Ассортиментная политика торговой фирмы (предприятия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 08:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ ассортиментной политики предприятия и разработка ассортиментной политики для предприятия ООО «Нива – К».
В соответствии с целью определена необходимость решения следующих задач:
изучить сущность ассортиментной политики и ее виды;
определить этапы разработки ассортиментной политики предприятия;
изучить управление ассортиментной политики на предприятии;
дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
провести оценку ассортиментной политики предприятия;
проанализировать механизм управления ассортиментом на предприятии;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..………….…....3
1. Сущность ассортиментной политики предприятия…………………...…….5
1.1 Понятие ассортиментной политики и её виды……………………...5
1.2 Этапы разработки ассортиментной политики……………………...11
1.3 Управление ассортиментной политики на предприятии……..……16
2. Анализ ассортиментной политики предприятия ООО «Нива – К»………..19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…...19
2.2 Оценка ассортиментной политики предприятия……………………26
2.3 Управление ассортиментом на предприятии………………………..30
3. Совершенствование ассортиментной политики предприятия………….….39
3.1 Меры по совершенствованию ассортиментной политики…...…….39
Заключение………………………………………………………………….…....42
Список использованных источников………………………………….……….44

Файлы: 1 файл

курсовая коммерция.doc

— 463.50 Кб (Скачать файл)

Выбор поставщика может проводиться на конкурсной основе. Критериями отбора претендентов могут выступать показатели: ценностной значимости поставок в сопоставлении с их стоимостью; регулярности поставок и их качество. Использование в качестве независимого критерия «цены поставки» не рекомендуется, поскольку низкая цена — это, как правило, низкое качество.

На этом этапе  члены закупочного центра изучают  предложения и переходят к  выбору поставщика. Они оценивают  не только техническую компетентность различных кандидатов, по и их способность обеспечить своевременную поставку товара и предоставление необходимых услуг. Нередко члены закупочного центра составляют перечень желательных характеристик поставщика с ранжированием их по степени относительной значимости.

Третьей задачей  управлением ассортиментом служит: постоянный и систематический контроль за деятельностью конкурентов.

 Этот контроль  осуществляется специальной группой  лиц, призванных ходить по предприятиям  конкурирующих фирм, осуществляющих торговлю аналогичными товарами, с целью наблюдения за изменением ценовой, ассортиментной политики предприятия. Более низкие цены на продукцию со стороны конкурента способствуют большей конкуренции и меньшему спросу на товар других предприятий с более высокими ценами. Однако большое значение имеет качество товара, которое также влияет на спрос. В данный момент существует чистая конкуренция, которая предполагает рыночную структуру с большим количеством фирм, продающих однородную продукцию. Число покупателей на этом рынке весьма велико, все покупатели и продавцы обладают полной информацией о ценах, продаваемых товаров. Таким образом ни одно предприятие не влияет на цену товара.

Основными конкурентами компании ООО «Нива – К»  в  Приморском крае являются: ОАО «Владхлеб», ОАО «Артемовский хлебокомбинат», ОАО «Большекаменский хлебокомбинат», ООО «Хорольский хлебозавод», ООО «Шкотовский хлебозавод», ЗАО «Примрыбкооп».

Четвертой задачей управлением ассортиментом служит: обеспечение устойчивости ассортимента.

Устойчивость  ассортимента товаров обеспечена главным образом за счет высокого уровня торгового обслуживания покупателей в торговле. Высокий уровень торгового обслуживания можно обеспечить за счет изучения и постоянного улучшения факторов, влияющих на процесс реализации товара. К ним относят: высокая квалификация рабочих, грамотное построение стеллажей, выкладки товаров. С целью повышения уровня торгового обслуживания можно провести дополнительный инструктаж всего персонала.

Пятой  задачей управлением ассортиментом служит: постоянный контроль за работой по формированию и реализации конкретных групп товаров. На данном предприятии ООО «Нива-К» этот контроль регулярно осуществляется.

Сформированный  таким образом ассортимент позволил получать более высокие производственно-финансовые результаты, которые предоставили предприятию возможность для улучшения своих позиций на рынке.

            В различных районах г. Владивостока  и типах торговых точек в ассортименте имеется хлебобулочная продукция различного качества. Так, например, можно выделить следующие типы торговых точек: супермаркеты, магазины (отделы в магазинах), специализированные хлебные палатки. 

