Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 21:42, курсовая работа
Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.
Создание свободных экономических зон – действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.
ВВЕДЕНИЕ стр. 2
1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ стр. 4
1.1. История создания свободных экономических зон стр. 5
1.2. Сущность и роль свободных экономических зон в мире стр. 8
1.3. Льготы используемые в свободных экономических зонах стр. 10
1.4. Плюсы и минусы свободных экономических зон стр. 12
2. КЛАССИФИКАЦИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН стр. 14
2.1. Таможенные СЭЗ стр. 14
2.2. Торговые СЭЗ стр. 16
2.3. Промышленно-производственные СЭЗ стр. 17
2.4. Технико-внедренческие СЭЗ стр. 19
2.5. Сервисные СЭЗ стр. 22
2.6. Комплексные СЭЗ стр. 23
2.7. Особые СЭЗ стр. 24
3. ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН стр. 25
3.1. Свободные экономические зоны Латинской Америки стр. 25
3.2. Свободные экономические зоны Китая стр. 26
3.3. Свободные экономические зоны Бразилии стр. 27
3.4. Вывод об общих чертах, достижениях и особенностях развития свободных экономических зон в мире стр.29
4. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ стр.31
4.1. Особенности свободных экономических зон России стр. 31
4.2. Типы свободных экономических зон, организуемых в России стр. 32
4.3. Современный этап развития свободных экономических зон стр. 33
4.4. Поддержка экономического роста субъектов РФ через механизм свободных экономических зон стр. 35
4.5. Влияние свободных экономических зон на механизм реализации экономического потенциала региона стр. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 43
ПРИЛОЖЕНИЕ стр. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 49
Механизмы действия ОЭЗ позволяют
находить новые или возобновлять
существующие связи между различными
участниками экономических
Эффективное формирование и функционирование
ОЭЗ вносит огромный вклад в развитие
региональной экономики. Широкомасштабное
привлечение инвестиций в экономику
субъектов РФ посредством создания
ОЭЗ способствует решению таких
задач, как модернизация производства,
освоение невостребованного научно-
ОЭЗ в России имеют ограниченное
применение, а перспективы создания
и дальнейшего их существования
в российской региональной экономике
во многом зависят от формирования
и развития в сравнительно сжатые
сроки эффективного специального законодательства
и методик комплексного контроля
за соблюдением условий
Основным условием эффективного функционирования
ОЭЗ должен выступить принцип
целостности, который предполагает
рассмотрение ОЭЗ как территориального
образования с действующим
Использование данного принципа впервые
позволит подойти к рассмотрению
ОЭЗ как воспроизводственной
системы и разработать
Изучение мирового опыта создания СЭЗ имеет важное значение для формирования эффективного института СЭЗ в России. Однако создание свободных экономических зон — это лишь один из элементов стратегии развития страны или определенного региона. Он имеет смысл только вместе с реализацией активной структурной и региональной политики, приложением усилий по развитию международных экономических отношений и созданию полюсов ускоренного роста за счет сотрудничества с международным сообществом.
Опыт регионального применения
ОЭЗ в Российской Федерации на
примере Калининградской
Однако существуют и проблемы организационно-правового
характера, не позволяющие полноценно
использовать все преимущества применения
льготного налогового, таможенного
и валютного регулирования, установленного
в ОЭЗ. Такие проблемы в первую
очередь связаны с отсутствием
четкого правового
Важное место в процессе совершенствования
применения ОЭЗ в России занимают
вопросы экономического характера,
связанные с деятельностью
Отдельное внимание необходимо уделить
вопросам проведения комплексного организационно-экономического
анализа резидентов ОЭЗ и разработке
на его основе рекомендаций по совершенствованию
методического обеспечения
Однако само по себе существование
совершенного механизма ОЭЗ не может
стать эффективным инструментом
в процессе поддержания экономического
роста страны и диверсификации структуры
экспорта путем снижения в нем
доли отраслей топливно-энергетического
комплекса. Для реализации механизмов
ОЭЗ необходимо осуществить выбор
направления государственной
Одним из общих приоритетов, которые
необходимо учитывать при создании
ОЭЗ, является выбор направлений
инвестиций. Очевидно, что они могут
дать положительный результат только
в том случае, если будут направлены
на техническое перевооружение конкурентоспособных
отраслей, а также впишутся в фундаментальные
государственные программы
Главной целью проведения отраслевой политики государства в настоящее время является диверсификация экономики и создание новых сфер достижения конкурентных преимуществ, реализация экономического потенциала региона. Многие годы в нашей стране налоговые льготы на инвестиции предоставлялись без учета их содействия расширению возможностей национальной экономики. В экономической политике последних лет льготные механизмы стали предоставляться в зависимости от приоритетности тех или иных отраслей народного хозяйства.
