Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 08:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ ассортиментной политики предприятия и разработка ассортиментной политики для предприятия ООО «Нива – К».
В соответствии с целью определена необходимость решения следующих задач:
изучить сущность ассортиментной политики и ее виды;
определить этапы разработки ассортиментной политики предприятия;
изучить управление ассортиментной политики на предприятии;
дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
провести оценку ассортиментной политики предприятия;
проанализировать механизм управления ассортиментом на предприятии;
Введение…………………………………………………………..………….…....3
1. Сущность ассортиментной политики предприятия…………………...…….5
1.1 Понятие ассортиментной политики и её виды……………………...5
1.2 Этапы разработки ассортиментной политики……………………...11
1.3 Управление ассортиментной политики на предприятии……..……16
2. Анализ ассортиментной политики предприятия ООО «Нива – К»………..19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…...19
2.2 Оценка ассортиментной политики предприятия……………………26
2.3 Управление ассортиментом на предприятии………………………..30
3. Совершенствование ассортиментной политики предприятия………….….39
3.1 Меры по совершенствованию ассортиментной политики…...…….39
Заключение………………………………………………………………….…....42
Список использованных источников………………………………….……….44
Из данных таблицы 3 можно сделать вывод, что коэффициент обновляемости продукции колеблется приблизительно на одном уровне (Коб.ср=0,61), а значит, каждый год в ассортимент реализуемой продукции добавляется и извлекается примерно одинаковое количество товаров. Следует отметить, что интенсивное изменение ассортимента реализуемой обществом продукции достигается путем торговли продуктами питания, динамика изменения разновидностей которых велика. С каждым годом появляется всё большее количество разновидностей последних. Общество же в свою очередь, стремиться сформировать наиболее эффективную структуру ассортимента, как добавляя новые виды продукции, так и исключая старые.
Наглядно, динамика обновляемости продукции за 5 лет представлена на рисунке 2. На рисунке , видно, что количество наименований реализуемой продукции и количество вновь реализуемой продукции с 2006 по 2010 год увеличилось. Коэффициент обновляемости продукции практически неизменим.
Рисунок 2 . Динамика обновляемости продукции за 5 лет
Для обеспечения рентабельности хозяйственной деятельности предприятия ООО «Нива-К» необходима разработка эффективной программы в отношении цен на основе контроля, анализа, разработки рекомендаций.
Основные обязанности начальника отдела цен и ценовой политики состоят в том, чтобы:
Как было отмечено выше, ассортимент ООО " Нива-К " на сегодняшний день состоит из следующих товарных групп:
1)хлеб;
2) хлебобулочные изделия;
3) кондитерские изделия;
4)хлеб и хлебобулочные изделия с различными добавками.
Таблица 4 - Прибыль от каждой товарной группы: за 2010 год.
Товарная группа |
Прибыль, тыс. руб. |
Прибыль, % |
Хлеб |
920,20 |
23 |
Хлебобулочные изделия |
920,26 |
23 |
Кондитерские изделия |
1040,26 |
26 |
Хлеб и хлебобулочные изделия с различными добавками |
1120,28 |
28 |
Итого |
4001 |
100 |
По данным таблицы 4, можно сделать вывод, что наибольшую прибыль принесли хлеб и хлебобулочные изделия с различными добавками, которая составила 1120,28 тыс. руб. Прибыль от хлеба- наименьшая, составляет 920,20 тыс.руб. Прибыль от каждой товарной группы можно выразить в процентах:
4001 тыс. руб. – это общая прибыль (100%)
920,20
тыс.руб.–это прибыль
Следовательно процент прибыли приходящийся на хлеб можно вычислить:
Х = (920,2*100)/4001 = 23%. Аналогично расчитываются проценты прибыли, приходящиеся на остальные товарные группы.
Проценты прибыли, приходящиеся на каждую товарную группу, отражены в таблице 5:
Таблица - Доля прибыли, приходящаяся на каждую товарную группу в динамике за 2008-2010 гг., %
Наименование секции |
2008 |
2009 |
2010 |
отклонение 2010 к 2009 (+,-) |
1.Хлеб |
30 |
28 |
23 |
-5 |
2.Хлебобулочные изделия |
28 |
24 |
23 |
-1 |
3.Кондитерские изделия |
27 |
25 |
26 |
+1 |
4.Хлеб и хлебобулочные изделия с различными добавками |
15 |
23 |
28 |
+5 |
По данным таблицы 5 можно сделать вывод, что в 2010г на долю хлеба и хлебобулочных изделий с различными добавками приходится 28% всей прибыли, это на 5% больше чем в 2009г, и является теперь самой прибыльной товарной группой, так как эта товарная группа является очень перспективной на хлебном рынке. Увеличение ассортимента хлеба произошло за счет добавления в его рецептуру специальных полезных компонентов. Снижение доли прибыли хлеба и хлебобулочных изделий произошло из–за перераспределения спроса на новые полезные продукты.
Вследствие этого фирма уделила внимание расширению ассортимента хлеба и хлебобулочных изделий с различными добавками. Цены данных ассортиментных групп ориентированы на средний сегмент рынка, а, следовательно, присутствует сбалансированность предложения и спроса.
Ассортимент товаров обладает достаточно высокой обновляемостью, удовлетворяющий спрос широтой и глубиной ассортимента.
