Подбор, отбор и найм персонала в организацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 17:14, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что использование эффективных методик подбора персонала является одним из главных факторов обеспечения предприятия трудовыми ресурсами в необходимом количестве и требуемой квалификации, и как следствие – обеспечения необходимого объема производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг).
ВКР состоит из: введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении поставлена цель работы и сформулированы задачи.
В первой главе ВКР рассматриваются теоретические аспекты подбора, отбора и найма персонала в организации.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 312.26 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из Приложения 10,  в 2011 г. на предприятии ОСЭ «Лимитед» выбыло 14 человек, в то время как было принято на работу 16 человек. При этом оборот по выбытию составил 8,3%, что меньше оборота по приему – 9,5%. Следовательно, в течение 2011 г. численность персонала ОСЭ «Лимитед» увеличивалась.

В 2012 г.  число поступивших работников также превысило число выбывших работников (коэффициент оборота по выбытию составил 0,081, что меньше коэффициента оборота по приму – 0,099).

Коэффициент общего оборота и коэффициент сменяемости персонала  используются при оценке уровня организации управления производством как на предприятии в целом, так и в отдельных подразделениях. Так,  увеличение общего оборота персонала ОСЭ «Лимитед» с 0,178 в 2011 г. до 0,180 в 2012 г. можно оценить отрицательно, так как данная тенденция свидетельствует о нестабильности персонала предприятия. Сменяемость персонала ОСЭ «Лимитед» не высока, однако данный показатель увеличился с 1,2% в 2010 г. до 1,7% в 2012 г.

Как показало исследование, наиболее нестабильной является такая категория персонала, как менеджеры отдела закупок. Однако для этой категории характерно равенство поступивших и выбывших работников. По таким категориям персонала, как административно-управленческий персонал и работники бухгалтерии,  не было движения как в 2011 г., так и в 2012 г.

Рассмотрим более подробно, какие категории персонала ОСЭ «Лимитед» увольнялись в 2011 и 2012 г (табл. 18).  Как видно из приведенных данных, наибольшая текучесть кадров характерна для такой категории персонала, как менеджеры отдела продаж. При этом в 2011 г. увольнялись менеджеры отдела закупок, а в 2012 г. уволилось 3 продавца.

Выделим основные мотивы и причины текучести кадров в ОСЭ «Лимитед» на основе анализа заявлений об увольнениях и данных кадровой службы. В ходе исследования все причины увольнений были сгруппированы по нескольким основным блокам, отражающим как семейные обстоятельства, неудовлетворенность величиной заработной платы, режимом и условиями труда, так и задержки зарплаты, неустойчивость предприятия и т.п. (табл. 18).

Таблица 18

Причины увольнений работников ОСЭ «Лимитед» в 2011-2012 г.г., чел.

 

Причины увольнений

2011 г.

2012 г.

количество уволившихся, %

Удельный вес, %

количество уволившихся, %

Удельный вес, %

Величина заработной платы

2

14.3

2

14.3

Содержание труда

1

7.1

1

7.0

Условия и режим труда

4

28.7

5

35.8

Производственные конфликты

3

21.4

1

7.0

Отсутствие перспектив роста

1

7.1

-

-

Семейные обстоятельства

1

7.1

2

14.3

Инициатива администрации

2

14.3

3

21.4

Итого

14

100

14

100


 

Как видно из табл. 18 и рис. 11, в 2011 г.  и в 2012 г. основной причиной увольнения работников ОСЭ «Лимитед» была неудовлетвореность условиями и режимом труда (4 чел. и 5 чел. в 2011 и 2012 г.г. соответственно). Неудовлетворительная величина заработной платы послужила причиной увольнения двух сотрудников в 2011 г. и 2012 г.  По причине неудовлетворенности содержанием труда уволился 1 чел в 2011 г. и 2012 г. В 2011 г. и 2012 г. имело место увольнение по личным причинам или по семейным обстоятельствам (в связи с переменой места жительства, по состоянию здоровья, по уходу за родственниками и пр.). В 2012 г. было отмечено увольнение одного сотрудника в связи с недовольством содержанием труда. В 2011 г. и в 2012 г. уволились соответственно три и один работник по причине производственного конфликта.

Рис. 12. Причины увольнения сотрудников ОСЭ «Лимитед» в 2011-2012 гг.

 

Необходимо отметить, что в ОСЭ «Лимитед» зафиксированы случаи увольнения работников по инициативе администрации (в 2011 г. – 2 чел., в 2012 г. – 3 чел). Данный факт свидетельствует о несоблюдении отдельными  работниками производственной дисциплины, а, следовательно, – о неправильном подборе кадров на предприятии.