         На рисунке 3 показано, что более высокого качества хлебная продукция продаётся в специализированных палатках от хлеб-заводов-52% качественной продукции. Однако в данных точках продажи на 68% изделий нет упаковки, что значительным образом влияет на спрос, 45% качественного хлеба можно купить в супермаркетах и магазинах, здесь 89% - упакованного продукта в супермаркетах и 65% - в магазинах.

 

Рисунок 3. Торговые точки хлеба и хлебобулочных  изделии

         20 %  потребителей предпочитают покупать хлеб в палатках, 27,5 % – в супермаркетах, 30 % – в магазинах, а 22,5 % всё равно где покупать хлеб. Выбор торговой точки потребителями зависит от многих факторов:

  1. в различии цен в торговых точках;
  2. в удобстве расположения торговых точек в районе потребителей;
  3. в обслуживании потребителей;
  4. от других факторов.

 

3. Совершенствование  ассортиментной политики предприятия

3.1 Меры по совершенствованию ассортиментной политики предприятия

Разработка  технологии и рецептур хлеба лечебно-профилактического  назначения – один из наиболее рациональных путей получения прибыли путем повышения пищевой ценности продукта и улучшения питания населения.

Усовершенствовать ассортиментную политику предприятия можно путем расширения ассортимента товара, разработки новых технологий и рецептур производства продукции с различными пищевыми добавками для получения продукта с функциональным свойством [23].

Одним из вариантов может служить пример производства хлеба лечебно-профилактического назначения с добавлением пророщенного зерна пшеницы и льняной муки с зародышами пшеницы.

Применение  пророщенного зерна пшеницы и  льняной муки с зародышами пшеницы  позволяет повысить степень удовлетворения суточной потребности человека в ПВ в 2,7 раз,  и таких важных минеральных веществах, как кальций и магний – на 31 и 47 % соответственно, чем в хлебе без добавок (на 100 г продукта) [22].

           Производство продукта лечебно-профилактического назначения с использованием нетрадиционного сырья, в данном случае хлеба «Живительного» с добавлением пророщенного зерна пшеницы и льняной муки с зародышами пшеницы, позволило расширить и обновить товарный ассортимент, улучшить рецептуру производства и повысить качество продукции, тем самым увеличивая прибыль предприятия и повышение числа покупателей.

         Также перспективным направлением является расширение ассортимента хлеба с использованием пшеничных отрубей и композиционной муки. Разработано много рецептов хлебобулочных изделий профилактического и диетического назначения с содержанием пшеничных отрубей. В Великобритании изготавливают низкокалорийные хрустящие хлебцы с добавками отрубей в количестве 50-90% к массе муки. Отечественные пекари, пшеничные отруби применяют при изготовлении хлеба "Лечебный", "Отрубной". и т.п. [33].

        Важным направлением улучшения качества хлеба и хлебобулочных изделий можно считать рациональное использование побочных продуктов переработки зерновых и бобовых культур [33].

         Перспективным сырьем для получения хлеба и хлебобулочных изделий является также гречневая, кукурузная, овсяная, рисовая и ячменная мука. Каждый вид муки имеет специфические особенности химического состава и функциональных свойств. Например, содержание белка в муке колеблется от 12,3 (гречневая) до 7,3% (рисовое), жира - от 5,9 (овсяная) до 0,9-1 (рисовая и ячменная), углеводов - от 75 (рисовая ) до 65% (овсяная) [33].

         Гречневая мука содержит больше по сравнению с другими видами муки витаминов В1 В2, РР и Е, кальция и железа, а также лецитина, снижающего уровень холестерина в крови. Кроме того, только гречневая мука содержит рутин. Применение гречневой муки позволяет улучшить качество, повысить пищевую ценность и уменьшить калорийность хлеба, ослабить риск возникновения атеросклероза, гипертонии, сахарного диабета и других недугов. В хлебобулочных изделиях целесообразно использовать смесь пшеничной и 5-25% гречневой муки.

         В составе композиционных смесей  часто используют кукурузную муку, по сравнению с пшеничной, она содержит больше липидов, сахаров, гемицеллюлозы. Она богата макро-и микроэлементами (К, Са, Mg, S и Р), витаминами Е, В6 и биотином. Введение мелкой кукурузной муки (10-20%) в рецептуру хлебобулочных изделий улучшает их органолептические показатели,  благодаря желтому пигменту, содержащемуся в кукурузе.

