Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.
Создание свободных экономических зон – действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ стр. 2
1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ стр. 4
1.1. История создания свободных экономических зон стр. 5
1.2. Сущность и роль свободных экономических зон в мире стр. 8
1.3. Льготы используемые в свободных экономических зонах стр. 10
1.4. Плюсы и минусы свободных экономических зон стр. 12
2. КЛАССИФИКАЦИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН стр. 14
2.1. Таможенные СЭЗ стр. 14
2.2. Торговые СЭЗ стр. 16
2.3. Промышленно-производственные СЭЗ стр. 17
2.4. Технико-внедренческие СЭЗ стр. 19
2.5. Сервисные СЭЗ стр. 22
2.6. Комплексные СЭЗ стр. 23
2.7. Особые СЭЗ стр. 24
3. ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН стр. 25
3.1. Свободные экономические зоны Латинской Америки стр. 25
3.2. Свободные экономические зоны Китая стр. 26
3.3. Свободные экономические зоны Бразилии стр. 27
3.4. Вывод об общих чертах, достижениях и особенностях развития свободных экономических зон в мире стр.29
4. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ стр.31
4.1. Особенности свободных экономических зон России стр. 31
4.2. Типы свободных экономических зон, организуемых в России стр. 32
4.3. Современный этап развития свободных экономических зон стр. 33
4.4. Поддержка экономического роста субъектов РФ через механизм свободных экономических зон стр. 35
4.5. Влияние свободных экономических зон на механизм реализации экономического потенциала региона стр. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 43
ПРИЛОЖЕНИЕ стр. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 49

Файлы: 1 файл

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ.docx

— 1.14 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ            стр. 2

  1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ       стр. 4
    1. История создания свободных экономических зон     стр. 5
    2. Сущность и роль свободных экономических зон в мире    стр. 8
    3. Льготы используемые в свободных экономических зонах    стр. 10
    4. Плюсы и минусы свободных экономических зон     стр. 12
  2. КЛАССИФИКАЦИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН    стр. 14
    1. Таможенные СЭЗ          стр. 14
    2. Торговые СЭЗ          стр. 16
    3. Промышленно-производственные СЭЗ       стр. 17
    4. Технико-внедренческие СЭЗ        стр. 19
    5. Сервисные СЭЗ          стр. 22
    6. Комплексные СЭЗ          стр. 23
    7. Особые СЭЗ           стр. 24
  3. ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН  стр. 25
    1. Свободные экономические зоны Латинской Америки     стр. 25
    2. Свободные экономические зоны Китая       стр. 26
    3. Свободные экономические зоны  Бразилии      стр. 27
    4. Вывод об общих чертах, достижениях и особенностях развития свободных экономических зон в мире           стр.29
  4. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ     стр.31
    1. Особенности свободных экономических зон России     стр. 31
    2. Типы свободных экономических зон, организуемых в России   стр. 32
    3. Современный этап развития свободных экономических зон    стр. 33
    4. Поддержка экономического роста субъектов РФ через механизм свободных экономических зон            стр. 35
    5. Влияние свободных экономических зон на механизм реализации экономического потенциала региона           стр. 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           стр. 43

ПРИЛОЖЕНИЕ           стр. 45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ          стр. 49

 

ВВЕДЕНИЕ

Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях  в экономику, недостаточный уровень  притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. Создание свободных экономических  зон является сравнительно новым  и перспективным направлением в  экономической  политике. Во многих странах мира они зарекомендовали  себя эффективным механизмом привлечения  иностранного капитала. Именно этим и  определяется актуальность выбранной  темы.

Создание свободных экономических  зон – действенное направление  развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как  правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом система  льгот, устанавливаемых в свободных  экономических зонах, должна быть в  достаточной степени индивидуальна  и тесно связана с реализуемыми на ее территориями программами.

В последнее время свободные  экономические зоны стали неотъемлемой частью мировой экономики.

В мировой практике существует множество  разновидностей свободных экономических  зон. В зависимости от поставленных задач они могут быть ориентированы  на расширение экспортного производства, стимулирование производства для внутреннего  рынка, в том числе импортозамещения, или же на внедрение и развитие каких-либо новых разработок. В соответствии с этими задачами укрупненно их можно  подразделить на зоны торгового, производственного  и технико-внедренческого типа, а  также комплексные.

