Конкурентоспособность и качество продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью повышения качества и конкурентоспособности продукции, которое имеет большое значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа предприятия. Объектом исследования в курсовой работе является филиал Новогрудский хлебозавод, который осуществляет производство хлеба, булочных, сухарных и кондитерских изделий.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью и качеством продукции
1.1 Управление качеством продукции
1.2 Управление конкурентоспособностью продукции
2. Анализ управления конкурентоспособностью и качеством продукции в филиале Новогрудский хлебозавод
2.1 Общая характеристика филиала Новогрудский хлебозавод
2.2 Система управления качеством продукции
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции
3. Направления совершенствования управления конкурентоспособностью и качеством продукции в филиале Новогрудский хлебозавод
3.1 Анализ резервов увеличения выпуска продукции, улучшения ее качества и повышения конкурентоспособности
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая - конкурентоспособностью и качеством продукции.docx

— 223.87 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Теоретические  аспекты управления конкурентоспособностью  и качеством продукции

1.1 Управление  качеством продукции

1.2 Управление  конкурентоспособностью продукции

2. Анализ управления конкурентоспособностью и качеством продукции в филиале Новогрудский хлебозавод

2.1 Общая характеристика филиала Новогрудский хлебозавод

2.2 Система управления качеством продукции

2.3 Анализ конкурентоспособности продукции

3. Направления совершенствования управления конкурентоспособностью и качеством продукции в филиале Новогрудский хлебозавод

3.1 Анализ резервов увеличения выпуска продукции, улучшения ее качества и повышения конкурентоспособности

3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий

Выводы  и предложения

Список  использованной литературы

Приложения

 

Введение

 

Рыночная  экономика предъявляет особые требования к качеству выпускаемой продукции, поскольку оно обеспечивает ее конкурентоспособность. Значение повышения качества продукции  для экономики предприятия заключается  в том, что оно позитивно сказывается  на эффективности использования  производственных ресурсов, эффективности  функционирования предприятия, а также  адаптивности предприятия к изменяющимся условиям внешней экономической  среды, активизирует процесс поиска и внедрения инноваций в производство.

В современных  условиях механизм обеспечения высокого качества продукции должен органично  вписываться в новый общий  механизм хозяйствования, основываться преимущественно на экономических  методах управления, на повышении  роли человеческого фактора, демократизации управления и общественной жизни, развитии товарно-денежных отношений, применении экономических рычагов и стимулов. В этом свете большое значение приобретает повышение уровня подготовки специалистов в области управления экономическими процессами, и прежде всего менеджеров, призванных глубоко  анализировать сложившиеся процессы управления качеством промышленной продукции, выявлять «узкие места», предлагать мероприятия, направленные на повышение  качества технологических процессов, рост объемов выпускаемой продукции  высокого качества при снижении затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Проблема  конкурентоспособности предприятий  и товаров также актуальна  для Республики Беларусь. В условиях жесточайшей конкуренции, которыми характеризуется любая рыночная экономика, выжить может только тот  субъект хозяйствования, который  сможет быстрее приспособиться к  быстрым изменениям в экономической  среде. Для этого необходимо четкое знание принципов и основ функционирования рыночной экономики, полная информация о последних изменениях в законодательстве, а значит не обойтись без четкой государственной программы содействия развитию различных форм предпринимательства. Конечно, такие программы весьма тяжелы для государственного бюджета и не всегда есть возможность финансировать отдельные сферы приложения интересов государства.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью повышения качества и конкурентоспособности  продукции, которое имеет большое  значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики  в целом. Выпуск качественных изделий  способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту  престижа предприятия.

Объектом  исследования в курсовой работе является филиал Новогрудский хлебозавод, который  осуществляет производство хлеба, булочных, сухарных и кондитерских изделий.

Целью курсовой работы является разработка направлений  совершенствования управления конкурентоспособностью и качеством продукции в филиале  Новогрудский хлебозавод.

Для достижения поставленной в курсовой работе цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть теоретические аспекты управления конкурентоспособностью и качеством продукции на предприятии;

- провести анализ управления конкурентоспособностью и качеством продукции в филиале Новогрудский хлебозавод;

- предложить направления совершенствования управления конкурентоспособностью и качеством продукции в филиале Новогрудский хлебозавод и дать оценку экономической эффективности предложенным мероприятиям.

