Ассортиментная политика торговой фирмы (предприятия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 08:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ ассортиментной политики предприятия и разработка ассортиментной политики для предприятия ООО «Нива – К».
В соответствии с целью определена необходимость решения следующих задач:
изучить сущность ассортиментной политики и ее виды;
определить этапы разработки ассортиментной политики предприятия;
изучить управление ассортиментной политики на предприятии;
дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
провести оценку ассортиментной политики предприятия;
проанализировать механизм управления ассортиментом на предприятии;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..………….…....3
1. Сущность ассортиментной политики предприятия…………………...…….5
1.1 Понятие ассортиментной политики и её виды……………………...5
1.2 Этапы разработки ассортиментной политики……………………...11
1.3 Управление ассортиментной политики на предприятии……..……16
2. Анализ ассортиментной политики предприятия ООО «Нива – К»………..19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…...19
2.2 Оценка ассортиментной политики предприятия……………………26
2.3 Управление ассортиментом на предприятии………………………..30
3. Совершенствование ассортиментной политики предприятия………….….39
3.1 Меры по совершенствованию ассортиментной политики…...…….39
Заключение………………………………………………………………….…....42
Список использованных источников………………………………….……….44

Файлы: 1 файл

курсовая коммерция.doc

— 463.50 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, так как хлебобулочная продукция пользуется постоянным и повсеместным спросом у населения, то хлебозаводы имеют благоприятные условия для увеличения объемов производства. Однако, только правильно организовав производство хлебобулочных изделии предприятие может получить положительные результаты [32].

      Розничные продажи хлеба и хлебобулочных изделий в России с 2006 по 2010 гг. снизились на 180 тыс. т. или 2,5%. В 2010 г продажи хлеба и хлебобулочных изделий в стране составил 7 млн. т. В 2011 г спрос на хлебную продукцию продолжил снижаться. По оценкам BusinesStat, сокращение продаж по сравнению с 2010 г составило 27,7 тыс. т или 0,4%.        

      Среди основных причин сокращения объема рынка следует отметить снижение численности населения страны, а также изменение структуры потребления. Уменьшение потребления хлеба и хлебобулочных изделий вызвано расширением разнообразия потребительской корзины россиян, в которой хлеб частично замещается другими продуктами питания [33].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Этапы разработки  ассортиментной политики

Каждая фирма  хочет создать товар, который  мог бы занять ведущие позиции на рынке. Разработка, создание и изготовление хорошего товара требует как проведения соответствующих научных исследований, так и достаточного творчества со стороны разработчиков нового товара. Для реализации такого процесса многие фирмы создают специальные коллективы, которые призваны обеспечить как изготовление перспективных новых изделий, так и разработку маркетингового обеспечения [3].

Этапы разработки нового товара:

  1. Поиск предложений о новом товаре

Приступая к  разработке нового товара, следует  прежде всего провести кабинетное исследование, т.е. необходимо собрать и проанализировать всю вторичную информацию, относящуюся непосредственно к создаваемому товару. На основе такого анализа могут быть сформулированы отдельные предложения о том, каким должен быть товар. Эти предложения должны быть развиты и дополнены благодаря следующему:

  • опросам потенциальных покупателей;
  • опросам посредников;
  • исследованиям предполагаемого целевого рынка.
  • При развертывании коммерческого производства предприятие должно решить, когда, где, кому и как предложить новый товар.

         Принимается решение о своевременности выпуска товара-новинки на рынок, т.е. дается ответ на вопрос «когда?». Затем, отвечая на вопрос «где?», предприятие решает, следует ли выпускать товар на рынок в одной местности, в одном регионе или в нескольких регионах, в общенациональном или международном масштабе. Далее среди осваиваемых рынков предприятие должно выбрать наиболее выгодные и свои усилия сосредоточить на них, отвечая на вопрос «кому?». Следует стремиться, прежде всего, на сегменты активных покупателей. И, наконец, для ответа на вопрос «как?» предприятие должно разработать план действия для последовательного выхода новинки на рынок, составить сметы для составных комплекса маркетинга и других мероприятий.

Кроме того, следует  учитывать мнения торговых агентов, коммивояжеров, изобретателей, представителей патентного отдела и других работников, имеющих непосредственное отношение  к производству и реализации товаров.

  1. Отбор наилучших идей о товаре

На втором этапе среди всех возможных предложений  о товаре выбираются те, которые  являются наилучшими с точки зрения предпринимательской деятельности фирмы. Эти предложения и рекомендуются  для их дальнейшей экспериментальной  проработки. При осуществлении такой проработки анализируются прежде всего технические возможности конструирования и производства новых товаров, рассматриваются проблемы обеспечения производства необходимыми исходными материалами, правовые аспекты производства и продажи новых товаров.

