворца, из Владимирской четверти в Разрядный приказ, из Разрядного приказа в Иноземный приказ и т. д. [47, с.131].
Таким образом, достаточно обоснованным
является характеристика приказов как
центральных органов
Классификация приказов характеризует системность органов центрального управления. К. А. Неволин считал возможным классифицировать приказы в соответствии с двумя критериями: территориальным и функциональным [48, с.143]. Точка зрения К. А. Неволина долгое время была господствующей в историко-правовых исследованиях по данному вопросу. А. С. Лаппо-Данилевский обосновывал территориально-сословный принцип разграничения компетенции приказов [49, с.453]. Наиболее осторожно к вопросу о классификации приказных органов подошел И. И. Вернер. Исследователь полагал возможным выделять только дворцовые и государственные приказы. Все другие принципы он считал возможным применять с большой долей условности и значительным числом оговорок [50, с.113]. С. М. Середонин писал по этому поводу: правительство «нагромоздило кучу центральных правительственных учреждений» [51, с.71].
В советское время А. В. Чернов, подвергнув критике концепцию И. И. Вернера, предложил, тем не менее, выделять государственные, дворцовые и патриаршие приказы [52, с.195]. А. А. Зимин писал о функциональном принципе как основополагающем критерии при разграничении полномочий между приказами [53, с.283]. А. К. Леонтьев выделяет пять групп приказов: 1) административные и судебно-полицейские; 2) областные; 3) военные; 4) финансовые; 5) дворцовые [54, с.315].
Исследователи неоднократно
отмечали сложность при определении
критериев разграничения
Прежде всего следует отметить, что все без исключения приказы обладали судебной властью. Причем одни и те же приказы должны были проводить следствие и, как правило, исполнять судебные решения. Все приказы в той или иной степени можно считать финансовыми, так как каждый приказ был наделен судебной властью, что означало получение в приказах судебных пошлин. И, наконец, почти каждый приказ обладал территориальной компетенцией: Разрядный приказ, приказ Большого дворца и др. Более того, даже Посольский приказ управлял рядом городов с уездами.
Отсутствие четкого разграничения компетенции было вызвано прежде всего тем, что она определялась исключительно распоряжениями царя и Боярской думы без определенной системы, в связи с изменениями конкретной текущей ситуации.
Отсутствие четких критериев
определения компетенции
Н. Ф. Демидова, отмечая невозможность разработки удовлетворительной классификации приказов, предложила остановиться на выделении общегосударственных, дворцовых и патриарших приказов [57, с.118]. Эта точка зрения была принята в новейшей отечественной литературе [58, с.42].
Наряду с этим классификация приказов должна учитывать ряд условий. Система приказных учреждений не была статичной на протяжении двух столетий. Важно учитывать такие признаки системности, как взаимообусловленность и взаимозависимость всех частей единого целого. С этой позиции исторически обусловленным можно считать выделение следующих периодов:
- конец XV—середина XVI вв. (до реформ Ивана IV);
- вторая половина XVI—начало XVII в.;
- 1613—1649 гг. (до Соборного уложения 1649 г.);
- 1649—1696 гг. (когда стали заметны первые признаки деформации приказов);
- 1696—1704 гг. (до создания первых канцелярий).
Как отмечалось в специальной литературе, «соблюдение принципов историзма требует освещения феодального права на основе сословного принципа» [58, с.43]. Наконец, при рассмотрении системы приказов следует учитывать, насколько это возможно, современные принципы классификации центральных органов государственной власти по функциональному и отраслевому признакам.
