Ассортиментная политика торговой фирмы (предприятия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 08:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ ассортиментной политики предприятия и разработка ассортиментной политики для предприятия ООО «Нива – К».
В соответствии с целью определена необходимость решения следующих задач:
изучить сущность ассортиментной политики и ее виды;
определить этапы разработки ассортиментной политики предприятия;
изучить управление ассортиментной политики на предприятии;
дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
провести оценку ассортиментной политики предприятия;
проанализировать механизм управления ассортиментом на предприятии;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..………….…....3
1. Сущность ассортиментной политики предприятия…………………...…….5
1.1 Понятие ассортиментной политики и её виды……………………...5
1.2 Этапы разработки ассортиментной политики……………………...11
1.3 Управление ассортиментной политики на предприятии……..……16
2. Анализ ассортиментной политики предприятия ООО «Нива – К»………..19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…...19
2.2 Оценка ассортиментной политики предприятия……………………26
2.3 Управление ассортиментом на предприятии………………………..30
3. Совершенствование ассортиментной политики предприятия………….….39
3.1 Меры по совершенствованию ассортиментной политики…...…….39
Заключение………………………………………………………………….…....42
Список использованных источников………………………………….……….44

Файлы: 1 файл

курсовая коммерция.doc

— 463.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Школа экономики  и менеджмента

 

Кафедра маркетинга и коммерции

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

По дисциплине: Коммерческая деятельность

ТЕМА: «Ассортиментная политика торговой фирмы (предприятия)»

 

 

 

Студентка Козлова А.И. гр. С1410 Тт

Руководитель  Савостина С.Е., ст.препод

Курсовая  работа допущена к защите:

___________________________________

подпись руководителя

«____» _________________ 2013г.

Курсовая  работа защищена  
с оценкой: _______________________

«____» _________________ 2013 г.


 

 

Владивосток - 2013

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………..………….…....3

1. Сущность ассортиментной политики предприятия…………………...…….5

1.1  Понятие ассортиментной политики и её виды……………………...5

1.2  Этапы разработки ассортиментной политики……………………...11

1.3  Управление ассортиментной политики на предприятии……..……16

2. Анализ ассортиментной политики предприятия ООО «Нива – К»………..19

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…...19

2.2 Оценка ассортиментной политики предприятия……………………26

2.3 Управление  ассортиментом на предприятии………………………..30

3. Совершенствование  ассортиментной политики предприятия………….….39

3.1 Меры по совершенствованию ассортиментной политики…...…….39

Заключение………………………………………………………………….…....42

Список использованных источников………………………………….……….44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ассортиментная  политика - одно из важных направлений деятельности предприятия.

Это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и ее место на рынке.

Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе среди производителей получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.

К сожалению, руководство предприятий – производителей товаров, ещё плохо понимает все преимущества эффективной ассортиментной политики, и поэтому одним из направлений экономического роста является привлечение внимания к данной проблеме [2].

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ ассортиментной политики предприятия и разработка ассортиментной политики для предприятия ООО «Нива – К».

         В соответствии с целью определена необходимость решения следующих задач:

  1. изучить сущность ассортиментной политики и ее виды;
  2. определить этапы разработки ассортиментной политики предприятия;
  3. изучить управление ассортиментной политики на предприятии;
  4. дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
  5. провести оценку ассортиментной политики предприятия;
  6. проанализировать механизм управления ассортиментом на предприятии;
  7. выработать предложения по совершенствованию ассортиментной политики.

 

Объект исследования курсовой работы – формирование товарной политики ООО «Нива-К». Данное предприятие является производителем хлеба и хлебобулочных изделий.

Теоретическую и методологическую основу исследуемой проблемы составили труды отечественных и зарубежных ученых, таких как Ф. Котлер, А.В. Абрютина, В.В. Басконов, В. Г. Лаптев, М.Х. Мескон и др. В работе использовались общенаучные методы исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность ассортиментной политики предприятия

1.1 Понятия ассортиментной политики и её виды

Ассортиментная  политика предприятия – система  мер стратегического характера, направленная на формирование конкурентоспособной модели, обеспечивающей устойчивые позиции предприятия на рынке и получение необходимой прибыли [10].