2.3. Управление ассортиментом на предприятии
Управление ассортиментом — это прежде всего правильный выбор: ассортимента, объёма и цены. Выбрав правильно все три аспекта, можно существенно повысить эффективность деятельности предприятия.
Задача управления ассортиментом лежит на стыке экономического и маркетингового анализа. Маркетинговый анализ позволяет понять, насколько та или иная позиция перспективна с точки зрения рынка, какой спрос на нее ожидается, растет он или падает. Экономический анализ позволяет оценить, насколько та или иная позиция выгодна самой компании. При сопоставлении результатов двух анализов мы и получаем оптимальный ассортимент — и выгодный, и востребованный рынком.
Работа по оптимизации ассортимента начинается с маркетингового анализа. Маркетинговый анализ представляет собой сбор, изучение и анализ информации о рынке. Информация о рынке подразумевает общее состояние и тенденции развития отрасли, расклад сил по компаниям-конкурентам, изменения в потребительских предпочтениях и ожиданиях.
Маркетинговый анализ представлен в таблице 6:
Таблица 6 – Маркетинговый анализ рынка
Показатели оценки |
Х-ка показателей |
Оценка |
1.Общий спрос |
Растёт :
|
отлично |
2.Спрос внутри отрасли |
|
Увеличение производства обычного хлеба. Расширение ассортимента хлеба и х/б изделий с различными добавками |
3.Уровень цен |
|
Цены ориентированы на средний сегмент рынка |
Преимущества компании ООО «Нива – К» и производимых ею товаров, определяются наличием квалификационного разделения труда, что способствует рациональному использованию квалифицированных кадров, улучшению качества и быстрому производству продукции. Торговля товарами осуществляется различными способами: оптовая, розничная, мелкооптовая- это даёт возможность широко распространять продукцию и делать её популярной. Высокие цены дают преимущество перед конкурентами, повышение спроса и прибыли способствуют устойчивости и сбалансированности.
Таким образом, можно сделать вывод, что наибольшим спросом у покупателей пользуется хлеб и хлебобулочные изделия с различными добавками, так как дополнительно они несут еще и оздоровительные свойства.
Приморское УФАС России провели
мониторинг цен на продукты питания. По
данным исследования средние цены производителей
на пшеничный хлеб и хлеб ржаной повысились
на 1% и составили соответственно 39,6 руб.
и 47,5руб. за 1 кг. По оценкам участников
рынка в ближайшее время ожидается— стагнация
розничных цен на хлеб с возможным последующим
их снижением в связи с
наблюдающимся падением цен на сырьё.
Выбор поставщика ООО " Нива-К " производит с использованием бально-рейтенговой оценки, по показателям, которые определяют предпочтительность поставщиков:
Результаты анализа фирм – поставщиков сведены в таблицу 6:
Таблица 6 - Выбор поставщиков
Критерии |
АО «А и М продукция» |
АО «Мукомол» |
ООО «Мекар» |
АО «Ариель» |
репутация и имидж; |
Высокие |
Высокие |
Высокие |
Средние |
надежность |
Высокая |
Средняя |
Высокая |
Неизвестно |
качество продукции, соответствие его прогрессивным стандартам |
Среднее |
Среднее |
Высокое |
Среднее |
возможный объем поставки |
Любой |
Любой |
Любой |
Дюбой |
соблюдение сроков, графиков поставки |
Точно |
Средне |
Точно |
Точно |
уровень цены |
Средние |
Низкие |
Высокие |
Средние |
условия поставки и формы расчетов |
По требованию, Предоплата, бартер |
Любые |
Любые |
По требованию, Предоплата |
взаимоотношение с заказчиками |
Долговременные |
Формальные |
Доверительные |
Долговременные |
дополнительные услуги |
Осуществляем взаиморасчеты по бартерным операциям, ценным бумагам, зачетам по электроэнергии, налоговым освобождениям, железным дорогам и др. |
оплата по факту и длительные отсрочки по платежам |
Комплектация сложных заказов и поставка заказчику по графику. Доставка авто и железнодорожным транспортом с предоставлением таможенных услуг |
Возможен расчет ценными бумагами, векселями, товарообмен и проведение взаиморасчетов. |
По данным таблицы 6 производится анализ поставщиков:
Таким образом, можно сделать вывод о наиболее выгодном сотрудничестве с АО «А и М продукция», так как она обладает оптимальным сочетанием: цена – качество – репутация – услуги – сервис.
Стратегия выбора поставщика предполагает анализ альтернативных вариантов сотрудничества на базе выработки основных показателей оценки деятельности поставщика.
Существуют некоторые общие требования к поставщикам:
Поставщики могут меняться в зависимости от общей экономической ситуации, конъюнктуры рынка. Так, на этапе экономического подъема требования к поставщикам могут ужесточаться, и, наоборот, смягчаться в период спада или ограниченности ресурсов (дефицитное снабжение).
Выбор поставщиков — задача сложная и ответственная, поскольку от них во многом зависит ритмичность производства, а, в конечном счете, — рентабельность и репутация фирмы перед клиентами, потребителями ее продукции. Менять поставщика — процедура болезненная с непредсказуемыми последствиями. Если все же связи нарушаются или поставщик оказывается несостоятельным, то следует обратиться к выбору нового поставщика. Однако этот шаг должен быть тщательно взвешенным. К новому поставщику следует сразу предъявлять повышенные требования. Считается, что лишиться поставщика легко, труднее найти нового.
Информация о работе Ассортиментная политика торговой фирмы (предприятия)