Специфика манипулирования персоналом как форма управления в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 00:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить особенности манипулирования персоналом как форма управления организации.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
Изучить психологические особенности манипуляции сознанием личности.
Дать анализ и обобщить подходы к определению понятия манипуляция.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..…...…..7
1.Понятие сознания, и его структура и функции………………………..….9
1.1.специфика общественного сознания…………………………….............9
1.2 Специфика общественного сознания……………………………….…..12
2. Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций..............................................................................................14
2.1 Классификация методов манипуляции сознанием……………………..14
2.2 Реклама как метод манипуляции сознанием……..……………………..16
3. Манипулятивные воздействия на персонал…………………..………....22
3.1.Искусство введения переговоров персонала в организации………....22
3.2 Основные составляющие манипулятивного воздействия персонала
в организации ………..……….……………………………………..……....23
3.3 Механизм эффективного внушения………………….………………....25
4. Манипуляции сознанием в сложной динамической
системе общественных отношени……………………………………..…...27
4.1 Воздействие манипуляторами на общество как на цельную
систему………………………………………………………………………..27
4.2. Психология манипуляции……………………………………………...29
4.3 Политическая манипуляция………………………………………….…33
5. Пять мифов, составляющих содержание
манипуляции сознанием, на примере США………………………..……..35
5.1Миф об индивидуализме и личном выборе……………………………35
5.2 Миф о нейтралитете……………………………………………………..36
5.3 Миф о неизменной природе человека………………………………….37
5.4 Миф об отсутствии социальных конфликтов………………………….38
5.5 Миф о плюрализме СМИ……………………………………………….39
6. Способы подачи информации, защитные механизмы……………..…..41
6.1 Манипулятивные способы подачи информации …..……………..…..41
6.2 различные методы убеждения и внушения…………………….…..…42
6.3 Защитные механизмы………………….……………….…………….…31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………..………………...………..………….….47
Библиографический список ………………………….….......………...….48

Файлы: 1 файл

2003_kursovaya.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

СМИ действуют  в соответствии с коммерческими  правилами, полагаются на рекламу и  тесно связаны (как по своей структуре, так ив силу отношений с фирмами, заказывающими рекламные передачи) с корпоративной экономикой; они представляют собой индустрию, а не объединение независимых, свободно действующих предпринимателей. По необходимости поставляемые мим образы и сообщения, за редким исключением, создаются для достижения идентичных целей, которые служат обеспечению прибыльности, утверждению и поддержанию основанного на частнособственнических принципах потребительского общества.

С самого рождения американец сознательно или подсознательно впитывает поток информации о своей стране и народе, и это вырабатывает у него своего рода “систему отсчёта”. Подкреплённый подобным образом средний американец воспринимает лишь ту информацию, которая утверждает потребительское общество и отвергает любой критический материал. “Система отсчёта” не была бы столь эффективна, если бы СМИ действительно носили плюралистический характер, а их сообщения были бы по - настоящему разнообразны. Благодаря стараниям многочисленных лишь поверхностно отличающихся друг от друга СМИ сознание большинства людей с самого детства надёжно запрограммировано.

Глава 6.Способы подачи информации, защитные маеханизмы.

6.1 Манипулятивные способы подачи информации

Для того, чтобы сообщаемое содержание было воспринято (или не воспринято) необходимым его отправителю образом, существуют определенные способы подачи информации. Например, обилие информации в несистематизированном виде позволяет заполнить эфир подачи информации потоками никчемной информации, которая осложняет для получателя понимание предоставляемой ему точке зрения. С другой стороны, информация, поданная мелкими порциями, не позволяет эффективно ею воспользоваться, создается дефицит поступаемых знаний, что приводит к неуверенности и сомнениям. В перечисленных случаях заранее снимается упрек в сокрытии тех или иных сведений. Как уже отмечалось выше, немалую роль играет момент подачи информации - не место и не время могут также сыграть на руку манипулятору. Еще один распространенный прием - подпороговая подача информации. Например, смена музыкальной темы на фоне которой ведется подача информации в тот момент, когда на подаваемый материал хочется обратить внимание аудитории. Наличие помехи, даваемой параллельно с посланием, рассеивает внимание и снижает сопротивление. Еще одна группа приемов - одновременная подача противоречащих друг другу сообщений. Например, противоречие между словами и интонацией, между смыслом и жестикуляцией и т.п. Оппоненту при этом приходится выбирать на какое сообщение реагировать. Какая бы реакция ни была, манипулятор всегда может возразить, что имелось в виду иное. «Этим приемом пользуются, когда по каким-либо причинам сказать прямо нельзя, а сказать хочется.» Шейнов В. П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). М., 1997., С. 141.

