Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 01:51, реферат
Внешний вид продукта — это первое, на что обращает внимание покупатель, неправильное применение отбеливателя (в случае отсутствия инструкций или недостаточно точных указаний) не только снижает эффективность действия, но и может испортить изделие. В-третьих, любой продукт, присутствующий на рынке, обязан удовлетворять требованиям соответствующего ГОСТа.
Особенностью используемого подхода является то, что в дипломной работе рассматривается не столько проблема восприятия цены как показателя качества со стороны потребителей, сколько то, насколько обоснованно такое восприятие. То есть целесообразно ли потребителям соотносить розничную цену как характеристику низкого или высокого качества товара. Схожие по цели исследования проводились в более широком масштабе П.Рисцем, Э. Герстнером, Дж. Спроулсом, однако в их основу были положены несколько иные принципы и модели.
В частности, в дипломной работе не только анализировалась корреляционная связь цены и качества товара, но, основываясь на внутренних атрибутах отбеливателей, в наибольшей степени определяющих «объективное качество», были построены и оценены множественные регрессионные модели.
P = а0
+(а1
х1) + (а2
х2
) +…+ (аn
хn)
+
|
где Р- цена товара, руб.;
хi - i-й качественный параметр;
- остаточная компонента;
ai - коэффициент при i-м качественном параметре.
Так, для рынка отбеливателей рассматриваемая модель может быть представлена в виде уравнения множественной регрессии
P = 286,1 + (1,71 х1
) + (29 х2 )
где Р- цена товара, руб.;
х1- объем упаковки;
х2 – содержание отбеливающих веществ.
После проведения маркетинговых исследований представленных в дипломной работе п. 2.3 были выявлены три лидера на рынке отбеливателей, которые будут взяты за основу при определении корреляционной связи параметров «Цена- Качество».
Таблица № - Оценка качественных параметров отбеливателей (балл)
|
Объем упаковки, мл |
Содержание отбеливающих веществ |
Внешний вид |
Упаковка |
Срок хранения, месяц |
Доступность маркировки |
Средняя цена, руб |
Средняя цена за 100 мл, руб. |
«Босс-плюс max» пятновыводитель |
600 |
1 |
7 |
5 |
10 |
5 |
77-50 |
12,90 |
«ACE» пятновыводитель |
500 |
2 |
7 |
5 |
10 |
9 |
73,50 |
14,70 |
«Vanish – Oxi -Action» пятновыводитель |
500 |
2 |
7 |
6 |
10 |
9 |
238,50 |
95,40 |
Шкала оценок качественных параметров отбеливателей производилась по десяти балльной системе, соответственно, если показатель полностью соответствует параметрам он заслуживает 10 баллов, если соответствует не в полной мере то 9 баллов. То есть шкала оценки качественных параметров представлена от наибольшего – полное соответствие (10 баллов), к наименьшему 1 балл – полное не соответствие.
Выбор такого типа моделей был обусловлен тем, что достаточно трудно оценить качество отбеливателей некой единой оценкой, качество формируется под влиянием множества факторов, а соответственно применение однофакторных линейных моделей взаимосвязи цены и качества не обоснованно. При этом включение качественных параметров (хi) в модель осуществлялось в зависимости от показателей надежности (критериев Стьюдента, Фишера).
Это позволило помимо прочего определить справедливость выделения взаимосвязи «цена—качество» на рынке отбеливателей, проранжировать качественные параметры исходя из их влияния на цену, определить те внутренние параметры, которые в наибольшей степени влияют на цену и, наоборот, выявить те из них, которые не учтены при формировании цен. Таким образом, в дипломной работе ставилась задача определить, насколько производители отбеливателей учитывают качественные параметры и потребительские свойства при формировании цен, и соответственно сделать вывод о необходимости такого учета. Интерес к такой постановке проблемы обусловлен также и целесообразностью проверки указанных гипотез применительно к рынку города Благовещенска, и особенностью формирования цен исходя из затратного метода, принятого за основу производителями отбеливателей.
Для доказательства второй гипотезы будут ниже рассчитаны размеры колебаний розничных цен на различных рынках отбеливателей, и в случае, если будет наблюдаться ухудшение качества указанной выше модели при увеличении размера вариабельности розничных цен, это будет свидетельствовать о том, что уровень розничных цен вносит дополнительные погрешности в соотношение «цена—качество».