      Овсяная мука отличается от пшеничной муки лучшей сбалансированностью по аминокислотному составу, повышенным содержанием микро- и макроэлементов, особенно калия, магния и кремния.        Рекомендуемая добавка овсяной муки в хлебобулочные изделия составляет 10-35% .

         Рисовая мука содержит значительное количество биотина и цинка. Она используется в новых рецептурах хлеба и хлебобулочных изделий. Количество добавок рисовой муки в хлебобулочные изделия составляет 10-20%. 
      Ячменная мука содержит значительное количество р-глюкана, который снижает уровень холестерина в крови, а также кальция, фосфора и слизистых веществ, улучшающих работу пищеварительного тракта. Рекомендуемый размер добавок ячменной муки в хлебобулочные изделия составляет 10-20%.

ВНИИ зерна  и продуктов его переработки  разработал смесь для хлеба, которая  включает 65% муки пшеничной первого  сорта, 15% ржаной обдирной и 20% одного из видов крупяной муки, кроме муки кукурузной и гороховой.

          Высокое качество хлеба из пшеничной муки высшего сорта достигалось за счет использования ферментного препарата фосфолипазы (0,003% к массе муки) и нетрадиционных видов муки гречневой (5%), кукурузной и овсяной -по 7%.

         Ассортиментное предложение должно максимально удовлетворять требованием покупателя. При несоблюдении условия адаптации к вкусам покупателя нельзя рассчитывать на высокую долю продаж. В конкурентной среде совершенствование ассортимента должно быть непрерывно.

 

 

 

Заключение

Производство – одна из важнейших сфер обеспечения населения, осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

На предприятиях торговли  завершается  процесс  кругооборота средств,  вложенных  в  производственные  предметы  потребления,  происходит превращение товарной формы стоимости в денежную  и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь  происходят  постоянные количественные и качественные  изменения,  вызванные  применением  передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования,  методов  управления, обеспечивающих  повышение  эффективности  работы  торговых предприятий   и повышение культуры торговли.

Товарный ассортимент  представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной  торговой сети. Формирование ассортимента – это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его полного удовлетворения. Постоянное внимание на производстве должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения.

Формирование  товарного ассортимента – это  разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.

Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его  устойчивости и расширения, но не сокращение, это только при его убыточном производстве. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение.

В работе изучили  теоретические и практические основы ассортиментной политики предприятия и разработку ассортиментной политики для предприятия ООО «Нива – К».

        На основе анализа показателей  ассортимента ООО " Нива-К " мы сделали следующие выводы: ассортимент товаров обладает достаточно высокой обновляемостью, удовлетворяет спрос по широте и глубине ассортимента хлеба и хлебобулочных изделий, показатели свидетельствуют о высокой устойчивости ассортимента.

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и рост основных экономических показателей свидетельствует о правильном формировании ассортимента товаров в магазине. Потенциальные возможности сбыта ООО " Нива-К " зависят от того, на сколько предлагаемый ассортимент товаров соответствует запросам покупателей, формирующихся под воздействием рекламы. Для этого можно предложить принимать заказы от потребителей продукции анкетированием, по телефону и по интернету.

ООО " Нива-К " имеет высокий уровень финансово-экономического потенциала, что характеризуется высокой рентабельностью работы предприятия, достаточным уровнем финансовой устойчивости и ликвидности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Абрютина, А.В. Экономический анализ торговой деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 416 с.

2. Басконов, В.В.  Экономика предприятия торговли  и сферы услуг. – М.: ИНФРА  – М, 2004. – 408 с.

3. Брагин, Л.А.  Торговое дело – экономика  и организация. М.: ИНФРА – М, 2006. – 576 с.

4. Весин, В.Р.  Основы менеджмента. М.: Триада. Лтд, 2007. – 576 с.

5. Виханский,  О.С. Стратегическое управление. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 232 с.

6. Власова, В.М. Основы предпринимательской деятельности. М.: Финансы и статистика, 2006.

7. Государственный  стандарт РФ ГОСТ Р 51303 –  99 «Торговля. Термины и определения» от 11.08.99.

8. Дтоунс, Г.П.  Торговый бизнес: как организовать  и управлять. М.: международные отношения, 2005.

9. Дубровский, В.Ж. Экономика и управление  предприятием. Екатеринбург: Издательство  Уральского Государственного Экономического Университета, 2004. – 443 с.

Информация о работе Ассортиментная политика торговой фирмы (предприятия)