Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 21:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение кисломолочных напитков, обогащенных бифидобактериями, изучение факторов определяющих их потребительские свойства, изучение показателей, применяемых для проведения экспертизы и установление критериев их ассортиментной экспертизы. К основным задачам относятся:
- выявить методы экспертизы позволяющие определить отношение продукта к тому или иному ассортиментному ряду;
- проведение экспертизы согласно выбранным методам;
- заключение о достоверности определения ассортиментного ряда, по выбранным критериям.
Введение 3
1. Литературный обзор 5
1.1. Состояние и перспективы развития рынка кисломолочных
продуктов 5
1.2. Классификация кисломолочных напитков, ассортимент напитков
обогащенных бифидобактериями 6
1.3. Факторы, определяющие потребительские свойства кисломолочных
напитков 8
1.3.1. Сырье для производства кисломолочных напитков 8
1.3.2. Технология производства кисломолочных напитков 10
1.3.3. Химический состав кисломолочных напитков 12
2. Практическая часть.
Характеристика показателей, применяемых для проведения экспертизы. 15
2.1. Характеристика органолептических показателей 15
2.2. Характеристика физико-химических показателей 17
2.3. Характеристика микробиологических показателей 21
3. Экспериментальная часть 23
3.1. Характеристика объектов исследования 23
3.2. Органолептическая экспертиза 25
3.3. Физико-химическая экспертиза 26
3.4. Микробиологическая экспертиза 30
Заключение 33
Список литературы 37
Министерство образования и науки Российской Федерации
Гоувпо юургу
Курсовая работа
Ассортиментная экспертиза кисломолочных напитков
Содержание
Введение 3
продуктов 5
обогащенных бифидобактериями 6
напитков 8
Характеристика показателей, применяемых для проведения экспертизы. 15
Заключение 33
Список литературы 37
Введение
Кисломолочные продукты – это молочные продукты, вырабатываемые сквашиванием молока или сливок чистыми культурами молочнокислых бактерий с добавлением или без добавления дрожжей и уксуснокислых бактерий. Кисломолочные напитки пользуются заслуженной популярностью у миллионов людей различных стран мира.
В настоящее
время создаются новые
Получение функциональных продуктов возможно обогащением продукта нутриентами при производстве и получением сырья с заданным компонентным составом.
Лечебно-профилактические
свойства функциональных молочных продуктов
обусловлены применением
Пробиотики - это живые микроорганизмы: молочнокислые бактерии, чаще бифидо- или лактобактерии, иногда дрожжи, которые относятся к нормальным обитателям кишечника здорового человека. Пробиотики восстанавливают микробный баланс в организме человека.
К пребиотикам относятся неперевариваемые ингредиенты пищи, которые способствуют улучшению здоровья за счет избирательной стимуляции роста или метаболической активности одной или нескольких групп бактерий, обитающих в толстой кишке.
Желание производителей улучшить органолептические свойства, обеспечить безопасность и рентабельность продуктов, соблюсти оригинальную фирменную маркировку приводит к изменению традиционных способов производства, рационализации состава, выработке комбинированных молочных продуктов с добавлением немолочных компонентов и применением различных пищевых добавок. Причём экономическая целесообразность не всегда соответствует качественным показателям, пищевой и биологической ценности готового продукта. В настоящее время вырабатывается большое количество кисломолочных напитков по различным рецептурам, в связи с этим выделяется широкое разнообразие ассортимента.
Целью данной курсовой работы является изучение кисломолочных напитков, обогащенных бифидобактериями, изучение факторов определяющих их потребительские свойства, изучение показателей, применяемых для проведения экспертизы и установление критериев их ассортиментной экспертизы. К основным задачам относятся:
- выявить методы
экспертизы позволяющие
- проведение экспертизы согласно выбранным методам;
- заключение о достоверности определения ассортиментного ряда, по выбранным критериям.
1.Литературный обзор
1.1 Состояние и перспективы развития рынка пробиотических кисломолочных напитков
Кисломолочные продукты питания - один из наиболее быстро развивающихся секторов пищевой промышленности в мире. Молочные продукты занимают особое место, что связано с их традиционно здоровым имиджем, а также некоторыми особенностями производства и хранения. Молочная промышленность стала первой использовать живые бифидо- и лактокультуры (пробиотики), столь чувствительные к различным факторам, прежде всего к температуре.
В последние годы Россия переживает настоящий бум биопродуктов.
О чудодейственных свойствах молочных напитков с приставками «био» и «бифи», которые эксперты Международной молочной федерации называют «продуктами здоровья», сегодня слышали даже дети. Необходимость расширения ассортимента и увеличения объемов производства продуктов, обогащенных биобактериями, предусмотрены основными направлениями национальной концепции «Политика здорового питания в России».
Несмотря на то, что
многие потребители считают биойогурты
и биокефиры модным западным веянием
(среднее потребление
Рынок демонстрирует стабильные темпы роста, и в частности в группе кисломолочных продуктов 2008 году прирост производства составил около 9%, и российскими предприятиями было изготовлено 2452,5 тыс.т.
