Специфика манипулирования персоналом как форма управления в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 00:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить особенности манипулирования персоналом как форма управления организации.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
Изучить психологические особенности манипуляции сознанием личности.
Дать анализ и обобщить подходы к определению понятия манипуляция.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..…...…..7
1.Понятие сознания, и его структура и функции………………………..….9
1.1.специфика общественного сознания…………………………….............9
1.2 Специфика общественного сознания……………………………….…..12
2. Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций..............................................................................................14
2.1 Классификация методов манипуляции сознанием……………………..14
2.2 Реклама как метод манипуляции сознанием……..……………………..16
3. Манипулятивные воздействия на персонал…………………..………....22
3.1.Искусство введения переговоров персонала в организации………....22
3.2 Основные составляющие манипулятивного воздействия персонала
в организации ………..……….……………………………………..……....23
3.3 Механизм эффективного внушения………………….………………....25
4. Манипуляции сознанием в сложной динамической
системе общественных отношени……………………………………..…...27
4.1 Воздействие манипуляторами на общество как на цельную
систему………………………………………………………………………..27
4.2. Психология манипуляции……………………………………………...29
4.3 Политическая манипуляция………………………………………….…33
5. Пять мифов, составляющих содержание
манипуляции сознанием, на примере США………………………..……..35
5.1Миф об индивидуализме и личном выборе……………………………35
5.2 Миф о нейтралитете……………………………………………………..36
5.3 Миф о неизменной природе человека………………………………….37
5.4 Миф об отсутствии социальных конфликтов………………………….38
5.5 Миф о плюрализме СМИ……………………………………………….39
6. Способы подачи информации, защитные механизмы……………..…..41
6.1 Манипулятивные способы подачи информации …..……………..…..41
6.2 различные методы убеждения и внушения…………………….…..…42
6.3 Защитные механизмы………………….……………….…………….…31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………..………………...………..………….….47
Библиографический список ………………………….….......………...….48

Файлы: 1 файл

2003_kursovaya.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком  не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными.

Сознание образует высший уровень психики, свойственный человеку. Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие. Шишков Г. Управляемое омассовление. М., 1996, С. 131

Какова же структура сознания, его  важнейшие психологические характеристики?

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не - я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это противопоставление и различие. Он - единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя: человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «я» от «не - я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, и вносятся в него необходимые коррективы и т.д.

Четвертая характеристика сознания - наличие эмоциональных оценок в  межличностных отношениях. И здесь, как и во многих других случаях, патология  помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством именно в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т.д.

Что же касается философских характеристик  сознания, то сознание в современной  трактовке - это способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться  на тех состояниях внутреннего духовного  опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

М.К. Мамардашвили, советский  философ, гуманист определял сознание как светящуюся точку, какой-то таинственный центр перспективы, в котором  мгновенно приводятся в связь, в соотнесение то, что я увидел, что я почувствовал, что я пережил, что я подумал. В своей работе «Как я понимаю философию» он пишет: «Сознание - это, прежде всего сознание иного. Но не в том смысле, что человек отстранен от привычного ему, обыденного мира, в котором он находится. В этот момент человек смотрит на него как бы глазами другого мира, и он начинает казаться ему непривычным, не само собой разумеющимся. Это и есть сознание как свидетельство. То есть, во-первых, что есть сознание и, во - вторых, что термин «сознание» в принципе означает какую - то связь или соотнесенность человека с иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности» Мамардашвили М.К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М., 1999, С. .

Сознание управляет  самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и  сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: когда перед человеком возникают  неожиданные, интеллектуально сложные  проблемы, не имеющие очевидного решения, когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа, когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может, когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий Там же. С. 84.

Таким образом, можно  сделать вывод, что сознание - это  свойство высокоорганизованной материи мозга. Поэтому основой сознания является мозг человека, а также его органы чувств.

Структура сознания. Понятие  «сознание» не однозначно. В широком  смысле слова под ним имеют  в виду психическое отражение  действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

 

1.2 Специфика общественного сознания

Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного  бытия. Природе в целом безразлично  существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа. В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы «нагружены» друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.

Сознание реализуется  в двух ипостасях: отражательной  и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного  сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более опосредованный характер - через государство, политические, правовые отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973, С. 93 Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие.

Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.

Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и  то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую сумму понятий «сознание» и «общественное». Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. - М., 2003, С. 72

Обладая объективной  природой и имманентными законами развития, общественное сознание может, как отставать, так и опережать бытие в  рамках закономерного для данного  общества эволюционного процесса. В  этом плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания.