  1. Анализ возможных продаж и экономический анализ

На этом этапе  основное внимание уделяется:

  • исследованию физических свойств нового изделия;
  • определению затрат на производство единицы изделия;
  • исследованию потребительских свойств нового товара;
  • определению возможных объемов продаж;
  • установлению возможной прибыли.

На данном этапе организуется производство небольших  партий изделий в лабораторных условиях, что позволяет провести оценку параметров, характеризующих качество изделия, определить возможные затраты на единицу товара [1].

При поставке партии изделий потенциальным покупателям  проводится оценка их потребительских  качеств. Наряду с этим анализируются спрос на изделие, возможные объемы продаж и прибыли.

  1. Разработка товара

На данном этапе еще раз проверяется конструкция данного изделия, учитываются все замечания, предложения и советы, сделанные на предыдущем этапе. На основе этого создается прототип нового товара, с его упаковкой и возможным товарным знаком, если таковой предполагается использовать. Одновременно оформляется документация для получения патента, если это фирме необходимо. Также разрабатывается система управления качеством нового товара и рассматриваются возможности ее функционирования как на этапе опытного, так и массового производства товара.

  1. Опытное производство товара и его продажа

На этом этапе  фирма основное внимание уделяет  маркетинговому исследованию нового товара. Чтобы осуществить последнее, она  предлагает его по установленной  цене на нескольких сегментах целевого рынка. Изучает отношение к нему потенциальных покупателей, анализирует их замечания и предложения. Одновременно устанавливает возможный объем продаж и предполагаемую прибыль.

Одной из основных задач данного этапа является также установление приемлемости технологии производства новых изделий.

Вся информация, собранная на данном этапе, изучается  и анализируется и на основе этого  высшему руководству фирмы представляется доклад о возможном переходе к  массовому производству новых изделий.

  1. Производство и коммерческое освоение нового товара

Данный этап является завершающим. Фирма организует массовое производство нового товара. Она разрабатывает политику его  распределения. Одновременно фирма  определяет ценовую политику и политику продвижения нового товара на рынок.

Производство  хлебобулочных изделий осуществляется в соответствии с нормативной  документацией, включающей ГОСТы, ТУ, рецептуры  изделий и технологические инструкции. В ГОСТах и ТУ сформированы основные требования, предъявляемые к качеству готовых изделий и сырью, методы анализа, правила и транспортирования и хранения.

К основному  сырью при производстве хлеба и хлебобулочных изделий относятся мука, зерновые продукты, хлебопекарные дрожжи и химические разрыхлители, соль и вода. Мука применяется следующих видов: пшеничная хлебопекарная - крупчатка, высшего, I и II сортов, обойная (ГОСТ 26574 - 85), Подольская (ТУ 8 РСФСР 11-42 - 88); пшеничная - высшего, I и II сортов, обойная (ТУ 8 РФ 11-95 - 91); пшеничная особая (ТУ 9293-012-00932169 - 96); ржаная обойная, обдирная, сеяная (ГОСТ 7045 - 90) или смесь пшеничной и ржаной муки. Дрожжи хлебопекарные прессованные должны соответствовать ГОСТ 171 - 81, соль поваренная пищевая - ГОСТ 13830 - 91 , вода питьевая - ГОСТ 2874 - 82.

К дополнительному  относится сырье, применяемое по рецептуре для обеспечения специфических органолептических и физико-химических свойств хлебобулочных изделий. Это может быть: сахар-песок (ГОСТ 21 - 94), масло подсолнечное (ГОСТ 1129 - 93), маргарин с содержанием жира не менее 82% (ГОСТ 240 - 85) и др. При производстве хлебобулочных изделий допускается замена дополнительного сырья, предусмотренного рецептурой, другими видами сырья, пищевая ценность которых практически равнозначна (в соответствии с указаниями по взаимозаменяемости сырья).

Приготовление теста опарным и безопарным способами включает следующие операции и процессы: дозирование подготовленного сырья, замес опары или теста, брожение опары и теста, обминка теста. В результате этих операций тесто приобретает свойства, необходимые для разделки и выпечки.

Внешний вид, форма, поверхность, состояние мякиша (пропеченость, промес, пористость, эластичность, свежесть), вкус и запах хлеба  из пшеничной муки должны соответствовать  требованиям ГОСТа для данного  вида изделий. Влажность пшеничного хлеба должна быть 42 - 46%, а кислотность - 2,5 - 7 град.