Решение указанных задач предполагает
концентрацию финансовых и материальных
ресурсов на приоритетных направлениях
развития науки и техники, оказание
поддержки ведущим научным
Применение в настоящее время льготных механизмов, предоставляемых режимом ОЭЗ, позволит еще более эффективно реализовать экономический потенциал региона, что будет способствовать снижению транзакционных издержек, удешевлению стоимости конечной продукции, повысит конкурентоспособность национальных отраслей промышленности и позволит внедрить в отечественное производство последние технические достижения мирового уровня. Предложенные меры по совершенствованию таможенного и налогового законодательства, их адаптации к международным нормам, установление транспарентных и общепринятых условий ведения бизнеса в ОЭЗ будут способствовать росту инвестиционной привлекательности зоны, откроют новые возможности для более полной ее интеграции в региональную, национальную и мировую экономику.
На региональном уровне СЭЗ представляются весьма эффективным способом утверждения рыночных отношений в регионах России, результатом чего является постепенное, поэтапное распространение на их территории апробированных в свободных экономических зонах элементов рыночного механизма.
Благодаря совершенствованию процесса
законодательного регулирования ОЭЗ,
мощной системе налоговых и таможенных
льгот и преференций, курс на организацию
особых экономических зон в России
может способствовать решению ряда
приоритетных региональных проблем
в области стабилизации и подъема
экономики, улучшения инвестиционного
климата, возрождения регионов, развития
внешнеэкономической
Иностранные инвестиции – это то, для чего, собственно, и создаются СЭЗ во всем мире. С их помощью правительство предполагает решить ряд существенных проблем, которые нависают над страной в процессе перехода к рынку. СЭЗ позволяют активизировать внешнеэкономическую деятельность страны по средствам привлечения инвестиций, снизить социальную напряженность, улучшить имидж страны в глазах иностранных инвесторов. Можно сделать вывод, что СЭЗ, при разумном к ним подходе, глубоком понимании механизмов функционирования, способны вывести экономику страны на более высокий качественный уровень.
Процесс создания СЭЗ – процесс
требующий тщательного
По средствам создания СЭЗ правительства стран пытаются решить те проблемы, которые собственными силами они решить не в состоянии. Для новых инвесторов создаются определенные условия, именно это условия и являются особенностями функционирования СЭЗ.
Исходя из всего вышесказанного
можно сделать некоторые
Создание свободных
экономических зон
Свободные экономические зоны в России, несмотря на их достаточно давнюю историю не могут развиваться также как на западе. Главной причиной этому – несовершенство законодательства.
Таким образом, свободные
экономические зоны – это мощный
инструмент по привлечению иностранных
инвестиций, а также они могут
использоваться для сглаживания
экономических показателей
Рис. 1. Схема создания СЭЗ в Российской Федерации
Источник: http://www.m-economy.ru/art.
Рис. 2 Карта СЭЗ в России
Источник: http://www.informexpo.ru/new/
Рис. 1. Зона международного сотрудничества «Туманган»
Источник: http://www.textreferat.com/
Рис. 4. Портовые ОЭЗ России
Источник: www.oao-oez.ru/#
Рис. 5. Промышленно-производственные ОЭЗ России
Источник: www.oao-oez.ru/#
Рис. 6. Технико-внедренческие ОЭЗ России
Источник: www.oao-oez.ru/#
Рис. 7. Туристско-рекреационные ОЭЗ России
Источник: www.oao-oez.ru/#
Табл.1.
ВИД ОЭЗ |
РЕГИОН |
КОЛИЧЕСТВО РЕЗИДЕНТОВ, ед., 2008 |
КОЛИЧЕСТВО РЕЗИДЕНТОВ, ед., 2010 |
Промышленно-производственные |
Липецкая область |
12 |
17 |
Республика Татарстан |
7 |
9 | |
Технико-внедренческие |
г.Дубна |
27 |
50 |
Зелиноградский АО |
11 |
33 | |
г.Санкт-Петербург |
25 |
33 | |
г.Томск |
25 |
45 | |
Туристско-реакционные |
Калининградская область |
0 |
0 |
Краснодарский край |
0 |
0 | |
Ставропольский край |
0 |
0 | |
Алтайский край |
0 |
9 | |
Республика Алтай |
0 |
9 | |
Иркутская область |
0 |
0 | |
Республика Бурятия |
0 |
3 | |
Портовые |
Ульяновская область |
0 |
0 |
Хабаровский край |
0 |
0 |