6.2 Различия между убеждением и внушением

Внушение представляет собой разновидность психологического влияния - процесса и результата изменения манипулятором поведения другого человека, его установок, намерений в ходе взаимодействия с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных. Снижение сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, а также отсутствие целенаправленного активного понимания - вот основные спутники внушения. Поэтому манипуляция как внушение рассматривается в качестве одностороннего процесса. Втрое немаловажное значение - внушение качественно противопоставляется убеждению, которое свою очередь является более лояльным методом манипуляции, так как обращается к собственному суждению оппонента. «В то время как словесное убеждение обыкновенно действует на другое лицо силой своей логики и непреложными доказательствами, внушение действует путем непосредственного прививания психических состояний, то есть идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике.» Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. М., 2003., С. 50. Оно действует прямо и непосредственно на психическую сферу другого лица путем приказа или уговора, путем увлекательной и взволнованной речи, путем жестов и мимики.

Очевидно, что внушение и убеждение  являются двумя основными формами  воздействия одного лица на другое. Чаще всего, они действуют даже одновременно, что позволяет более эффективно достигнуть манипулятору желаемой цели.

Таким образом, специфика манипулятивного  речевого воздействия носит не только качественный, но и количественный характер.

Благодаря своей биологической  природе человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Некоторые психологи утверждают, что подверженность внушению - постоянная участь человека. Но механизмы внушения не всегда работают одинаково. Многократно повторяемое внушение является наиболее эффективным методом «зомбирования» оппонента. Внушение как правило очень зависимо от эмоционального состояния оппонента. Манипулятор, зная своего собеседника, может намеренно ввести его в состояние наибольшего психического возбуждения и уже после того, как тот будет готов, начать эффективное внушение. То же самое касается и общества в целом. На различных этапах своего развития общество может быть более или менее склонно к внушению. Существует мнение, что в обществе, развивающемся по законам демократии, эффективнее действуют механизмы логического убеждения, тогда как в условии тирании, диктатуры, монархии народ, не привыкший к мыслительной деятельности, наиболее подвержен внушению.

В этом случае, эффективно массовое внушение, достигаемое с помощью СМИ.

6.3 Защитные механизмы

В процессе переговоров, если используется манипуляция, неизменно один из участников оказывается в роли манипулируемого, что не всегда приятно. В такой ситуации оказаться довольно просто, так как заметить манипуляцию собой достаточно непросто. Но если она все-таки была выявлена, то остановить ее все же можно, тем самым вернув себе равное со всеми остальными участниками переговорного процесса положение. Поскольку манипуляция все-таки принижает того, в чью сторону она направлена.

По жестам, интонации и манерам  поведения оппонента можно уловить начало манипуляции, и включить психологическую защиту от манипулирования. В рамках переговорного процесса, под психологической защитой имеется ввиду недопущение нанесения ущерба со стороны партнеров по переговорам. По Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997, С. 210. Защите подвергается способность того, на кого оказывается давление, не поддаваться на воздействия, которые могут изменить протекание переговоров или их исход в нежелательную сторону, то есть собственные интересы и намерения защищаются в режиме актуального межличностного взаимодействия. Психологическая защита может быть как внутренней, так и внешней, пассивной, активной, или же динамической - меняющей свой облик. Опишем некоторые формы защиты. Уход является пассивной формой защиты и направлен на увеличение дистанции или на прекращение контакта, например, смена темы беседы на другую или возвращение к исходным позициям обсуждения, прерывание беседы вовсе, например, на перекур. Другой вид защиты - блокировка - контроль воздействия, достигающего субъекта защиты, выставление преград на его пути. В этом случае можно попытаться сконцентрировать внимание на другом предмете разговора или же сменит позу на защитную, что поможет снизить напор со стороны манипулятора. Также эффективными являются активные методы защиты - управление, замирание, игнорирование. В этом случае манипулируемый сам пытается перейти к манипуляции. При таком ходе событий ожидаемая реакция - это снижение воздействия со стороны манипулятора и возможное прекращение манипрулятивной атаки. Также одним из результатов может быть обмен местами манипулятора с манипулируемым.

«Специфическими будем называть такие психологические защиты, которые релевантны характеру угрозы, учитывают ее содержательные характеристики. Соответственно, неспецифические защиты - это такие, которые релевантны факту наличия угрозы вообще. Рассмотрим оба вида в отдельности.» Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997, С.209.