В работе использованы как общие методы научного исследования, в том числе системный  и диалектический методы познания, так и частно-научные приемы (формально-логический, аналитический, статистический).

Основным  источником практического материала, использованного при написании курсовой работы, являются статистические данные, отчетные данные предприятия, плановые расчеты.

Для написания  курсовой работы были использованы учебники белорусских и российских авторов, материалы периодической печати. В качестве учебных пособий использовались издания, особое внимание в которых  уделено качеству и конкурентоспособности  продукции предприятия, такие как, Гончарова В. И. «Менеджмент» и Качалина Л.Н. «Конкурентоспособный менеджмент», учебно-методический комплекс Головачева А. С. «Экономика предприятия», учебное пособие Новицкого Н. И., Олексюка В. Н. «Управление качеством продукции».

 

 

 

1. Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью и качеством продукции

 

1.1 Управление качеством продукции

 

С термином «качество продукции» неразрывно связано  такое понятие как управление качеством продукции, под которым  понимается деятельность, осуществляемая при создании и эксплуатации или  потреблении продукции, в целях  установления, обеспечения и поддержания  необходимого уровня ее качества. Управление качеством не всегда означает обеспечение  его совершенства, так как ориентировано  на уровень качества, предполагаемый рынком [14, с. 50].

Современный подход к управлению качеством отличает его нацеленность на постоянное совершенствование  процессов и результатов труда  во всех подразделениях предприятия. Отличительными элементами этого подхода являются ориентация управления на контроль качества процессов и предотвращение возможности  дефектов (вместо контроля качества продукции), полное возложение ответственности  за качество результатов труда на непосредственных исполнителей, а также  активное использование человеческого  фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих путем мотивации  их труда. Важным элементом управления качеством служат также детальное  исследование и анализ возникающих  проблем обеспечения качества на всех этапах разработки, производства и эксплуатации продукции по принципу восходящего потока, то есть от последующей  операции этого процесса к предыдущей.

Как всякое управление, управление качеством продукции  представляет процесс, осуществляемый поэтапно, в том числе:

- разработка плана повышения качества, включая разработку новых требований к качеству продукции и мероприятия, обеспечивающие создание новой продукции с желаемыми (проектируемыми) свойствами;

- оценка соответствия свойств изготовляемой продукции требованиям, которые были предусмотрены в плане;

- принятие необходимых мер воздействия на процесс создания ценности (качества) продукции в тех случаях, когда не удалось обеспечить соответствие;

- изучение условий эксплуатации (иди потребления продукции) с целью определения направлений дальнейшего повышения качества продукции [4, с. 440].

В мировой  практике сегодня выделяют 4 уровня деятельности, направленной на достижение гарантированного качества продукции:

1. Управление качеством (quality control) как деятельность оперативного характера для выполнения установленных требований по качеству.

2. Обеспечение качества (quality assurance) как деятельность, направленная на достижение уверенности в том, что требования по качеству будут выполнены как внутри предприятия, так и вне его - у потребителя, в том числе в процессе всех видов деятельности, соответствующих модели «петля качества».

3. Общее руководство качеством (quality management) включает деятельность по управлению качеством и его обеспечением, а также предусматривает разработку и реализацию политики предприятия в области качества. Осуществляется такая деятельность через функционирование системы качества (системы обеспечения качества).

4. Всеобщее управление качеством (total quality management) подразумевает долговременную стратегию общего руководства и управления предприятием, направленную на обеспечение качества и эффективной деятельности предприятия с участием в этом процессе всех заинтересованных лиц - сотрудников предприятия и его партнеров, потребителей и общества в целом [11, с. 126].

Анализ  особенностей деятельности на выделенных уровнях позволяет сделать следующие выводы. Первые три уровня применимы как к предприятию в целом, так и к его подразделениям, всеобщее управление качеством (четвертый уровень) - только к предприятию в целом. Уровни деятельности, начиная с обеспечения качества, затрагивают общие вопросы управления и относятся к сфере менеджмента. При этом обеспечение качества становится одним из базовых элементов менеджмента, делая его эффективным.