Параметры, по которым оценивалось качество отбеливателей: внешний вид и упаковка; запах; срок хранения; информация на упаковке; содержание отбеливающих веществ; наличие химических добавок. Кроме того, была проанализирована зависимость цены от объема одной упаковки. Полученные данные отображены в таблице.
Таблица № - Оценка корреляционной связи цены и качественных параметров отбеливателей.
Оцениваемые параметры |
Внешний вид и упаковка |
Запах |
Срок хранения |
Информация на упаковке |
Содержание отбеливающих вещ-в |
Наличие химических добавок |
Внешний вид и упаковка |
1 |
|||||
Запах |
0,749559 |
1 |
||||
Срок хранения |
– 0,54334 |
– 0,88574 |
1 |
|||
Информация на упаковке |
0,660727 |
0,478221 |
– 0,4559 |
1 |
||
Содержание отбеливающих веществ |
– 0,00291 |
–0,10616 |
0,309367 |
–0,09358 |
1 |
|
Наличие химических добавок |
0,622297 |
0,506827 |
– 0,56218 |
0,350529 |
0,3978 |
1 |
Анализируя представленные результаты, можно увидеть некоторые особенности: первая - цена в наибольшей степени зависит от объема упаковки, причем эта зависимость имеет обратный характер, т.е. увеличение упаковки вызывает снижение цен. Это объясняется двумя причинами: во-первых, экономией издержек на производство упаковки, цена которой, как это уже отмечалось ранее, является достаточно высокой, а во-вторых, стратегией большинства производителей отбеливателей, стимулирующих таким образом приобретение больших объемов товара.
Вторая - высокая зависимость розничной цены от запаха, а также внешнего вида и упаковки. При этом зависимость имеет также обратный характер. Однако, рассмотрев зависимость указанных показателей от срока хранения, можно также заметить их высокую обратную зависимость. Увеличение сроков хранения отбеливателей достигается в первую очередь за счет добавления различных химических веществ, что приводит не только к увеличению цены, но и к некоторому ухудшению отбеливающих свойств. Особенно это характерно для импортных отбеливателей, что обусловлено во многом необходимостью их транспортировки и соответственно длительных сроков хранения.
Третья - высокое положительное влияние на цену отбеливателей оказывают содержание отбеливающих веществ, что обусловлено увеличением затрат на производство.
В целом предварительный анализ корреляционных связей между розничными ценами и показателями качества товаров показал значимость их включения в предложенную модель.
Поэтапно включая качественные параметры в модель, можно обнаружить, что при анализе взаимосвязи «цена—качество», определяемой по показателю розничной цены в расчете на 100 мл, значимые результаты могут быть получены только в случае включения в модель множественной регрессии лишь двух из указанных выше факторов: объема упаковки и содержания отбеливающих веществ. Проанализировав показатели множественной статистики можно сделать следующий вывод.
Значение F-критерия (8,39) выше табличного, а его значимость ниже 5 % (0,7% < 5%), при этом t - статистика, определяемая по критерию Стьюдента, для обоих параметров также значима, выше табличных значений (– 3,05, 2,21), а P - значения соответственно ниже 0,05. Это означает, что оба параметра не имеют нулевых значений, а соответственно отвергается нулевая гипотеза о несостоятельности модели.
В то же время среди всех параметров, выбранных для оценки качества, именно объем упаковки и содержание отбеливающих веществ в наибольшей степени связаны с необходимостью дополнительных затрат на производство. Включение остальных параметров оценки качества в модель оказалось невозможным в силу несостоятельности результатов и соответственно невозможности отвергнуть нулевую гипотезу.
Анализируя представленные результаты оценки взаимосвязи «цена—качество» на рынке отбеливателей, можно сделать следующие выводы:
Первый - в представленном виде модель множественной линейной регрессии является в достаточной степени значимой. Однако она показывает, что существует реальная взаимосвязь только между розничной ценой и, с одной стороны, объемом упаковки, который нельзя рассматривать непосредственно как показатель качества товара, а с другой — содержанием отбеливающих веществ.