Свободные экономические зоны существуют в более 120 странах мира, стимулируя в этих странах рост экспорта, занятости  населения. По оценкам специалистов, к 2020г. на свободные экономические  зоны будет приходиться от 20 до 25% мирового товарооборота. Их роль в мировой  экономики постоянно растет.

Цели создания свободных (особых) экономических  зон многообразны: привлечение инвестиций для повышения конкурентоспособности  отдельных производств, развитие экспорта, стимулирование инновационной активности национальных компаний. В последние  годы пришло осознание того, что  общий режим регулирования хозяйственной  деятельности в России (сохраняющаяся  неопределенность прав собственности, недоступность или высокая цена долгосрочных финансовых средств для  большинства компаний, диспропорционально высокое налоговое бремя в  секторах, производящих несырьевую продукцию) настолько неблагоприятен для инноваций  и развития сложных видов услуг, что отдельными мерами их поддержки  обойтись нельзя. Необходимы комплексные  улучшения в законодательной, административной и регуляторной сферах, которые на сегодняшний день могут быть в  полном объеме реализованы только в  рамках зон с особым экономическим  режимом.

 

Свободные экономические зоны рассматриваются  также как элементы инвестиционной политики, где могут быть использованы новые механизмы управления экономикой, возможности привлечения инвестиций в развитие приоритетных отраслей и  производств, определяющих инновационный, ресурсосберегающий, социально-ориентированный  характер экономики.

Цель данной работы: выявить сущность и возможности свободных экономических  зон.

В связи с этим можно выделить следующие задачи:

  • изучение теоретических основ свободных экономических зон;
  • рассмотрение практики функционирования свободных экономических
  • зон в некоторых странах Центральной и Восточной Европы;
  • анализ деятельности свободных экономических зон на территории РФ.

В работе будут рассмотрены теоретические  основы понятия «свободные экономические  зоны», классификация, принципы свободных  экономических зон и деятельность свободных экономических зон  в России.

 

 

  1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ЗОНЫ

Анализ мировой и отечественной  практики свидетельствует, что объективная  необходимость, роль и значение свободных  экономических зон (СЭЗ) различных  типов, функционирующих в хозяйственной  системе страны, определяются важностью  задач, которые должны выполнять  СЭЗ в национальной экономике.

Организация СЭЗ направлена в первую очередь на то, чтобы:

  • создавать благоприятные условия для активизации совместной с зарубежными партнерами деятельности по увеличению экспортно-импортных возможностей региона и национальной экономики в целом;
  • расширять торгово-экономическое сотрудничество с зарубежными странами, СЭЗ регионов и страны, где они созданы;
  • формировать новый научно-промышленный аппарат с целью накопления и тиражирования передового опыта в области производства высококачественной наукоемкой продукции и привлечения высоких технологий с последующей передачей результатов для широкого применения в национальной экономике и на мировом рынке;
  • более рационально и эффективно использовать земельные и природные ресурсы региона, развивать инфраструктуры на территории СЭЗ и на сопряженных с ней территориях;
  • привлекать положительный зарубежный управленческий опыт с целью его распространения на предприятиях и в организациях страны;
  • практически обучать отечественных специалистов приемам и методам современного бизнеса; заниматься переподготовкой кадров для удовлетворения потребностей предприятий и организаций, расположенных на территории СЭЗ и сопряженных территориях;
  • расширять число иностранных туристов, особенно из тех стран, где сложились крупные общины (диаспоры), родственные национальностям страны, где расположены СЭЗ.

В общем плане СЭЗ — это:

  • мощный фактор ускорения социально-экономического, научно-технического,технико-технологического, организационного и кадрового совершенствования национальной экономики;
  • связующее звено между передовым мировым опытом хозяйствования и состоянием жизнедеятельности конкретной страны. Они содействуют выходу страны на мировой уровень, внедрению в ее экономику последних достижений научного и социального прогресса;
  • своеобразный «эталон» прогрессивных форм организации производства, труда и управления, внедрения современной техники и технологии;
  • известный «стандарт» решения задач социально-культурного и коммунально-бытового обслуживания населения;
  • условие расширения внутреннего (национального) рынка, наполнения его высококачественными товарами и услугами;
  • источник поступления иностранных инвестиций, идущих на развитие национальной экономики, активизатор вовлечения в хозяйственный оборот всех видов местных ресурсов (финансовых, материальных, трудовых и природных);
  • стимулятор деловой активности и предпринимательской инициативы в национальной экономике;
  • территория формирования нового экономического мышления, новой социальной  психологии, характерных для рыночной экономики;
  • «поле» экспериментирования и «полигон» отработки решений в области социальной поддержки и социальной защиты населения страны;
  • фактор укрепления геополитических интересов страны, создающий региональные «полюсы роста» и другие формы приграничного сотрудничества;
  • ускоритель структурных преобразований в национальном хозяйстве;
  • один из главных источников роста экспортного потенциала национальной экономики и поступлений валютной выручки;
  • предпосылка повышения доходности предприятий и занятости населения страны.
  1. История создания свободных  экономических зон