В первом полугодии 2009 г. Положительная тенденция роста сохранилась, частично это объясняется тем, что молочная отрасль находилась на сезонном пике переработки молока. Течение января – мая 2009г. отечественные переработчики уже произвели около 1300 тыс.т кисломолочных продуктов, что на 6% превышает показатели аналогичного периода 2008г. наибольший удельный вес в структуре производства кисломолочных продуктов занимает кефир. Другим по значимости кисломолочным продуктом можно назвать сметану.
В период с 2006 по 2010 гг продажи кисломолочных продуктов в России выросли на 4% с 1,83 до 1,91 млн т. Кисломолочные продукты традиционно популярны в России, и их популярность будет только расти в русле тренда здорового питания. По расчетам BusinesStat, объем продаж кисломолочных продуктов в России к 2014 г достигнет 2,35 млн т. Розничные цены на кисломолочные продукты в России стабильно растут. В период с 2006 по 2010 гг средние цены кисломолочных продуктов выросли на 38,4%: с 33,1 до 53,8 руб за кг. Цены производства кисломолочных продуктов (без учета НДС) за этот же период поднялись с 20,5 до 38 руб за кг.
Сегодня ситуация на рынке кисломолочных биопродуктов неоднозначна.
Кисломолочные продукты, обогащенные пробиотиками, уже хорошо известны потребителям. На первый взгляд, этот сегмент достаточно развит и близок к насыщению: конкуренция постепенно возрастает как между различными продуктами, так и между производителями и организациями, предлагающими свои технологии и закваски. При этом индекс доверия к подобной продукции еще очень низок. Существует ряд противников употребления кисломолочных биопродуктов, подвергающих сомнению их полезные свойства. Сомнения обывателей об эффективности действия биопродуктов имеют место быть. Они не обладают моментальным действием и у некоторых потребителей не хватает терпения или аккуратности их принимать в течение двух недель или месяца, или даже более, в зависимости от патологии, а несоблюдение режима применения сводит на нет все усилия.
Ещё одна причина, подорвавшая авторитет биопродуктов, - «псевдо-йогурты». Возможно такое недоверие возникло в результате потока импортных йогуртов - эти термизированные продукты с убитой микрофлорой действительно не приносят никакой пользы здоровью человека.
По мнению ученых, кисломолочные
продукты, термически обработанные после
сквашивания, - это всего лишь своеобразные
молочные консервы, в которых снижена
или исключена микробиологическ
По словам ученых, пробиотические свойства присущи всем кисломолочным продуктам. Правда, степень их выраженности может быть усилена разными способами, один из которых - обогащение пробиотиками, представителями защитной флоры организма человека. Кисломолочные продукты (КМП) при регулярном употреблении способствуют нормализации нарушенной микрофлоры кишечника, повышают иммунитет. Тем более, что в КМП бактерии-пробиотики содержатся в биологически активном состоянии, что позволяет им быстро адаптироваться и проявлять в кишечнике свои физиологические функции.
Заметное место на рынке функциональных продуктов питания занимают молочные продукты, обогащённые витаминами, минералами, полиненасыщенными жирными кислотами, растительными стиролами, а также пищевыми волокнами и пребиотиками. Наиболее известными представителями последних являются инулин и олигофруктоза.
Инулин и олигофруктоза - натуральные полисахариды, содержащиеся во множестве растений и получаемые в промышленности водной экстракцией из корня цикория по технологии, аналогичной получению сахара из сахарной свёклы.
Особенности молекулярной
структуры инулина и
Несмотря на обилие продукции, представленной на российском рынке кисломолочных продуктов, есть еще и незанятые ниши. Например, ощущается недостаток низкожирных кисломолочных напитков, продуктов из вторичного молочного сырья, особенно пахты. Диетологам хорошо известны антистрессовые свойства таких продуктов. По мнению ученых, сочетание таких продуктов с пробиотиками было бы максимально эффективным.
Таким образом, поле деятельности для ученых и производителей огромное. По прогнозам экспертов Международной молочной федерации, «продукты здоровья» в ХХI веке будут занимать наибольший объем в производстве кисломолочных продуктов.
1.2. Классификация
кисломолочных напитков, ассортимент
напитков обогащенных
Кисломолочных напитки вырабатывается из натурального, восстановленного, обезжиренного или рекомбинированного молока и с применением различных пищевых наполнителей и добавок. Основной ассортимент представлен продукцией: кефир, простокваша, ряженка, ацидофилин, йогурт, варенец, кумыс, бифидопродукты, детские ацидофильные смеси и др.
В технологии кисломолочные
напитки классифицируют по типу применяемых
для заквашивания бактериальных
культур и оптимальной
В товароведении кисломолочные напитки классифицируют по характеру сгустка и общим органолептическим показателям на три группы:
Каждая из этих групп подразделяется на три подгруппы:
Информация о работе Ассортиментная экспертиза кисломолочных напитков