Эта политика является центральным элементом  коммерческой стратегии предприятия  на рынке. Главной ее целью в современных  условиях хозяйствования является определение набора товаров, наиболее предпочтительных для обслуживаемого сегмента рынка.

Товар - включает совокупность многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства, то есть способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет [10].

Ф. Котлер выделяет три уровня товара:

1. Товар по смыслу. В него включаются  все те возможные выгоды, которые может получить покупатель от приобретения данного товара.

2. Товар в реальном исполнении. Он уже более конкретен и имеет определенные свойства, которые воспринимаются покупателем через набор отдельных свойств - потребительские свойства, качество, упаковка, марочное название.

3. Товар с подкреплением. Здесь  товар дополняется услугой - работой при его использовании потребителем.

          Товар имеет потребительскую ценность, которая выступает как совокупность свойств, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами. Эти свойства, так или иначе, предстают перед покупателем и определяют его намерение купить товар и стать постоянным клиентом данного производителя. И поскольку для стабильного успеха предприятию необходимо заботиться о формировании постоянной клиентуры, особое внимание на конкурентном рынке придается таким качествам, как цвет, упаковка, дизайн, эргономические особенности (удобство пользования, обслуживания, ремонта), сопровождающая документация (описание, инструкции по эксплуатации). А также необходимо соответствующее техническое обслуживание.

Ассортиментная  политика предприятия включает в себя торговый ассортимент товаров - это совокупность материальных благ, реализуемых в торговле. Торговый ассортимент функционирует в структурах торговли и может рассматриваться по формам торговли (оптовая, розничная), формам собственности, типам организации, предприятий, а также по ряду других признаков [19].

Из наиболее универсальных параметров, характеризующих  торговый ассортимент, используются такие  как: широта, глубина (длина), насыщенность и рациональность, гармоничность [17].

Рассмотрим каждое из этих параметров подробнее. Широта представляет собой общую численность ассортиментных групп товаров, предлагаемых фирмой. Производителю не всегда удается предложить слишком разнообразные варианты товара, поэтому параметр широты ассортиментной группы ограничивается 3 – 4 позициями, когда в торговле широта ассортимента зачастую в сотни раз выше.

Глубина (длина) определяет количество различных вариантов исполнения товара в рамках отдельной ассортиментной группы, имеющих общую базовую функцию, различающихся функциональными характеристиками, качеством, набором добавленных характеристик.

Под насыщенностью  товарного ассортимента понимается общее число товарных единиц, представленных по каждому варианту исполнения отдельного товара предприятия [17].

        Способность набора товаров наиболее полно удовлетворять потребности покупателей относится к рациональности товаров.

Гармоничность показывает степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их назначения, каналов распределения и продвижения. Если предприятие стремится к завоеванию позиции в какой-то одной сфере, то оно может целенаправленно добиваться большей гармоничности между различными ассортиментными группами. Если же стремится действовать сразу в нескольких сферах, то гармоничность, наоборот будет меньшей.

Также товары в ассортиментной политики предприятия делятся на потребительского (личного пользования) и производственного назначения. Характер потребления товаров каждой из этих групп различен, покупка определяется разными потребностями и мотивами. Обычно приобретение товара личного пользования — это акт единоличной воли, максимум — воли всей семьи. Что касается покупки товара производственного назначения, то здесь принимается коллегиальное решение, в выработке которого участвуют люди, находящиеся на разных административных уровнях. Для успешного сбыта этих товаров специалисты непременно должны учитывать психологию лиц, от которых зависит принятие окончательного решения о покупке [6].

