Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 21:42, курсовая работа
Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.
Создание свободных экономических зон – действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.
ВВЕДЕНИЕ стр. 2
1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ стр. 4
1.1. История создания свободных экономических зон стр. 5
1.2. Сущность и роль свободных экономических зон в мире стр. 8
1.3. Льготы используемые в свободных экономических зонах стр. 10
1.4. Плюсы и минусы свободных экономических зон стр. 12
2. КЛАССИФИКАЦИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН стр. 14
2.1. Таможенные СЭЗ стр. 14
2.2. Торговые СЭЗ стр. 16
2.3. Промышленно-производственные СЭЗ стр. 17
2.4. Технико-внедренческие СЭЗ стр. 19
2.5. Сервисные СЭЗ стр. 22
2.6. Комплексные СЭЗ стр. 23
2.7. Особые СЭЗ стр. 24
3. ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН стр. 25
3.1. Свободные экономические зоны Латинской Америки стр. 25
3.2. Свободные экономические зоны Китая стр. 26
3.3. Свободные экономические зоны Бразилии стр. 27
3.4. Вывод об общих чертах, достижениях и особенностях развития свободных экономических зон в мире стр.29
4. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ стр.31
4.1. Особенности свободных экономических зон России стр. 31
4.2. Типы свободных экономических зон, организуемых в России стр. 32
4.3. Современный этап развития свободных экономических зон стр. 33
4.4. Поддержка экономического роста субъектов РФ через механизм свободных экономических зон стр. 35
4.5. Влияние свободных экономических зон на механизм реализации экономического потенциала региона стр. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 43
ПРИЛОЖЕНИЕ стр. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 49
Расширение хозяйственных
Первой СЭЗ промышленно-
Позднее, налоговые и таможенные
льготы позволили привлечь в зону
ряд предприятий экспортной направленности,
повысить технологический уровень
этих производств с помощью
Таким образом, второй этап в развитии СЭЗ характеризовался появлением новых организационных их форм, отличающихся от своих предшественников более сложным механизмом управления, расширением масштабов производственной деятельности и углублением международного сотрудничества.
Следующий этап развития СЭЗ начался
в 80-е гг. в связи с принятием
ряда мер, направленных на преодоление
застоя в отдельных отраслях промышленности,
банковского и страхового дела. Усиление
экономического развития таких районов
достигалось созданием так
В данный период также начинают формироваться
такие типы зон, как комплексные,
технико-внедренческие и
И, наконец, в начале 1990-х гг. в
период, когда крупное производство
стало перерастать
Сопоставляя хронологию развития различных
типов СЭЗ, можно сделать предположение,
что каждый из новых этапов их развития
был обусловлен скачком в экономическом
развитии мирового хозяйства, происходящим
после очередного экономического кризиса.
Так образование зон свободной
торговли произошло в период подъема
мирового хозяйства после Великого
экономического кризиса 1929-1933 гг., во время
которого объем промышленного
Аналогично можно объяснить и создание СЭЗ других типов: экспортно-производственных – после экономического кризиса в США, Канаде и некоторых странах Западной Европы в 1948-1949 и 1953-1954 гг.; технополисов и оффшорных зон – после мирового экономического кризиса в 1973-1975 гг.; трансграничных зон роста – после мирового экономического кризиса в 1980-1982 гг.
Таким образом, можно сделать вывод
о том, что образование СЭЗ
на каждом этапе является адекватной
реакцией государственного организма
на процессы, происходящие в периоды
депрессий и позволяющие
Таким образом, на каждом этапе развития
СЭЗ происходило формирование новых
типов СЭЗ, отличающихся друг от друга
целями их создания, системой предоставляемых
льгот и преференций и
Неотъемлемой частью международных экономических отношений второй половины XX века становятся особые (специальные, свободные) экономические зоны (ОЭЗ). Для мировых хозяйственных связей особые экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.
Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей особую зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, ОЭЗ получили широкое распространение во многих странах. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают особые экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие транснациональные корпорации считают организацию собственного производства в особых экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии. 7
Особые экономические зоны представляют
собой часть национального
В научных публикациях и отчетах
международных организаций для
характеристики разного рода зон
используется термин "свободные
экономические зоны". Однако этот
термин не в полной мере отражает сущность
этого явления. Так, применяемые
во многих из них экономические правила,
рычаги, специальные административные
законы отнюдь не освобождают от определенного
правового и хозяйственного режима,
а лишь облегчают его, предоставляют
льготы, стимулирующие
Для некоторых стран "особые зоны" по существу являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. Для таких зон больше подходит термин "специальные экономические зоны".
Цели создания ОЭЗ зависят от
уровня социально-экономического развития
организующих их стран, их стратегических
народнохозяйственных планов и др.
Поэтому причины и цели создания
особых экономических зон в каждом
конкретном случае могут отличаться
друг от друга. Так, в промышленно
развитых странах, таких как США,
Великобритания, Франция свободные
экономические зоны часто создавались
для активизации
Со сходной целью создавались особые экономические зоны и в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании ОЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.
Помимо названных целей и
причин создание особых экономических
зон увязывается с тремя
Создание особых экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В особых экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.
В то же время образование особой
экономической зоны может означать
то, что страна, не желая полностью
открывать свою экономику иностранному
капиталу или повсеместно использовать
особый инвестиционный климат, использует
частичную, локальную открытость в
виде специальной зоны. В последнее
десятилетие в мировой
Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.
Общей характерной чертой различных
видов свободных экономических
зон является наличие благоприятного
инвестиционного климата, включающего
в себя таможенные, финансовые, налоговые
льготы и преимущества по сравнению
с общим режимом для
Имеющийся опыт создания специальных экономических зон показывает, что каждому их типу соответствует свой специфический набор льгот и стимулов. В экономической литературе обычно выделяют 4 основные группы льгот:
Специфический набор льгот и стимулов, применяемый в отдельных зонах, дополняется специальными формами поощрений, направленных или на ускорение развития транспортной инфраструктуры, или на стимулирование переработки местного сырья на экспорт, или на привлечение в зону определенного типа инвесторов (мелких или, напротив, крупных), или на решение других конкретных задач.
Все упомянутые льготы могут применяться
в самых различных комбинациях.
Однако весь их набор должен служить
инструментом реализации сравнительных
преимуществ данной территории, а
не средством возмещения отсутствующих
здесь факторов развития. Важно также
иметь в виду, что налоговые
льготы не являются решающим стимулом
привлечения иностранного капитала.
При современных масштабах
Организация специальных экономических
зон – дело хлопотное с административной
точки зрения и требует значительных
финансовых средств. Так, по данным Института
востоковедения Российской Академии Наук,
проведшего обследование 26 стран, их соответственные
затраты по привлечению иностранных
капиталовложений составили 4 доллара
на 1 доллар зарубежных инвестиций. А
в Китае собственные вложения
в четыре СЭЗ к концу 80-х гг.
превысили 22 млрд. долл., а иностранные
инвестиции составили только 4 млрд.
долларов. В связи с этим эксплуатацией
свободных экономических зон
занимаются либо специально создаваемые
правительствами
Специальные экономические зоны доказали
свою эффективность во многих странах
мира. Однако в ряде мест они не состоялись
или долгое время оставались убыточными.
Подобные явления происходили по
политическим, экономическим и