Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:21, курсовая работа
Цель исследования - выявление, обоснование, опытно-экспериментальная проверка условий принятия эффективных управленческих решений.
На основе цели, объекта и предмета исследования были определены следующие задачи:
1 Проанализировать теоретические основания принятия управленческих решений.
2 Выявить общие подходы, раскрыть сущность и. технологию организации управленческих решений, изучив состояние разработанности вопроса в теории и практике.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика управленческих решений 6
1.1. Возникновение науки об управленческих решениях 6
1.2. Функции решения 7
1.3. Типология управленческих решений 8
1.4. Условия и факторы качества управленческих решений 12
1.5. Применение руководителями научных подходов к менеджменту 14
Вывод 16
Глава 2. Модели, методология и организация процесса разработки управленческого решения 18
2.1. Модели процесса разработки управленческих решений 18
2.2. Организация и алгоритм процесса разработки управленческого решения 20
Вывод 28
Глава 3. Эффективность управленческих решений и ее оценка 29
3.1. Понятие эффективности и ее основные показатели 29
3.2. Эффективность решений 30
3.3. Принципы оценки эффективности разработки управленческого решения 35
3.4. Методы оценки эффективности 35
3.5. Особенности методов коллективного решения. Метод номинальной групповой техники 37
3.6. Технология ведения «Деловых бесед» 39
3.7. Рекомендации по применению технологии деловых бесед 51
Вывод 51
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 56
Планы являются средством координации деятельности различных подразделений при принятии управленческих решений. В планах определяются имеющиеся ресурсы, необходимые для достижения намеченных целей в рамках конкретного периода. Планы охватывают деятельность производственных отделений, поэтому принятие управленческих решений осуществляется в рамках своих планов. Преимущество планов перед правилами состоит в том, что они являются более гибкими и их легче приспособить к изменившимся условиям.16
Вариант плана обсуждается
руководителем
Принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия осуществляется без согласования со своими общими руководителями. Здесь реализуется горизонтальный способ координации в принятии решений в рамках утвержденных правил и планов. Для целей координации довольно часто выделяются специальные лица в находящихся на одном уровне управленческой структуры производственных .отделениях. В некоторых - фирмах функции координатора выполняет руководитель проекта, отвечающий за осуществление конкретного комплекса работ и получающий полномочия принятия соответствующих решений. Довольно часто в производственных отделениях в качестве координаторов для принятия решений назначаются руководители, отвечающие за выпуск конкретного изделия. Чаще всего это относится к разработке новых изделий и разработке и выпуску изделий, части и компоненты, которых изготавливаются в разных производственных отделениях. В таких случаях координатор выполняет функции руководителя, отвечающего за выпуск конечного продукта, и имеет право принимать решения по вопросам технологии, организации производства и сбыта.
Координатор-руководитель имеет
право обсуждать проекты
Целевые группы действуют
на основе группового взаимодействия
и принимают решения, касающиеся
конкретных вопросов совместной деятельности
для достижения установленных целей.
Целевые группы могут создаваться
на временной или постоянной основе
и иметь в своем составе
представителей разных функциональных
подразделений и
В матричных структурах, в отличие от двух предыдущих горизонтальных механизмов, руководителю проекта предоставляются линейные права, аналогичные тем, которые даются руководителям функциональных подразделений. Возникает сетевая структура, позволяющая принимать решения во все более усложняющихся условиях, касающихся все более сложных проблем.
Вывод
Управленческие решения всегда связаны с необходимостью воздействий на объект управления с целью приведения его в желаемое состояние и, так как это требует затрат времени, можно с полным основанием говорить о процессе принятия решений. Необходимым элементом (и параметром) процесса принятия управленческих решений является оценка тех действий, которые предпринимаются на его различных этапах. Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из 3 стадий:
Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов оказывающих влияние на решения, с учетом предвиденья его возможных последствий.
Проблема выбора руководителем
решения - одна из важнейших в современной
науке управления. Она предполагает
необходимость всесторонней оценки
самим руководителем конкретной
обстановки и самостоятельность
принятия им одного из нескольких вариантов
возможных решений. Планы являются
средством координации
Глава 3. Эффективность управленческих решений и ее оценка
3.1. Понятие эффективности и ее основные показатели
В экономической науке под эффективностью понимают соотношение между результатами финансово-хозяйственной деятельности, характеризующимися как правило прибылью, и затратами, вызвавшими получение этой прибыли.
Эффективность определяется
на основании соответствующих
Выбор конкретных методов, процедур и математического аппарата для оценки эффективности определяется сложностью и характером объекта оценки. Так, оценка эффективности простых объектов, например, размещения денежных средств на депозитном счете, определяется соотношением суммы, полученной в виде процентов по вкладу, и суммы вклада.17
При оценке эффективности
сложных объектов их условно дифференцируют
на более простые составляющие. На
основании, рассчитанных частных оценок
эффективности отдельных
Особый интерес вызывает применение экспертных методов оценки эффективности. Они могут применяться как при наличии определенной статистической базы производственно-хозяйственной деятельности фирмы, так и на вновь создаваемом предприятии. В первом случае задача экспертов сводится к определению значимости частных оценок эффективности, во втором к выработке согласованного мнения о возможной эффективности деятельности предприятия в новой полосе бизнеса.