Неспецифические защиты, имеющие дело со структурными и динамическими характеристиками ситуации взаимодействия, в наибольшей степени подвержены стереотипности и чрезмерной генерализации. Обусловлено это, во-первых, глубокими филогенетическими корнями защит, а во-вторых, их мощным установочным фундаментом. Благодаря им заметно сокращается время задержки реакции, обеспечивается экстренный ответ. Сам факт угрозы действует подобно ключевому раздражителю, запускающему один из психических автоматизмов, состоящий из базовой защитной установки или их композиции.

Неспецифические защиты могут подвергнуться  генерализации по интенсивности, во времени и на широкий класс  ситуаций. Генерализация по интенсивности  «раскручивает» базовые защитные установки  до их предельного выражения: уход - до панического бегства, изгнание - до уничтожения, блокировку - до самоизоляции, управление - до помыкания, замирание - до самоубийства, игнорирование - до функциональной слепоты и прочее. Генерализованные во времени защиты отличаются стойкостью и ригидностью. А генерализация на неадекватно широкий класс ситуаций ведет к стереотипизации поведения, обеднению репертуара способов защит. Все это - плата за стартовую экономию сил, за скорость реагирования.

Специфические защиты, учитывающие  характер угрозы, больше напоминают процесс решения проблем, для которого нет готовых решений. Такого рода защиты в значительной степени представляют собой поисковые действия, предполагающие сложную ориентировку в проблемной ситуации и чаще приводят к положительным результатам.

Защита может быть конструктивной, направленной на созидание, рост, прогрессивное развитие мысли.

Непредсказуемость в поведении - тоже одно из средств защиты. Но используется оно достаточно редко, потому что поведение человека все-таки изобилует штампами и условностями.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Манипуляция является  далеко не самым честным методом  достижения цели. Как правило,  у  манипулятора  цели завуалировать  под какие либо другие. Сама манипуляция  воспринимается человеком  как ложь. Когда у  персонала появляется чувство манипулирования, это вызывает скорее  протест, чем желание что – либо делать.

Очень часто  можно встретить манипулирование  персоналом и управляющих компании, в которых принятие решений различных  вещей можно предложено  на бумаге и документах, а мнение одного человека не рассматривается. Таким образом важно, на сколько корпоративные правила помогают или мешают принятию конструктивных решений.

Снижает риск манипулирования  это уважительное отношение к  мнению каждого, тактичность, учет индивидуальных способностей, стимулирование инициативы, личная активность и максимальная отдача.

В итоге не смотря на то, что манипуляции хоть и  считаются обманом и уловкой  без нее в компании не обойтись. Знающий и опытный манипулятор  может управлять людьми как ему  угодно, не зависимо от того какую он занимает должность. Он управляет их действиями, желаниями, мыслями, при том так, что жертва манипуляции может даже не подозревать этого.

Уметь качественно  противостоять манипуляциям тоже искусство  которому надо учиться. Навыки манипулирования и противостояния чужим  манипуляциям позволят экономить время, единственный ресурс , который не возможно восполнить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.Викентьев  И.Л. Примеры рекламы 2005

2. Шишков Г. Управляемое омассовление в России. – Спб 2000

3. Бессонов В. Пропаганда и манипуляция как инструменты духовного порабощения. www.Psyfactor.org..

4. Кара-мурза С.Г. Манипуляция сознанием www.Kara-Mura.ru

5.Шейнов В.П  Скрытое управление человеком (Психология манипулирования).М.,1997

6. Бахтерев В.М.  Внушение и его роль в общественной  жизни. М.,2003

7. Доценко Е.Л.  Психология манипулирования, феномены, механизмы и защита. М., 1997

8. Немов Р.С.  Психология. М., 2003

9. Википедия

10. Горбунов  М.Ю. Кадровый менеджмент и  психология управления. М.,2008

11. Дудинский  Д.И. 30 способов манипулирования  и управления людьми. М.,2007

12.Стародубов  В.И., Содоров П.И.,Коноплева И.А. Управление персоналом в организации. М.,2006

13.Ильн Г.Л.  Социология и психология управления. М., 2009

14.Шилер Г.  Манипуляторы сознанием. М., 1980.

15. Моль А. Социадинамика культуры. М.,1973

16. Грачев Г.  Манипулирование личностью электронная   книга www.Booksss.ru/n/book/76589

17. Засурский  И. Масс-медия второй республики.М.,1999

18. Сущенко С.А.  Социальная  психология: учебник   д среднего профессионального  образования.М.,2006

19. Франке Г.  Манипулируемый человек. М.,1976

20.Спивак Д.  Изменения состояния массового  сознания. Спб.1996

21. Любивый Я.В.  Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития. М.1993

22. Костюк В.Н.  Информация как социальный и  экономический ресурс. М.1997

Информация о работе Специфика манипулирования персоналом как форма управления в организации