Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 21:42, курсовая работа
Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.
Создание свободных экономических зон – действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.
ВВЕДЕНИЕ стр. 2
1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ стр. 4
1.1. История создания свободных экономических зон стр. 5
1.2. Сущность и роль свободных экономических зон в мире стр. 8
1.3. Льготы используемые в свободных экономических зонах стр. 10
1.4. Плюсы и минусы свободных экономических зон стр. 12
2. КЛАССИФИКАЦИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН стр. 14
2.1. Таможенные СЭЗ стр. 14
2.2. Торговые СЭЗ стр. 16
2.3. Промышленно-производственные СЭЗ стр. 17
2.4. Технико-внедренческие СЭЗ стр. 19
2.5. Сервисные СЭЗ стр. 22
2.6. Комплексные СЭЗ стр. 23
2.7. Особые СЭЗ стр. 24
3. ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН стр. 25
3.1. Свободные экономические зоны Латинской Америки стр. 25
3.2. Свободные экономические зоны Китая стр. 26
3.3. Свободные экономические зоны Бразилии стр. 27
3.4. Вывод об общих чертах, достижениях и особенностях развития свободных экономических зон в мире стр.29
4. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ стр.31
4.1. Особенности свободных экономических зон России стр. 31
4.2. Типы свободных экономических зон, организуемых в России стр. 32
4.3. Современный этап развития свободных экономических зон стр. 33
4.4. Поддержка экономического роста субъектов РФ через механизм свободных экономических зон стр. 35
4.5. Влияние свободных экономических зон на механизм реализации экономического потенциала региона стр. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 43
ПРИЛОЖЕНИЕ стр. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 49
К примеру, уже в 2005 г. в ходе конкурса, проведенного на основе 71 поступившей заявки, конкурсными комиссиями было отобрано только шесть проектов, наиболее полно отвечающих целям создания ОЭЗ. Из указанных проектов Правительством РФ было принято решение о создании двух ОЭЗ промышленно-производственного типа: Республика Татарстан и г. Липецк, и четырех технико-внедренческого типа: Москва (Зеленоград), Санкт-Петербург, Дубна, Томск.
Сейчас идут работы в 13 ОЭЗ. Из них
в двух промышленно-производственных
зонах станет создаваться продукция
высокой степени переработки. Четыре
технико-внедренческие зоны будут
организованы по типу наукоградов. Предусмотрено
также создание семи зон туристско-рекреационного
типа. Уже зарегистрировано 17 резидентов
в технико-внедренческих и
В настоящее время разработано три стратегии по строительству и созданию ОЭЗ: короткая - до середины 2008 г., среднесрочная - до 2010 г. и долгосрочная - до 2012 г.
Некоторые эксперты также считают, что надо стремиться к тому, чтобы в зонах размещались прежде всего те производства, которые ориентированы на экспорт продукции или на производство продукции, не имеющей аналогов на территории России. Это было бы оптимально с точки зрения неискажения конкурентной среды на российском рынке.
Экономический смысл особых экономических зон заключается в том, что федеральная власть устанавливает для всего региона или его части свободные экономические условия, оцениваемые как конкурентное преимущество по сравнению с другими субъектами РФ. Обычно свободные экономические зоны предусматривают льготный налоговый и таможенный режимы для своих резидентов, что уменьшает их издержки и повышает рентабельность бизнеса. Увеличение числа резидентов свободных экономических зон, концентрация на определенной территории капитала и трудовых ресурсов, привлеченных повышенной рентабельностью, обеспечивает экономический рост региона.
В настоящее время в российском законодательстве и практике можно выделить два типа свободных экономических зон%
1) СЭЗ, учрежденные для ряда регионов федеральным центром на внеконкурсной основе и на фиксированный срок (15-25 лет);
2) СЭЗ, создаваемые на бессрочный период на ограниченной территории по инициативе субъектов РФ и прошедшие конкурсный отбор.
К первой группе относятся две СЭЗ, образованные в Магаданской и Калининградской областях в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» и Федеральным законом от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области».
Чем обусловлен выбор этих субъектов? Относительно Магаданской области можно сказать, что этот северный регион с жесткими климатическими условиями находится на грани прекращения своего существования ввиду отсутствия жителей. По данным Росстата, миграционные потоки из региона настолько велики, что численность населения за 1990-2008 гг. сократилась почти в 2,4 раза: с 390,3 тыс. чел. до 165,8 тыс. чел.
СЭЗ в Магаданской области
Для участников СЭЗ установлен следующий
достаточно льготный налоговый режим.
До 31 декабря 2006 года при осуществлении
хозяйственной деятельности на территории
СЭЗ и в пределах Магаданской
области участники СЭЗ
Если коротко оценивать
Образование СЭЗ в Калининградской
области продиктовано геополитическим
расположением региона, которое, возможно,
определяет эту область как визитную
карточку всей России в глазах экономически
развитых стран Евросоюза. Соответственно
социально-экономическое
Льготный налоговый режим для
резидентов СЭЗ Калининградской
области распространяется на налог
на прибыль и имущество
Вторую группу конкурсных СЭЗ бессрочного действия, функционирующих на строго ограниченных земельных участках регионов, представляют промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые особые экономические зоны, учреждаемые в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Из приведенного перечня видов
СЭЗ особые надежды возложены
на технико-внедренческие зоны, которые
в перспективе должны стать центрами
инновационного развития. Прообразом
СЭЗ технико-внедренческого типа можно
считать муниципальные
В терминах закона под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем. Для инвесторов привлекательность СЭЗ технико-внедренческого типа обусловлена следующим льготным налоговым режимом:
1) для резидентов технико-
2) резиденты СЭЗ вправе
3) для резидентов СЭЗ законом
субъекта РФ налоговая ставка
налога на прибыль,
4) резиденты СЭЗ освобождаются
от уплаты налога на имущество
организаций в отношении
5) резиденты СЭЗ освобождаются
от уплаты земельного налога
в отношении приобретенных
6) на территории СЭЗ действует
особый таможенный режим (
Таким образом, регионы, имеющие активно
функционирующие технико-
Данные табл.1 позволяют сделать следующие выводы.
Во-первых, учитывая прошедший 3-х летний
период с момента принятия закона
№116-ФЗ, число зарегистрированных в
СЭЗ резидентов не позволяет говорить
о высокой восприимчивости
Во-вторых, несмотря на очевидный кризис в развитии внутреннего туризма и портовой инфраструктуры, преимущества соответствующих типов СЭЗ пока остаются не востребованными.
В-третьих, с точки зрения географического распределения СЭЗ и их резидентов, лидером, как и по прочим экономическим показателям, выступает ЦФО, на долю которого приходится 43,5% всех резидентов СЭЗ. Данное обстоятельство характеризует экономическую пассивность остальных федеральных округов страны.
В свете приведенной выше информации
несколько комментариев необходимо
сделать относительно Калининградской
области и ее конкурентных преимуществ.
В настоящее время получается,
что с точки зрения правового
статуса Калининградская
СЭЗ - это долгосрочные проекты
стимулирования социально-экономического
развития регионов, которые по своей
эффективности и времени
Сделать Россию способной конкурировать
с развитыми странами в ближайшем
будущем можно путем
Зарубежный опыт показывает, что
развитие национальных отраслей промышленности
во многом определяется государственной
политикой, направленной на создание благоприятных
условий для осуществления
Наличие всех этих инструментов сочетается
в механизме создания и применения
особых (свободных) экономических зон
(ОЭЗ). Несмотря на все очевидные
преимущества ОЭЗ, процесс их образования
в России не получил должного развития.
Возникающие при
Разработка научно-