Власть общественного  целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.

Итак, манипуляция выступает  в качестве социального явления, основной функцией которого служит воздействие  на аудиторию через смысловую  и оценочную информацию, актуализируемую  при помощи различных коммуникативных  средств. Понятие «манипуляция» используется в самых различных контекстах, а не только в социальном или психологическом.

 

 

 

 

Глава 2. Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций

2.1 Классификация методов манипуляции сознанием

Существует множество  классификаций видов манипуляции. Рассмотрим наиболее распространенную: вербальная и невербальная манипуляция.

Такой способ разделения можно увидеть практически у  любого автора. Если внимательнее присмотреться  к процессу манипуляции, то можно  увидеть, что он проходит при передаче какой-либо информации от «манипулятора» к «субъекту манипуляции».

То есть эта классификация  видов манипуляции переплетается  с видами передачи информации. По вербальному  каналу передается менее 33%, а более 65% информации передается с помощью  невербальных средств общения. При вербальной (словесной) манипуляции средством воздействия на собеседника служит речь манипулятора, то есть все слова и звуки, произносимые им входе общения. Невербальная (без слов) манипуляция осуществляется при помощи невербальных методов, то есть поз, жестов, взглядов, мимики, территориального расположения и т. д.

С психологической точки  зрения, так же следует различать  виды манипуляции на осознаваемые и  неосознаваемые самим манипулятором. Осознаваемая субъектом манипуляция  может быть социально желанной или, наоборот, не одобряемой http://www.taynamira.ru/manipulation/32-vidimetodimanipul.html. В первом случае речь идет о манипуляции, которую человек совершает из лучших побуждений, желания «помочь ближнему», во втором - методы манипуляции направлены исключительно на получение собственной выгоды. Иногда человек должен использовать все возможные методы для достижения полезного для всех результата. При этом он понимает, что поступает так, только потому, что не видит другого выхода. Примером такой манипуляции может служить мама, которая «уговаривает» дочерей надеть в прохладную погоду пусть менее красивую, но более теплую одежду. «Корыстная манипуляция» неоднократно описана в работах, авторов которые изучают технологии скрытого принуждения человека в межличностных взаимодействиях и массовых информационных процессах. Хрестоматийным примером корыстной манипуляции можно считать неуставное делегирование, когда начальник, пользуясь своим положением, «просит» подчинённого решить какие-либо задачи, не относящиеся к его должностным обязанностям. К сожалению, такие методы широко распространены не только на работе.

Неосознаваемые методы манипуляции проявляются в самых  разных ситуациях, например, в таком  межличностном общении, когда один из собеседников врет другому. Вранье, отличное по своим механизмам от лжи и обмана, нередко оказывается внешним проявлением защитных механизмов личности. Последнее направлено на устранение чувства тревоги, вины, дискомфорта, вызванных неудовлетворенностью субъекта взаимоотношениями с окружающими. Поэтому, вранье можно рассматривать как защитные методы манипуляции другими в межличностном общении. Защитные методы манипуляции представляют собой совокупность не выражаемых вслух, скрытых способов воздействия на собеседников, направленных на предупреждение таких возможных их слов и действий, которые потребуют от субъекта актуализации защитных механизмов личности. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М., 2005, С. 132

Методы манипуляции:

Управление организации (связи с общественностью) - это сознательная организация коммуникации, цель которой - достижение взаимопонимания и установление плодотворных отношений между организацией и ее аудиториями путем двусторонней коммуникации.

НЛП (нейролингвистическое программирование) - манипулирование сознанием человека с помощью лингвистических технологий, кодирование сознания.

Одной из главных заслуг НЛП является специально разработанный  язык (совокупность знаков, правил синтаксиса и так далее), который позволяет  объективно записывать субъективные мыслительные стратегии людей. Появление такого языка позволило, изучая деятельность какого-либо человека, записывать не то, что он делает, а то, как он это делает. Какие субъективные процессы протекают в организме человека, в результате которых он создает тот или иной шедевр, принимает решение, убеждается или разубеждается в чем-то? Выделив из полученного описания наиболее эффективные и объективные элементы, НЛП создает на их основе модели, которые могут быть переданы другим людям. На уже созданных моделях строятся многие манипулятивные технологии, при помощи которых можно воздействовать на людей тем или иным способом.

Информация о работе Специфика манипулирования персоналом как форма управления в организации