Возникшие в конце XV и в первой половине XVI в. приказы отражали определенные тенденции в развитии государства. Несмотря на то, что все приказы обладали финансовой компетенцией (сбор и расходование государственных средств), исключительная компетенция в финансовой сфере и в вопросах управления государственным имуществом принадлежала только трем приказам: Казенному, приказам Большого прихода и Большого дворца. Особенность юридического статуса последнего ведомства заключалась в том, что Большой дворец распоряжался поступлениями и расходованием средств на обеспечение лично царя и членов его семьи. Два приказа — Ямской и Конюшенный — обеспечивали средства и пути сообщения между различными частями государства. Последний приказ целиком был ориентирован на обеспечение деятельности монарха. В компетенцию Разбойного и Земского приказов, возникших в ходе реформ 30—50-х гг. XVI в., входило расследование тяжких уголовных преступлений, суд и исполнение приговоров по ним на территории всего государства (Разбойный приказ) и в Москве (Земский приказ). Более того, в функции Земского приказа входило общее административное управление городом Москвой. Посольский приказ был направлен на реализацию внешнеполитических функций государства. Разрядный приказ обеспечивал планирование, учет и осуществление назначений должностных лиц на территории всего государства, являясь своеобразным «отделом кадров» государства. Наконец, приказ Холопьего суда обеспечивал защиту прав холопов, древнейшего непривилегированного сословия, и холоповладельцев.
Создание приказа отражает важное направление в развитии государства - регулирование отношений между сословиями. Вместе с тем стоит подчеркнуть, что уже на этом этапе формирования развития приказов наблюдаются черты системности, проявляющиеся в специализации приказов по выполнению тех или иных задач.
Приказы, созданные во второй половине XVI—начале XVII в., еще в большей степени характеризуют определенные тенденции в развитии государства, носят системный характер. Прежде всего отметим создание трех приказов с особым юридическим статусом. Один из них — Дворцовый житный (житенный) приказ. К его ведению относилось обеспечение жизнедеятельности монарха в самом широком смысле: устройство и управление царскими огородами, рыбными «ловлями» и прочими «угодьями». Постельный приказ, появившийся в 1573 г., обеспечивал устройство мастерских и производство предметов домашнего обихода для царя и царской семьи. Челобитный (Челобитенный) приказ резко отличается от прочих приказов. Он существовал с перерывами до 80-х гг. XVII в.: в 1549 г. — 80-е гг. XVI в., 1610—1677, 1683—1685 гг. — и осуществлял функции высшей апелляционной инстанции по судебным и административным делам, решенным в любом другом приказе. Так, обжалование судебных решений по земельным спорам, вынесенных в Поместном приказе, допускалось лишь через Челобитенный приказ. Из него обычно дело поступало на новое рассмотрение в Сыскной приказ. Обращение в Челобитный приказ было равносильно обращению непосредственно к монарху. Правда, принципы устройства приказа и основы его деятельности не отличались от любого прочего приказного ведомства.
Во второй половине XVI в. были созданы два новых финансовых приказа — приказы Новой и Новгородской четвертей. Новым элементом в компетенции этих приказов стало ограничение по сбору налогов на определенной территории и сословно-наградной принцип расходования средств — на жалованье особо приближенным или отличившимся дворянам. Сословный принцип стал более последовательно использоваться при формировании приказной системы. По справедливому замечанию В. И. Карпеца, «различие в устроении управления различными слоями населения — яркое свидетельство сословной природы Русского государства и его развитого сословного строя» [59, с.150]. Рост значения сословного признака в разграничении компетенции приказов характеризует увеличение роли государства в регулировании общественных отношений. Четыре судных приказа являлись судами первой инстанции по гражданским (земельным) делам. Этим приказам были подсудны исключительно дворяне. Оформление, регистрация и защита земельных прав дворян — одна из важнейших функций Поместного приказа. Пушкарский (Пушечный приказ в конце XVI в.) и Стрелецкий приказы, помимо военного значения этих ведомств, в основном занимались обеспечением (в самом широком смысле этого слова) жизни стрельцов и пушкарей. Наделение указанных категорий населения особыми правами, в частности исключительной подсудности, судебных пошлинных льгот и др., свидетельствует о формировании государством новых сословий.