Таким образом, выяснилось, что самой нестабильной категорией персонала ОСЭ «Лимитед»   являются менеджеры среднего звена. Главными причинами увольнений является  неудовлетворенность содержанием труда, производственные конфликты, инициатива администрации.

Далее в работе необходимо более подробно исследовать состав уволившихся управленческих работников по стажу работы, возрасту и квалификации (табл. 19-21). Как уже отмечалось, в 2012 г. уволилось 11 работников из управленческого персонала.

Таблица 19

Состав уволившихся менеджеров  ОСЭ «Лимитед» в 2012 г.  по стажу работы на предприятии, чел.

Причины

увольнений

Всего уволи-лось

Стаж работы на предприятии

до 1

года

1-3 года

4-6

лет

более 6 лет

чел.

уд.вес, %

чел.

уд.вес, %

чел.

уд.вес, %

чел.

уд.вес, %

Величина заработной платы

1

-

-

-

-

-

-

1

100.00

Содержание труда

3

1

25.0

1

25.0

1

25.0

-

-

Производственные конфликты

1

-

-

-

-

1

100.0

-

-

Отсутствие перспектив роста

5

-

-

3

60.0

1

20.0

1

20.0

Отсутствие социальных льгот

1

-

-

1

100.0

-

-

-

-

Итого, чел.

11

1

х

5

х

3

х

2

х

Удельный вес от общей численности уволившихся, %

100

х

1 : 11 х 100 5 = 9.1  %

х

5 : 11 х 100 % = 45.5 %

х

3 : 11 х 100 % = 27.3 %

х

2 : 11 х 100 % = 18.1 %


 

Как видно из табл. 19, большинство уволившихся в 2012 г. менеджеров среднего звена проработало в ОСЭ «Лимитед» от 1 до 3 лет (5 чел., или 45.5 %). При этом в первый год работы менеджер уволился по причине неудовлетворенности содержанием труда.

Главной причиной увольнения сотрудников, проработавших в ОСЭ «Лимитед» 1-3 года  является отсутствие перспектив карьерного роста, по этой причине уволились три сотрудника.

По причине низкой заработной платы уволился один сотрудник со стажем более 6 лет., второй сотрудник со стажем работы более шести лет уволился по причине отсутствия перспектив карьерного роста.

Менеджеры, проработавшие на предприятии от 4 до 6 лет в 2012 г. уволились в количестве 3 человек (по причине не устраивающих их условий труда, из-за отсутствия перспектив карьерного роста и из-за производственного конфликта).  В ходе беседы с сотрудниками была рассмотрена ситуация конфликта. При этом выяснилось, что в относительно стабильный коллектив отдела продаж из  52  человек, назначили нового начальника отдела со стороны. В течение нескольких месяцев социально – психологическая обстановка в коллективе постепенно ухудшалась, коллектив стал выражать  недовольство. Проявлялась напряженность во взаимоотношениях между начальником отдела и старшим менеджером. Члены коллектива стали избегать администрации, резко возросло количество больничных листов, появились заявления о внеочередном отпуске и т.д.,  что стало сказываться на торговом процессе. 

Причиной конфликта послужили с одной стороны несовпадение нововведений, сделанных вновь назначенным начальником отдела  продаж  и с другой стороны - взглядами на торговый процесс старшего менеджера, проработавшего в ОСЭ «Лимитед» более шести лет и пользующегося заслуженным уважением и авторитетом. Таким образом, можно сделать вывод: несмотря на недовольство менеджеров среднего звена на отсутствие перспектив карьерного роста, высшее руководство предпочитает привлекать специалистов со стороны. Это приводит к межличностным конфликтам, в итоге страдает торговый процесс и усиливается текучесть кадров.

Проанализируем состав уволившихся управленческих работников ОСЭ «Лимитед» по возрасту (табл. 20).

Как видно из приведенных данных, большинство уволившихся управленческих работников находится в возрасте от 21 до 30 лет (5 чел., или 45,5%), следующая по величине группа – менеджеры в возрасте до 20 лет (3 чел., или 27,3%). 

Таблица 20

Состав уволившихся менеджеров ОСЭ «Лимитед» по возрасту, чел.

Причины увольнений

Всего уволи-лось

Возраст менеджеров

до 20 лет

от 21 до 30 лет

от 31 до 40 лет

старше 40 лет

чел.

уд.вес, %

чел.

уд.вес, %

чел.

уд.вес, %

чел.