К числу показателей
3.2. Эффективность решений
Практика финансово-
Ведущие отечественные и
зарубежные экономисты в связи с
этим указывают, что одной из важнейших
причин подобных расхождений являются
различия в эффективности управления
предприятиями или, иными словами,
в эффективности
В общем плане под эффективностью управления предприятием понимают результативность управления деятельностью предприятия, которая является следствием - способности менеджеров разрабатывать эффективные управленческие решения и добиваться достижения поставленных целей.
Многие экономисты высказывают мнение о том, что эффективность управления представляет собой функцию двух переменных: затрат на разработку управленческих решений и содержание аппарата управления, с одной стороны, и результатов управленческой деятельности, отражающихся в изменении значений показателей, которыми оценивается состояние объекта управления другой стороны.
Уровень экономической эффективности является важнейшей характеристикой системы управления и качества принимаемых управленческих решений.
При оценке эффективности управленческих решений необходимо обеспечить синтез экономических и социальных аспектов управления. В соответствии с этим должна разрабатываться и система критериев оценки эффективности.19
В качестве критериев эффективности могут быть использованы такие показатели, как прирост прибыли, объемов производства и реализации продукции, изменение сроков окупаемости капиталовложений, повышение оборачиваемости оборотных средств, прирост экономической рентабельности, сокращение затрат на содержание управленческого, аппарата и т.п.
В конечном итоге, почти все они приводят к увеличению прибыли предприятия. Количественные изменения, полученные в результате реализации управленческого решения, называют экономическим эффектом.
В качестве базы при определении
экономического эффекта принимаются
запланированные значения показателей
финансово-хозяйственной
Всеми признается, что процесс
оценки эффективности управленческих
решений не является самоцелью, а
выступает в качестве рычага для
использования резервов повышения
эффективности общественного
Экономическая оценка эффективности
управленческого решения не может
рассматриваться в отрыве от оценки
эффективности производства. Но прямое
использование оценки эффективности
производства может оказаться
В теории менеджмента недостаточно внимания уделяется изучению факторов, влияющих на достижение результатов управления. Основаниями для выделения служат положение по отношению к субъекту управления (факторы внешние и внутренние), а также векторы активности субъекта (структурные и активизирующие). Каждая организация, каждый субъект имеют свои внешние и внутренние факторы влияния на эффективность управления ситуацией. Они приведены в таблице.
Управление структурными факторами для субъекта означает, прежде всего, управление делами, а активизирующими - людьми.
Таблица 1
Факторы, влияющие на эффективность управления
Внешние факторы |
Внутренние факторы |
Активная политика конкурентов |
Психологический климат в коллективе |
Внезапные изменения в
экономическом положении |
Неравномерность, неритмичность поставок и перегрузки в работе |
Экономические, политические кризисы, влияющие на эффективность работы предприятия |
Прогулы работников, немотивированные пропуски и потери рабочего времени |
Общественно значимые события |
Болезни руководителей и сотрудников |
Структурные изменения в обществе |
Мероприятия, проводимые профсоюзным движением (забастовки, митинги и т.д.) |
Неблагоприятные погодные условия |
Производственные конфликты |
Положение на рынке труда: избыток специалистов, безработица, недостаточная квалификация работников |
Увольнение или прием на работу новых сотрудников |
Мероприятия правительства по регулированию социальных процессов за счет работодателей |
Расширение или сокращение деятельности организации |
Репрессивное и агрессивное
к предпринимательству |
Неисправности машин и оборудования, оргтехники, средств связи |
Миграционные процессы, ухудшающие качество населения |
Криминальное поведение клиентов или персонала: воровство, обман, хищения, технический вандализм |
Резкие колебания на финансовых рынках |
Действия влиятельных лиц, содействующих или мешающих деятельности организации (лобби) |
Неожиданные изменения конъюнктуры на рынках энергоресурсов и сырья |
Факторы охраны имущества и безопасности труда |
Изменения в соотношении политических сил, влияющих на промышленную политику государства |
Социальные инициативы коллектива, изобретательство и рационализаторство |
Новые технологии производства товаров и услуг |
Разработка стратегий управления, согласование с коллективом планов развития |
Требования профсоюзов к технике безопасности и условиям труда |
Административный контроль, система поощрения и взыскания |
Влияние средств массовой информации на формирование имиджа предприятия и его руководства |
Позитивная мотивация
творческого и |
Информация о работе Управленческие решения и эффективность управления