         Тесто для булочных изделий в основном готовят обычными для пшеничной муки способами. Технология отдельных изделий имеет некоторые особенности. Булочные изделия выпекают непосредственно на поду хлебопекарной камеры. Исключением являются сайки, которые выпекают в формах и на листах.

         Органолептические показатели булочных изделий должны соответствовать требованиям ГОСТа 27842 - 88. Влажность булочных изделий должна быть 37 - 45%, а кислотность - 2,5 - 4 град.

        Тесто для сдобных изделий готовят опарным, безопарным и ускоренным способами. Также выпекают изделия из сдобного слоеного теста, его готовят ускоренным способом с использованием химических разрыхлителей. Органолептические показатели сдобных изделий должны соответствовать требованиям ГОСТа 24557 - 89.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3  Управление ассортиментной  политики на предприятии

Основная  цель организации в области управления ассортиментом заключается в  формировании реального или прогнозируемого ассортимента максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения как можно большего числа постоянно растущих разнообразных потребностей и обеспечение более высоких темпов развития предприятия по сравнению с конкурентами [9].

Исходя из поставленной цели управление ассортиментом призвано решать следующие основные задачи [9]:

1. Создание  необходимых условий для наиболее  полного удовлетворения нужд  и потребностей покупателей. Эта  задача реализуется путем проведения  предприятием различного рода исследований, направленных, с одной стороны, на выяснение ситуации, сложившейся на рынке, а с другой стороны, на выявление мотивов, которые лежат в основе решений покупателей, связанных с приобретением товара. Решить данную задачу можно с помощью маркетингового анализа, который позволяет понять, насколько та или иная позиция перспективна с точки зрения рынка, какой спрос на нее ожидается, растет он или падает.

2. Выявление  и изучение возможных источников  поступления товаров, отвечающих  потребностям населения, проведение анализа по оценке потенциальных возможностей сотрудничества с ними.

3. Постоянный  и систематический контроль за  деятельностью конкурентов, осуществляющих  торговлю аналогичными товарами, в обслуживаемом торговой организации  регионе.

4. Обеспечение устойчивости ассортимента товаров, реализуемых предприятием. Эта задача решается путем составления вышестоящими организациями обязательных ассортиментных перечней для предприятий всех форм собственности. Устойчивость ассортимента товаров связана косвенным образом с высоким уровнем торгового обслуживания покупателей. Высокий уровень торгового обслуживания можно обеспечить за счет изучения и постоянного улучшения факторов, влияющих на процесс реализации товара.

5. Постоянный  контроль за работой по формированию и реализации конкретных групп, подгрупп и разновидностей товаров, направленный на обеспечение более полного удовлетворения спроса и получение наибольшего размера прибыли по сравнению с аналогичными предприятиями конкурентами.

Все задачи управления ассортиментом тесно взаимосвязаны между собой. Обеспечение устойчивости ассортимента товаров и создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса потребителей помогут сформировать торговый ассортимент, рассчитанный на покупателей с дифференцированным уровнем доходов. Сформированный таким образом ассортимент будет способствовать получению высоких производственно-финансовых результатов, которые предоставят предприятию возможности для улучшения своих позиций на рынке.

Процесс управления ассортиментом должен носить циклический характер. Цикличность заключается в повторяемости следующих процедур: постановка целей и задач, сбор, обработка и анализ информации, разработка и оценка вариантов решений, принятие окончательного решения и контроль за его выполнением.

Управление  ассортиментом должно базироваться на определенных принципах. К ним  относятся [8]:

- системность,  в соответствии с которой все  функции управления ассортиментом  должны рассматриваться во взаимосвязи;

- комплексность,  предполагающая учет факторов, влияющих на процесс управления ассортиментом;

- эффективность,  подразумевающая, прежде всего,  экономию на пути к созданию  конкурентоспособного ассортимента;

- гибкость  и динамизм, основными требованиями  которых являются оперативность  в реагировании на меняющуюся конъюнктуру рынка, а также экономико-политическую обстановку в стране;

- научность,  которая предполагает, что управленческие  решения относительно ассортимента  должны базироваться на объективной,  полной и достоверной информации  о состоянии и перспективах развития потребности, с одной стороны, и возможностях по ее удовлетворению, с другой стороны.

Современная ассортиментная политика предприятий  требует включения в ассортиментную модель товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла в определенном соотношении. Такой подход позволяет снизить коммерческий риск, связанный с неполучением или недополучением прибыли от реализации товаров, находящихся на начальных стадиях жизненного цикла, а также наличием в ассортименте зрелых и стареющих товаров в долгосрочном периоде времени и таким образом гарантировать предприятию относительно устойчивые объемы продаж и стабильное положение на рынке.

Информация о работе Ассортиментная политика торговой фирмы (предприятия)