Второй - невозможность учета в соотношении «цена—качество» таких параметров, как запах, внешний вид, а также наличие химических веществ и сроки годности, обусловливается тем, что по результатам обработки выборки, в том числе и скорректированной с учетом одинаковых объемов упаковки, невозможно опровергнуть гипотезу об их нулевом влиянии на розничную цену.
Третий - в целом анализ рынка отбеливателей, проведенный по модели множественной регрессии, позволяет утверждать, что на данном рынке нет сколько-нибудь четко прослеживаемой взаимосвязи «цена—качество», а единственным параметром качества, существенно влияющим на цену, является содержание отбеливающих веществ.
Таким образом, для рынка отбеливателей необходимо отвергнуть выдвинутую первую гипотезу и соответственно можно утверждать, что на данном рынке взаимосвязь «розничная цена—качество товара» не прослеживается.
Соответственно только на некоторых рынках розничная цена товаров зависит от их качества и потребительских свойств, и более высокие цены означают более высокое качество товара.
Вывод первый. Учитывая современные особенности формирования цен в городе Благовещенске, потребитель не может ориентироваться на розничную цену товара как на показатель качества.
Вывод второй. Учитывая современные особенности формирования отпускных цен в городе Благовещенске, производственным и торговым предприятиям не целесообразно использовать методы ценообразования, основанные на качестве товаров, так как потребитель не может при прочих равных условиях ориентироваться на цену как показатель качества товаров.
Вывод третий. Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что многие предприятия — производители товаров не заинтересованы в улучшении качества, если оно приводит к росту отпускных цен, так как такое увеличение цен не будет соотноситься с возросшим качеством товара. Это происходит по причине недостаточной конкуренции со стороны иностранных (в первую очередь российских) производителей и активных действий государства по защите отечественного производителя.
Оценку справедливости гипотезы 2, согласно которой розничная цена в меньшей степени зависит от качества и потребительских свойств, нежели отпускная цена товара, проводится следующим образом. Оценивается среднеквадратические отклонения розничных цен отбеливателей, после чего необходимо проранжировать полученные результаты и сопоставить их с результатами построения регрессионных моделей «цена—качество».
Для оценки колебаний розничных цен мы используется следующее: первое - оценку среднеквадратического отклонения необходимо проводить по каждому анализируемому отбеливателю в отдельности, чтобы не допустить влияния на результаты разброса цен на разные наименования. Полученная информация позволит судить о размере колебаний розничных цен на каждое наименование. Средний же размер таких колебаний для каждого рынка товара находится определением арифметической средней полученных среднеквадратических отклонений.
Второе - для уточнения полученных результатов используется оценка среднеквадратического отклонения по каждому наименованию товара в пределах каждого анализируемого промежутка времени. После чего необходимо найти простую среднюю арифметическую полученных величин и определить средний размер среднеквадратического отклонения в пределах одного наименования отбеливателя с учетом динамики отпускных цен. Такой подход позволит предотвратить влияние на конечные результаты динамики отпускных цен предприятий производителей.
По результатам исследований составлена таблица.
Таблица № - Среднеквадратические отклонения розничных цен на отбеливатели
Наименование отбеливателя |
Среднее значение среднеквадратического отклонения розничных цен |
Среднее значение среднеквадратического отклонения розничных цен с учетом динамики отпускных цен |
«Босс-плюс max» пятновыводитель |
7,798 |
3,896 |
«Сарма» отбеливатель |
4,5126 |
4,056 |
«ACE» пятновыводитель |
7,84 |
7,174 |
«Vanish – Oxi -Action» пятновыводитель |
5,477 |
5,13 |
Необходимо проранжировать полученные результаты и присвоить им ранги (от 0 до 3) по мере уменьшения показателя средней величины среднеквадратического отклонения. При этом необходимо отметить, что высокое значение этого показателя для пятновыводителя «Босс плюс max» обусловлено значительной динамикой отпускных цен за анализируемый период, что подтверждается тем, что после устранения влияния динамики отпускных цен, среднее значение среднеквадратического отклонения снизилось почти в два раза. Так как для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы 2 необходимо учесть только различия между розничными и отпускными ценами, а соответственно оценить только отклонения розничных цен, вызванных разными подходами к ценообразованию торговых субъектов, то необходимо абстрагироваться от влияния изменений собственно отпускных цен. Таким образом, для построения матрицы рангов необходимо воспользоваться данными столбца 3 таблицы.