Процесс управления качеством включает основные направления деятельности в области  качества и осуществляется путем  реализации управленческих функций. В  состав функций входит: планирование, организация, мотивация и контроль обеспечения качества продукции, производственных (технологических) процессов и работы предприятия в целом. Эти функции  тесно связаны между собой, и  их последовательная реализация в рамках основных направлений деятельности предприятия по качеству охватывает все этапы исследований, разработки, производства и эксплуатации продукции. Этот процесс может быть представлен  в виде обобщенной модели основных направлений деятельности в области  качества и «петли качества».

Понятие петли качества является центральным  в организации всей деятельности предприятия по качеству, что нашло  отражение в международных стандартах ИСО 9000. Игнорирование или недостаточное  внимание к качеству на любом из этапов петли качества неминуемо  приводит к потере конкурентоспособности  выпускаемой продукции и предприятия  в целом. Характерной особенностью приведенной модели является то, что  деятельность по управлению качеством  начинается с маркетинга (исследования рынка) и, пройдя все этапы жизненного цикла продукции, приходит к оценке результата и новому циклу работ, начинающемуся также с маркетинга, но уже с учетом возможного изменения  требований рынка (предпочтений и пожеланий  покупателей). Следовательно, главным  в обеспечении качества, определяющего  эффективную работу предприятия, является правильный выбор направления его деятельности и позиции на мировом рынке, а также принятие необходимых мер, чтобы его продукция оставалась конкурентоспособной как можно более длительное время.

Возвращаясь к направлениям деятельности предприятия  в области качества следует рассмотреть  их специфические особенности, имея ввиду, что эта деятельность носит  интегрированный характер и в  сущности может рассматриваться  как основные функциональные элементы (подсистемы) управления качеством.

Планирование качества предусматривает определение целей  и требований к качеству, а также  обоснованный выбор конкретной модели системы качества на предприятии. Планирование включает: идентификацию и оценку качества с учетом требований покупателей (в том числе прогнозируемых), формулирование целей и нормативных  требований к необходимому качеству продукции и процессов, а также  разработку программы качества, конкретных мероприятий по его улучшению  и внедрение (совершенствование) конкретной модели системы качества на предприятии.

Управление  качеством охватывает все виды деятельности и методы оперативного характера, направленные на выполнение требований к качеству и реализацию планов его совершенствования. Управление качеством предусматривает  контроль качества (на соответствие стандартам и установленным показателям  качества), выявление отклонений и  разработку мероприятий по их устранению и недопущению повторных отклонений и дефектов, а также организацию  и контроль их реализации [4, с. 443].

Обеспечение качества охватывает и включает в  себя все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в  рамках системы качества на предприятии, которые проводятся для создания и подтверждения достаточной  уверенности как внутри предприятия, так и во внешней среде, что  выпускаемая продукция или услуги, а также производственные и иные технологические процессы удовлетворяют  всем сформулированным требованиям к качеству. Основное назначение процедур обеспечения качества заключается в своевременном предупреждении возникновения возможных отклонений и дефектов от установленных требований.

Улучшение качества представляет деятельность предприятия, включающую все виды конкретных действий (мероприятий), непосредственно влияющих или способствующих повышению его  эффективности и результативности, с целью получения выгоды для  него и покупателей. Эта деятельность направлена на достижение постоянного  и непрерывного улучшения качества продукции и всей деятельности предприятия  для получения результатов, лучших по сравнению с достигнутыми, что  в конечном итоге принесет пользу потребителям, предприятию и его  сотрудникам, а также обществу в  целом.

При рассмотрении направлений деятельности и функций  управления качеством следует иметь  в виду, что в международном  стандарте по терминологии (ИСО 8402) особо выделены два аспекта управления качеством: «общее» руководство  качеством (quality management) и управление качеством как оперативная деятельность (quality control). При этом к «общему» руководству качеством принято относить планирование качества с учетом определенной направленности деятельности по его обеспечению, организацию работы по достижению целей системы управления качеством, обучение и мотивацию персонала, принятие необходимых стратегических решений по достижению качества, требуемого потребителем, и взаимодействие с внешней средой. Контроль достижения установленного уровня и плана работ по обеспечению качества, информация об уровне качества производства и обслуживания продукции, разработка мероприятий и принятие оперативных решений по их реализации обычно относят к «оперативному» управлению качеством.

Информация о работе Конкурентоспособность и качество продукции