В целях ослабления жесткого таможенного  режима, упрощения таможенных процедур и снижения высоких пошлин, которых  придерживалось большинство европейских  государств, в средние века в портовых городах возникли первые районы "порто-франко": Генуе, Венеции, Марселе. Их территория отделялась от остальной территории специальной таможенной границей для  беспошлинного ввоза и вывоза товаров. При перемещении товаров  на территорию своей страны применялся обычный таможенный режим. Первый из известных в истории "порто-франко" существовал в римскую эпоху  на острове Делос в 166 г. до н.э1. Здесь приезжие купцы освобождались от налогов, пошлин и выполнения некоторых административных формальностей. Таким образом "порто-франко" как организационно-экономическая форма характеризуется:

1. обособленностью его территории  от остальной территории страны;

2. режим "порто-франко" вводился  уже не только для развития  внешней торговли, но и для  подъема экономики того или  иного региона. 

В таких районах интенсивнее  развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, обеспечивалось снабжение населения товарами, которые  не производились в данной стране.

На смену "порто-франко" пришли "свободные гавани" или "свободные  порты". В отличие от своих предшественников на территории "свободного порта" не разрешалось проживание лиц, не имевших  отношение к эксплуатации и охране товаров, потреблению ими товаров, не оплаченных пошлиной. При вывозе товаров из свободных портов в страну таможенные пошлины взимались в обычном порядке. Статус свободных портов получили Гамбург, Ганзейские города – Любек и Данциг, такие порты как Генуя и Марсель, а также Одесса, Владивосток, Батуми.

Первой свободной экономической  зоной в мире считается город  Ливорно, который в 1547 году был объявлен городом свободной торговли2.

Нетрудно заметить, что для образования  свободных портов именно в данный период были характерны определенные предпосылки или условия их формирования – развитие товарно-денежных отношений, становление системы международного разделения труда, начало формирования крупных рынков, развитие внутренней и внешней торговли.

Итак, первый этап в развитии СЭЗ  характеризовался тем, что они представляли собой торгово-складские и транзитные зоны. Это самый древний тип  СЭЗ, дающий возможность предприятиям складировать, упаковывать, маркировать, частично перерабатывать и перегружать  товары в условиях освобождения от таможенных пошлин, других сборов и  административных барьеров. В настоящее  время в мире действуют более 200 небольших свободных портов для  транзита, складирования товаров  и торговли.3

По мере монополизации рынка  и усиления протекционистской политики государств "свободные порты" стали упраздняться, а на их территориях  и в других торговых центрах начали создаваться специальные экономические  зоны, где все большее значение приобретала переработка товаров.

Это не могло не повлиять на черты  СЭЗ. Теоретически обосновали формирование нового типа СЭЗ англичане П. Халл, С. Хоув и американец С. Бутлер, предложившие концепцию выхода из кризиса и  развития районов, находящихся в  тяжелом экономическом положении. Суть ее состояла в том, что в таких  районах предпринимателям, изъявившим желание заняться здесь бизнесом, предоставлялся ряд льгот: менее  жестко регламентировалась их деятельность, допускался ряд банковских и страховых  операций, которые обычно запрещались  действующим законодательством4. Эти меры способствовали активизации производственной, торговой, сервисной деятельности. В отличие от своих предшественников СЭЗ из собирающих пунктов и центров распределения товаров превратилась в места их промышленной обработки и трансформации с правом последующей реализации – экспорта. В результате чего образуются так называемые экспортно-производственные зоны (ЭПЗ), ознаменовавшие собой период научно-технического и технологического прогресса, интеграции ряда государств в систему мирохозяйственных связей, активизации инвестиционной деятельности.

Информация о работе Свободные экономические зоны