Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:21, курсовая работа
Цель исследования - выявление, обоснование, опытно-экспериментальная проверка условий принятия эффективных управленческих решений.
На основе цели, объекта и предмета исследования были определены следующие задачи:
1 Проанализировать теоретические основания принятия управленческих решений.
2 Выявить общие подходы, раскрыть сущность и. технологию организации управленческих решений, изучив состояние разработанности вопроса в теории и практике.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика управленческих решений 6
1.1. Возникновение науки об управленческих решениях 6
1.2. Функции решения 7
1.3. Типология управленческих решений 8
1.4. Условия и факторы качества управленческих решений 12
1.5. Применение руководителями научных подходов к менеджменту 14
Вывод 16
Глава 2. Модели, методология и организация процесса разработки управленческого решения 18
2.1. Модели процесса разработки управленческих решений 18
2.2. Организация и алгоритм процесса разработки управленческого решения 20
Вывод 28
Глава 3. Эффективность управленческих решений и ее оценка 29
3.1. Понятие эффективности и ее основные показатели 29
3.2. Эффективность решений 30
3.3. Принципы оценки эффективности разработки управленческого решения 35
3.4. Методы оценки эффективности 35
3.5. Особенности методов коллективного решения. Метод номинальной групповой техники 37
3.6. Технология ведения «Деловых бесед» 39
3.7. Рекомендации по применению технологии деловых бесед 51
Вывод 51
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 56
Структурные факторы управления
требуют рационального подхода,
логики, объективности и
Активизирующие факторы
характеризуют процесс
Результативность
3.3. Принципы оценки эффективности разработки управленческого решения
Целесообразно выделить некоторые принципы оценки управленческих решений. К ним относятся:
Анализ проблемы оценки экономической эффективности управленческих решений позволяет выделить следующие элементы содержания оценок эффективности:
3.4. Методы оценки эффективности
В зависимости от характера, содержания и меры выражения изменений в деятельности предприятия подбирается тот или иной метод оценки эффективности управленческого решения.
С точки зрения роли методов в процессе оценки они подразделяются на:
По характеру выполняемых работ методы оценки можно разделить на:
С точки зрения роли человека в процессе оценки методы подразделяются на формальные и неформальные.21
По точности достигаемых в процессе оценки результатов различают точные и приближенные методы.
С точки зрения затрат выделяют:
По возможности реализации методы можно разделить на сложные и простые. Многообразие методов требует включения в группу оценки различных специалистов и согласования методов, применяемых на различных этапах оценки.
Специалисты, входящие в состав группы оценки должны быть профессионалами в своей области, иметь соответствующее образование и опыт работы в данной области. При постоянной работе в составе группы специалисты не только оттачивают имеющиеся знания и навыки, пополняют свой практический опыт, но и овладевают новыми методиками оценки эффективности. По функциональному характеру этапов процесса оценки эффективности и по содержанию применяемых на этих этапах методов можно сделать вывод, что группа специалистов по оценкам должна быть комплексной. Это соответствует комплексной природе объекта оценки.
Представляется целесообразным
следующий состав группы специалистов
по оценкам: экономисты, знакомые с
экономико-математическими
Такой состав, очевидно, может обеспечить не всякое предприятие или объединение. В этом случае целесообразно оценку эффективности управления поручить на договорных началах специализированным НИИ, проектным институтам или консалтинговым фирмам, специализирующимся в этой сфере бизнеса.
Определение процедуры и организации оценки экономической эффективности управленческих решений требует ответа на такие вопросы:
3.5. Особенности методов коллективного решения. Метод номинальной групповой техники
Данный метод построен на принципе ограничений межличностных коммуникаций, потому все члены группы, собравшиеся для принятия решения, на начальном этапе излагают в письменном виде свои предложения самостоятельно и независимо от других. Затем каждый участник докладывает суть своего проекта, представленные варианты рассматриваются членами группы без обсуждения и критики, и после этого каждый член группы в письменном виде представляет ранговые оценки рассмотренным идеям. Проект, получивший наивысшую оценку, принимается за основу решения. Достоинством данной техники является то, что, несмотря на совместную работу членов группы, она не ограничивает индивидуального мышления и предоставляет каждому участнику возможность обосновать свой вариант решения.