Среди товаров  личного пользования можно выделить три группы: изделия длительного пользования — автомобили, холодильники, одежда, мебель и т.д., приобретаемые сравнительно редко; изделия краткосрочного пользования — продукты питания, косметика, моющие средства; услуги — действие, результатом которого является либо какое-нибудь изделие, либо тот или иной полезный эффект (сшитый по индивидуальному заказу костюм, перевозка пассажиров и т.п.). Приобретение изделий краткосрочного пользования и услуг сопровождается частыми контактами покупателя и продавца. При этом покупатель, однажды удовлетворенный качеством товара, в дальнейшем предпочитает покупать товар той же торговой марки («приверженность к марке») и становится постоянным клиентом его изготовителя. Если приобретение изделий краткосрочного пользования и услуг организовано хорошо и не вызывает у покупателя затруднений, то феномен приверженности к марке возникает быстро и требует сравнительно незначительных усилий для его поддержания.

Изделие длительного  пользования, а тем более производственного назначения, требует больших усилий, как в организации продажи, так и в формировании у клиента приверженности к марке. По отношению к товарам производственного назначения покупатель особенно ценит надежность поставщика, под которой понимается уверенность в том, что товар надлежащего качества будет поставлен точно в срок со всей необходимой документацией, и что рекламе и устным заявлениям представителей поставщика можно, безусловно, доверять. Товары надежного поставщика покупают нередко по более высоким ценам, чем товары его конкурентов, и клиенты не отказываются от покупки при повышении цен, вызванном инфляцией или иными причинами [13].

Возможны  и иные способы классификации  товаров, однако всегда основой такой  классификации является удовлетворение потребностей: оно выглядит конечным итогом в характеристике потребительских свойств товара. Например, разделение продуктов на предметы повседневного спроса, предметы тщательного выбора и престижные предметы подразумевает, что одни приобретенные товары в глазах окружающих не могут, а другие, наоборот, способны подчеркнуть высокий социальный статус их владельца.

Товары производственного  назначения классифицируют на следующие  категории: основное оборудование; вспомогательное  оборудование; узлы и агрегаты; основные материалы; вспомогательные материалы и сырье. Такое деление основывается на различном отношении покупателя к этим товарам и специфике предъявляемых требований к способам продажи, обслуживания, снабжения запасными частями и иным аспектам торговли данными товарами. В зависимости от этого организуется реклама — важнейшая составляющая маркетинга.

 Следует  отметить, что спрос на товары  производственного назначения формируется  не сам по себе, а в тесной  взаимосвязи со спросом на  изделия личного потребления. 

Ассортиментная политика предприятия предполагает наличие информации о характеристиках сегментов рынков, товаров, покупательских предпочтений, динамики цен, макроэкономических тенденций, уровня внешнеэкономических связей с зарубежными странами. Все перечисленные факторы необходимы для определения условий безубыточной работы и управления массой прибыли с целью оптимизации налогообложения, прогнозирования возможных вложений собственных средств в развитие бизнеса [10].

         Формирование ассортиментной политики и ее реализация приобретают особое значение при наличии свободы выбора сферы и направления деятельности.

В данной работе рассматривается ассортиментная политика хлеба и хлебобулочных изделии. В настоящее время хлебопекарные предприятия сталкиваются с серьезными проблемами, тормозящими их развитие. Это и удорожание сырьевых ресурсов, и невозможность обновления оборудования в связи с их дороговизной, а также рост цен на электроэнергию и воду, высокий уровень налогообложения и т.д. Все эти факторы ведут к увеличению себестоимости выпускаемой продукций и хлебопекарные предприятия вынуждены повышать цены на хлеб и хлебобулочные изделия. Страдает также и качество продукции, так как многие предприятия для увеличения своей прибыли от реализации продукции или используют более дешевое, но низкого качества сырье, или нарушают правила технологического процесса производства хлеба, что отрицательно сказывается на качестве готовой продукции, а следовательно, и на здоровье населения. 
       Правильная организация производства хлебобулочных изделий это экономное расходование ресурсов в хлебопечении являются приоритетными задачами отрасли, от решения которых зависит и качество продукции, и уменьшение ее себестоимости, а следовательно, рост прибыли хлебопекарных предприятий, их конкурентоспособность, возможность внедрения в производство нового прогрессивного оборудования и способность выхода на новые потребительские рынки.

Информация о работе Ассортиментная политика торговой фирмы (предприятия)