уд.вес, %

Величина зарплаты

5

1

33.3

2

40.0

1

50.0

1

100

Условия и режим труда

4

1

33.3

2

40.0

1

50.0

   

Инициатива администрации

2

1

33.4

1

20.0

       

Итого

11

3

100

5

100

2

100

1

100


 

Уволилось также два работника в возрасте от 31 до 40 лет (18,2%) и один менеджер старше 40 лет (9,1%).

Поскольку уровень  текучести персонала  является  индикатором оптимального соотношения оплаты и условий труда  на предприятии, большая текучесть менеджеров среднего звена может быть связана с низким  уровнем заработной платы. Поэтому далее в работе необходимо проанализировать оплату труда.

Важным показателем, характеризующим систему оплаты труда на предприятии является среднемесячная заработанная плата. В табл. 21 представлены данные об уровне и темпах роста среднемесячной заработной платы в ОСЭ «Лимитед».

Как показывают данные табл. 21 и рис. 13, для ОСЭ «Лимитед» характерен постоянный и устойчивый рост среднемесячной заработной платы во всех подразделениях предприятия. Среднемесячная заработная плата в целом по предприятию в 2012 г. составила 20921 руб., что выше прошлогоднего значения на 2647 руб., или на 14,5%. Самая высокая заработная плата характерна для административно-управленческого персонала – 14216 руб. и 15285 руб. в 2011 г. и в 2012 г. соответственно. Однако для заработной платы данной категории работников характерны самые низкие темпы прироста – 7,5%.

Таблица 21

Динамика средней заработной платы работников ОСЭ «Лимитед» в 2010-2012 гг., руб.

Категории персонала

Среднемесячная заработная плата, руб.

2012 г. к 2010 г.

2012 г. к 2011 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Абсолютное отклонение, +/-

Темп роста, %

Абсолютное отклонение, +/-

Темп роста, %

Административно - управленческий персонал

28530

33953

36500

+7970

127.9

+2547

107.5

Бухгалтерия

15620

17474

20200

+4580

129.3

+2726

115.6

Менеджеры отдела закупок

10562

16322

19750

+9188

187.0

+3428

121.0

Менеджеры отдела продаж

10236

15928

17600

+7364

171.9

+1672

110.5

Торговые представители

12546

20192

23100

+10554

184.1

+2908

114.4

Продавцы

10520

13086

14800

+4280

140.7

+1714

113.1

В среднем по предприятию

12544

18274

20921

+8377

166.8

+2647

114.5


Рис. 13. Динамика среднемесячной заработной платы работников ОСЭ «Лимитед» в 2010-2012 гг.

Среднемесячная заработная плата работников  бухгалтерии в 2012 г. возросла по сравнению с прошлым годом на 15.6 % и составила 8235 руб.

Наибольшие темпы роста среднемесячной заработной платы характерны для менеджеров отдела закупок – 21,0%. Рост заработной платы можно объяснить тем, что многие работники данной категории в 2012 г. получили высшее образование, некоторые - повысили свою квалификацию.

Самая низкая заработная плата  характерна для продавцов – 13086 руб. и 14800 руб. в 2011 г. и 2012 г. соответственно. При этом темп ее прироста низок (13,1%). В остальных подразделениях ОСЭ «Лимитед»  среднемесячная заработная плата составляет 17-23 тыс.руб., темпы ее прироста составляют  от 10,5 до 14,4%.

Выплаты, производимые в пользу работников ОСЭ «Лимитед», делятся на две основные группы: базовые (постоянные) и переменные. Базовые выплаты включают оплату по окладам в соответствии со штатным расписанием. Переменные выплаты представляют часть оплаты труда -  это различные доплаты и премии.

Рассмотрим состав фонда заработной платы работников ОСЭ «Лимитед» в 2010-2012 гг. (табл. 22 и рис. 14).  

Таблица 22

Состав фонда заработной платы ОСЭ «Лимитед», тыс. руб.

Категории персонала

ФОТ всего, тыс. руб.

Базовая часть

Переменная часть

сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

1

2

3

4

5

6

2010 г.

Административно - управленческий персонал

5478

4065

74.2

1413

25.8

Бухгалтерия

750

561

74.8

189

25.2

Менеджеры отдела закупок

3549

2903

81.8

646

18.2

Менеджеры отдела продаж

6264

5055

80.7

1209

19.3

Торговые представители

4667

3309

70.9

1358

29.1

Продавцы

4418

2942

66.6

1476

33.4

Итого

25126

18835

75.0

6291

25.0

2011 г.

Административно - управленческий персонал

6112

4450

72.8

1662

27.2

Информация о работе Подбор, отбор и найм персонала в организацию