Метод Дельфы
Метод Дельфы часто используют в случаях, когда сбор группы невозможен. В соответствии, с методикой членам группы не разрешается встречаться и обмениваться мнениями по поводу решаемой проблемы, обеспечивается независимость мнений. Однако затраты времени на разработку решений существенно растут. Разработка осуществляется в следующей последовательности:
Метод мозговой атаки
Суть метода заключается в предоставлении каждому участнику группы право высказывать самые различные идеи по поводу вариантов решения проблемы вне зависимости от их обоснованности, осуществимости и логичности. Чем больше разных предложений, тем лучше. С информацией о характере проблемы участники обсуждения знакомятся заранее. Все предложения выслушиваются без критики и оценки, а их анализ производится централизованно после завершения процесса заслушивания вариантов на основе сделанных записей. В результате формируется список, в котором все представленные предложения структурируются по определенным параметрам - ограничениям, а также по их результативности.
3.6. Технология ведения «Деловых бесед» 23
Данная технология относится к группе неформальных методов, называемых «вербальной информацией». Переговоры являются весьма эффективным средством достижения целей. В ходе деловых встреч и переговоров можно влиять на мнение других субъектов, потенциальных или реальных участников операции, можно оценить перспективы, наметить возможность организации союзов, устойчивость потенциальных коалиций. Существенным является и то, что часто только в ходе деловых встреч и переговоров можно получить важную информацию для принятия решений, определиться с явными «союзниками», выявить «нейтральных» и «антагонистов» среди участников планируемой лицом принимаемым решение (далее ЛПР) операции.
Деловая беседа — это особый тип публичного выступления. Деловая беседа чаще всего ведется в интересах какого-то крупного, важного дела, которое может существенно повлиять на решение проблем стоящих перед ЛПР. Круг участников деловой беседы часто небольшой, возможно даже с глазу на глаз. По своему временному масштабу они, как правило, быстротечны. ЛПР следует познакомиться с научными основами их планирования и проведения, изучить их стратегию и тактику. Начать следует с изучения целей публичных выступлений.
Психологическая теория решений так классифицирует главные цели публичных выступлений:
Чаще деловые беседы ведутся либо с целью выяснить у кого-то необходимые сведения, либо для того, чтобы изменить у других лиц впечатление о собственных целях и намерениях, либо произвести необходимое впечатление на оппонента или призвать его к совместному совершению какого- то важного действия.
Задачи деловой беседы это то, на что расчленяется ее конечная цель, когда ее декомпозируют на частные результативные фрагменты («подцели»), логически увязывают по этапам их достижения, объектам приложения усилий, ресурсам, месту и времени.
Проанализируем деловую беседу. Целесообразно отделить организационно процесс подготовки деловой беседы от процессов ее проведения и подведения итогов, оформить подготовку деловой беседы как самостоятельную подоперацию. Сам процесс подготовки деловой беседы целесообразно также разделить и обозначить в нем как минимум два этапа:
На этапе стратегической подготовки разрабатывают замысел и формируют концептуальный облик деловой беседы, на этапе тактической - готовят и прорабатывают основные фазы деловой беседы.
На рис. 1 схематично представлена
последовательность основных этапов организации
и проведения деловой беседы, а
также указаны примерные
2-3 суток
2-3 часа
25-40 мин.
40-60 мин.
Время
Стратегическая подготовка деловой беседы
Проведение деловой беседы
Тактическая подготовка деловой беседы
Осмысление достигнутых результатов
Рис. 1. Последовательность и продолжительность основных этапов организации и проведения деловой беседы
Основную долю времени
занимает стратегическая подготовка.
Продолжительность этапа
В табл. 2 сведены обобщенные описания содержаний целей и задач для каждого из этапов организации и проведения деловой беседы.
Таблица 2
Содержание целей и задач основных этапов организации и проведения деловой беседы
Содержание основных этапов |
Основные этапы организации и проведения деловой беседы | |||
Стратегическая подготовка беседы |
Тактическая подготовка беседы |
Проведение беседы |
Осмысление достигнутых результатов | |
Цель |
|
|
|
|
Задачи |
|
|
|
|
Информация о работе Управленческие решения и эффективность управления