Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:49, курсовая работа
Главная цель работы – показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстро меняющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Сформулировать необходимость стратегического планирования как основы для дальнейшего развития и роста предприятия;
2. Определить сущность и содержание планирования;
3. Изучить функции стратегического планирования и пути их реализации;
4. Охарактеризовать этапы планирования;
ВВЕДЕНИЕ
3
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
7
Понятие стратегии и функции стратегического планирования
7
1.2 Типы стратегий развития организации
9
1.3 Особенности порядка разработки стратегии развития организации
17
2.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО КОНЦЕРН «АКСИОН»
22
2.1 Краткая характеристика ОАО КОНЦЕРН «АКСИОН»
22
2.2 Организационная и производственная структура ОАО КОНЦЕРН «АКСИОН»
32
2.3 Динамика основных технико-экономических характеристик предприятия
36
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОАО КОНЦЕРН «АКСИОН»
47
3.1 Анализ стратегического планирования на предприятии
47
3.2 Выбор стратегии развития ОАО КОНЦЕРН «АКСИОН»
52
3.3 Оценка выбранной стратегии
57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ |
7 |
|
7 |
1.2 Типы стратегий развития организации |
9 |
1.3 Особенности порядка разработки стратегии развития организации |
17 |
2.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО КОНЦЕРН «АКСИОН» |
22 |
2.1 Краткая характеристика ОАО КОНЦЕРН «АКСИОН» |
22 |
2.2 Организационная и производственная структура ОАО КОНЦЕРН «АКСИОН» |
32 |
2.3 Динамика основных технико-экономических характеристик предприятия |
36 |
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОАО КОНЦЕРН «АКСИОН» |
47 |
3.1 Анализ стратегического планирования на предприятии |
47 |
3.2 Выбор стратегии развития ОАО КОНЦЕРН «АКСИОН» |
52 |
3.3 Оценка выбранной стратегии |
57 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
60 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
63 |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня руководители российских
предприятий вынуждены
Кроме того, большинство
руководителей отечественных
Предприятие без ясной и эффективной стратегии развития — это не бизнес, а набор активов, отягощенных обязательствами. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо заниматься стратегическим планированием на профессиональном уровне.
Безусловно, идеальных планов, которые будут выполнены в точности, как это задумывалось первоначально, не существует. Планы разрабатываются для определения стратегии и тактики, а жизнь регулярно вносит в них свои коррективы. Однако следует понимать, что для руководителей предприятий важен сам процесс планирования как таковой.
Он позволяет мобилизовать необходимые ресурсы для достижения совершенно определенных целей и превратить процесс принятия управленческих решений хаотичного – хорошо организованный, последовательный и логичный.
Стратегическое планирование — это выработка стратегии с помощью комплекса формализованных процедур, которые направлены на построение как модели будущего компании, так и программы перехода из текущего состояния к этой модели.
Процесс планирования в условиях современного рынка, характеризуемого высокой степенью неопределенности, требует от специалистов предприятия значительных усилий, новых навыков и знаний, а также применения современных методик и инструментов.
Стратегическое планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование является основой для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
Проецируя все сказанное выше на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными корпорациями.
Проблеме стратегического
Сегодня выбор работ российских авторов, которые уделяют пристальное внимание разработке средств, методов и технологий обоснования плановых решений на отечественных предприятиях, достаточно велик. Среди них можно выделить «Внутрифирменное планирование» М.И. Бухалкова, «Стратегический менеджмент» А.И. Панова и И.О. Коробейников, «Стратегическое управление» А.Л. Гапоненко и А.П. Панкрухина и т.д.
Главная цель работы – показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстро меняющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Сформулировать необходимость
стратегического планирования
2. Определить сущность и содержание планирования;
3. Изучить функции
4. Охарактеризовать этапы планирования;
5. Выяснить, как происходит процесс
разработки и внедрения
6. Выявить, каковы преимущества и недостатки стратегического планирования;
7. Сделать выводы из проделанной работы.
Объектом исследования работы является ОАО КОНЦЕРН «АКСИОН».
Предмет исследования: разработка стратегии развития ОАО КОНЦЕРН «АКСИОН»
В первой главе рассматриваются теоретические основы разработки стратегии развития предприятия.
Во второй главе проводится экономический анализ предприятия.
В третьей главе проводится анализ действующей стратегии предприятия, и предлагаются мероприятия по ее совершенствованию.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.[8]
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции.
Сущность стратегии. Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Он должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Редко когда основатель фирмы может себе позволить сочетать личные планы со стратегий организации. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые нужды.[9]
Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме того, стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать изделия или услуги.
Стратегические планы должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только целостными в течение длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.[9]
Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации.[1]Таким образом, планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.
Стратегический план:
-задает направления
для деятельности организации
и позволяет ей лучше понимать
структуру маркетинговых
- обеспечивает
каждому подразделению в
- стимулирует
координацию усилий различных
функциональных направлений,
- определяет альтернативные действия или комбинации действия, которые может предпринять организация.
- создает основу для распределения ресурсов.
-демонстрирует важность применения процедур оценки деятельности.[10]
Формирование
стратегического плана
Выбор миссии - формирование целей (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные).
Разработка обеспечивающих планов - политика, стратегия, процедуры, правила, бюджеты.
Подведя итог можно сказать, что стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для помощи организации в достижении своих целей, а сам стратегический план представляет собой комплексный план, предназначенный для обеспечения осуществления миссии организации и ее целей. Стратегический план имеет некоторые функции.
Определение стратегии
для фирмы принципиально
Однако это никак не означает, что невозможно провести некую типологию стратегий управления. Анализ практики выбора стратегий показывает, что существуют общие подходы к формулированию стратегии и общие рамки, в которые вписываются стратегии.
При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке:
какой бизнес прекратить;
какой бизнес продолжить;
в какой бизнес перейти.
При этом внимание концентрируется на том:
что организация делает и чего не делает;
что более важно
и что менее важно в
Томпсон и Стрикленд предложили следующую матрицу выбора стратегии в зависимости от динамики роста рынка на продукцию (эквивалент росту отрасли) и конкурентной позиции фирмы (таблица 1).
Таблица1. Матрица Томпсона и Стрикленда
Быстрый рост рынка |
Медленный рост рынка |
I квадрант стратегий Пересмотр стратегии концентрации Горизонтальная интеграция или слияние Стратегия сокращения Стратегия ликвидации |
II квадрант стратегий Стратегия концентрации Вертикальная интеграция Стратегия центрированной диверсификации |
Слабая конкурентная позиция |
Сильная конкурентная позиция |
III квадрант стратегий Сокращение расходов Диверсификация деятельности Сокращение Ликвидация |
IV квадрант стратегий Центрированная диверсификация Конгломеративная диверсификация Совместное предприятие в новой области |
Информация о работе Разработка стратегии развития организации ОАО Концерн Аксион