Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 05:37, курсовая работа
Цель исследования курсовой работы состоит в выявлении особенностей организационной культуры учреждения.
Для реализации цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
понятия и функции организации организационной культуры;
структуру организационной культуры и её элементы;
типы организационной культуры;
основные характеристики организационной культуры и ее место
в структуре имиджа организации;
Введение
Каждая нация обладает своей особенной культурой. Точно также можно относиться к отдельным организациям. Организационная культура является особым видом общей культуры. Областью приложения организационной культуры является полный цикл жизнедеятельности организации. Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика – определения своих целей и ценностей, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддерживания высокой репутации в конкурентной среде. Нет организаций, которые полностью бы копировали друг друга. Рынок ставит организацию в принципиально новые отношения с государственными организациями, с производственными или иными партнёрами, работниками. Устанавливаются новые экономические и правовые регуляторы. В связи с этим меняются отношения между руководителями организаций, между руководителями и подчинёнными, между всеми работниками внутри организации. Меняется и отношение к персоналу предприятия.
Организационная культура — это система общих ценностей, правил и норм поведения, принимаемых членами организации.
Организационная культура является
основой жизненного потенциала организации.
Особенности отношений между
людьми, устойчивые нормы и принципы
жизни и деятельности организации,
образцы положительного и отрицательного
поведения и многое другое, что
относится к ценностям и
Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится фактором организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.
Эта тема является актуальной, так как многие учреждения ещё не уделяют должное внимание персоналу. Руководители организаций должны понять, что только с помощью трудового коллектива в целом и каждого работника в частности, можно добиться реальных положительных результатов на рынке товаров и услуг.
Цель исследования курсовой работы состоит в выявлении особенностей организационной культуры учреждения.
Для реализации цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
в структуре имиджа организации;
5. организационный климат как составляющую организационной культуры;
6.проанализировать
Объектом исследования является организационная культура учреждения.
Предмет исследования - организационная культура муниципального учреждения здравоохранения «Большереченская центральная районная больница.
Для написания
курсовой работы были проработаны литературные
источники отечественных
Глава I. Теоретические аспекты организационной культуры предприятия.
1.1. Понятия и функции организационной культуры
Организационная культура - это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась также из сравнительно новой области знаний – организационного поведения, которая изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в следующих направлениях:
- личность в организации (индивидуальное поведение);
- групповое поведение в организации;
- поведение руководителя в организации;
- адаптация организации к внутренней и внешней среде;
- повышение организационной
эффективности в деятельности
организации. Для каждого
Термин «культура» - очень широкое, сложное, многоплановое и неоднозначное понятие, имеющее латинское происхождение. Это понятие принято рассматривать в двух аспектах – узком и широком.
В узком смысле слова культура
– это духовная жизнь людей, набор
этических норм, правил, обычаев
и традиций. Согласно Краткому словарю
по социологии, это «личностная система
осознаваемых как ценности самим
индивидом и ценимых в обществе
качеств ума, характера, воображения,
памяти, полученных в процессе воспитания
и образования. В этом смысле говорят
о нравственной, эстетической, политической,
бытовой, профессиональной, гуманитарной
и научно-технической культуре. В
обыденном сознании культура ассоциируется
с развитыми творческими
Прежде всего, культура – это инструмент, необходимый для выживания человека, так как в этом случае она представляет собой механизм, позволяющий людям справляться с обстоятельствами, в которых они находятся. В этом смысле культура – это сообщаемое знание, которое передается от поколения к поколению, чтобы помочь людям жить в определенном времени, месте и ситуации.
В широком смысле культура включает в себя результаты деятельности людей в виде зданий, техники, законодательных норм, общечеловеческих ценностей и социальных институтов. Культура в обществе представлена материальными предметами, социальными установления (институтами, традициями), духовными ценностями [14, стр.68].
На наш взгляд, наиболее
удачным, системным и точным определением
понятия «культура» является определение,
данное А. А. Радугиным и К. А. Радугиным:
«Культура (в узком смысле) – это
система коллективно
Организационная культура является особым видом общей культуры. Областью приложения организационной культуры является полный цикл жизнедеятельности организации (общества, предприятия, малой группы). Это можно объяснить тем, что организация – неотъемлемый атрибут всех видов человеческой деятельности. Она не обособлена ни во времени, ни в пространстве, обеспечивает упорядоченность во всех сферах (политической, технологической и так далее).
Организационная культура — это некая целостная система, которая проявляется в ценностях, в этнических нормах, в официальной политике организации, в традициях организации, в практике контроля и в межличностных отношениях. Существует она для придания смысла, как результату, так и деятельности организации; именно организационная культура позволяет отличить данную организацию от других.
Можно выделить несколько существенных свойств организационной культуры:
1. Эволюционность. Организационная культура подвергается скорее эволюционным изменениям, а не волевым решениям и скачкообразным преобразованием. Формирование организационной культуры – это скорее долговременный естественный процесс.
2. Устойчивость организационной
культуры. Каждая организация создает
свои формы сохранения и
3. Социальность организационной
культуры. Культура выражает не
только отношение между
4. Следует отличать понятие
организационной культуры от
понятия социально-
5. Опосредованность
При оценке степени влияния организационной культуры на деятельность организации можно учитывать три фактора:
- «Направленность» - указывает на то, как организационная культура влияет на достижение целей (помогает или тормозит);
- «Широта» - свидетельствует о степени распространения идей организационной культуры среди членов организации;
«Сила» - определяет степень принятия персоналом ценностей организации.
Среди функций организационной культуры выделяют общие и специфические. С одной стороны организационная культура выполняет функцию разрешения проблемных ситуаций, связанных с адаптацией организации к внешней среде. Данный процесс, усвоения определенных представлений, вызван стремлением индивида: избежать неуверенности, достичь определенности в повседневной жизни.
С другой стороны, организационная
культура выполняет функцию внутренней
интеграции, объединения. Происходит это
за счёт следующих компонентов
- общности языка членов
организации, наличия
- представление о границах организации (кто - свой, кто - чужой);
- показателей распределения власти и статуса;
- критериев «близости» (дружбы, любви и т.д.);
- наличия идеологических
установок, которые позволяют
избежать возникновения
На возможность изменения культуры в организации влияют следующие факторы: организационный кризис, смена руководства, стадии жизненного цикла организации, ее возраст, размер, уровень культуры, наличие субкультур.
Таким образом, организационная
культура предприятия представляет
собой набор наиболее важных предположений,
принимаемых сотрудниками и задающих
работникам ориентиры их поведения
и действий. Именно с помощью системы
смыслов, ценностей, норм и ориентиров
организационная культура позволяет
обеспечить упорядоченность и
Организационная культура складывается при формировании учреждения. В момент создания и впервые годы жизни учреждения формируется та культура, которая изначально соответствовала представлениям его создателя. Далее культура развивается, наполняется более глубоким смыслом и принимается новыми сотрудниками. Решающий вклад в развитие организационной культуры вносит ее высшее руководство. Существует несколько уровней организационной культуры.
1.2. Структура организационной культуры и её элементы
Организационную культуру, несмотря на некоторую неопределенность и аморфность, можно в некоторой степени структурировать. Структуру организационной культуры составляют набор предположений, ценностей, верований и символов, следование которым помогает людям в организации справляться с их проблемами. Так, Эдгар Шейн предложил рассматривать организационную культуру по трем уровням. Основным структурным признаком для изучения он предлагает наблюдаемость проявлений организационной культуры.
Видимы, но часто
Требуют более
глубокого познания
и знакомства
Информация о работе Организационная культура современного учреждения