Конкурентоспособность и качество продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью повышения качества и конкурентоспособности продукции, которое имеет большое значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа предприятия. Объектом исследования в курсовой работе является филиал Новогрудский хлебозавод, который осуществляет производство хлеба, булочных, сухарных и кондитерских изделий.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью и качеством продукции
1.1 Управление качеством продукции
1.2 Управление конкурентоспособностью продукции
2. Анализ управления конкурентоспособностью и качеством продукции в филиале Новогрудский хлебозавод
2.1 Общая характеристика филиала Новогрудский хлебозавод
2.2 Система управления качеством продукции
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции
3. Направления совершенствования управления конкурентоспособностью и качеством продукции в филиале Новогрудский хлебозавод
3.1 Анализ резервов увеличения выпуска продукции, улучшения ее качества и повышения конкурентоспособности
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая - конкурентоспособностью и качеством продукции.docx

— 223.87 Кб (Скачать файл)

 

Директор  филиала Новогрудский хлебозавод

Заместители директора по направлениям деятельности

Начальник отдела управления качеством

Начальник отдела технического контроля

 

Аудиторы

Отделы и подразделения предприятия

Группа сопровождения СМК

Группа инспекторов

Отдел технического контроля

Определение области улучшения  качества

Обеспечение качества

Управление качеством

Оценка качества

административное руководство

методическое руководство

информационная связь

Рис. 3.2. Предлагаемая органиграмма управления качеством продукции филиала Новогрудский хлебозавод

 

Как видно  из органиграммы, все подразделения  предприятия задействованы в  управлении качеством в рамках осуществляемых процессов. В то же время особая роль отводится отделу управления качеством  и группе аудиторов. Информация, поступающая  от внутренних аудиторов в ОУК  обрабатывается и предоставляется  высшему руководству для анализа, который служит основой для постоянного  улучшения.

Следует отметить, что значительно упрощена структура отдела управления качеством, планируется оставить только 8 чел., в том числе: в отделе управления качеством (ОУК) - 2 чел., ОТК - 2 чел., отделе главного метролога (ОГМетр) - 2 чел., центральной  лаборатории (ЦЛ) - 2 чел. Дело в том, что создание действенной системы менеджмента качества должно обеспечить автономное функционирование всех процессов, а, следовательно, отпадает необходимость в увеличении штата работников данного подразделения.

С целью  сведения к минимуму отрицательных  моментов, сказывающихся на качестве и конкурентоспособности продукции, выпускаемой филиалом Новогрудский хлебозавод, предлагается осуществить  следующие действия в рамках обеспечения  требований МС ИСО 9000 по качеству продукции.

1) оценка удовлетворенности потребителей.

Одной из особенностей стандарта ИСО 9001 версии 2000 года является его ориентация на повышение удовлетворенности потребителей, то есть на предприятии должен осуществляться мониторинг информации, касающейся восприятия потребителем степени соответствия выпускаемой продукции его требованиям; должны быть определены критерии и  методы для оценки степени удовлетворенности  потребителей, измеряемые показатели степени удовлетворенности потребителей, а также порядок их сбора, обработки  и использования.

Предлагается  следующая методика оценка степени  удовлетворенности потребителей: расчет индекса удовлетворенности потребителей производить комплексным методом. В качестве показателей учитывать: результаты анкетирования в магазине филиала Новогрудский хлебозавод; выполнение требований потребителей по свойствам  и вкусовым качествам продукции.

В анкете потребителю необходимо предложить дать свою оценку по показателям, характеризующим  органолептические достоинства  продукции филиала, а также уровень  качества. Оценку производить по 5-бальной  шкале, как по значимости каждого  показателя, так и по степени удовлетворенности.

2) обеспечение качества основного и вспомогательного сырья, материалов. Должно осуществляться тесное взаимодействие практически со всеми предприятиями-поставщиками сырья. Необходимо: пересмотреть нормы расхода в сторону уменьшения упаковочных материалов на хлебобулочные изделия; совершенствование систем качества, действующих на предприятиях-партнерах поставщиках и потребителях.

3) обеспечение качества в процессе производства.

С целью  сокращения потерь от брака и снижения уровня дефектности готовой продукции  целесообразно осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала:

- при мониторинге процесса следует использовать статистические методы оценки и регулирования технологического процесса, а именно: статистическое управление процессом с помощью контрольных Х/R карт (включая оценку возможности технологического процесса), анализ качества продукции с использованием диаграмм Парето.

Качество  выпускаемой продукции напрямую зависит от метрологического обеспечения  производства, поэтому в данном направлении  следует осуществить следующие  действия: восполнить недостаток метрологического оборудования; для обеспечения единства измерений провести государственную поверку средств измерений и контроля; обучить поверителей в институте повышения квалификации для проведения поверок в аттестованной органом Госстандарта РБ (БелГИМ) поверочной лаборатории филиала Новогрудский хлебозавод.

4) разработка новых видов хлебобулочных изделий.

5) учет и анализ затрат, связанных с качеством.

Учет  затрат на качество целесообразно осуществлять по следующим направлениям: затраты на предупреждение несоответствий (определяются расчетным методом на основании планов мероприятий); затраты на контроль и подтверждение соответствия продукции (определяются расчетным методом и прямым счетом в соответствии с требованиями технологического процесса и планами мероприятий по улучшению качества); затраты, связанные с выпуском несоответствующей продукции (определяются путем прямого учета и отражаются в соответствующих статьях себестоимости).

Анализ  затрат на качество должен включать в  себя определение эффективности  функционирования системы качества и позволять руководству предприятия  решать следующие задачи: определение сфер производственного процесса, в которые должны быть направлены дополнительные средства для разработки и реализации мероприятий по улучшению качества; определения ущерба предприятия, обусловленного выпуском продукции низкого качества; установление оптимального соотношения между затратами на обеспечение качества и достигаемым уровнем качества.

Для улучшения  качества выпускаемой продукции  филиалом Новогрудский хлебозавод было предложено осуществление комплекса  мероприятий, которые можно подразделить по следующим ключевым направлениям: совершенствование системы менеджмента  качества; удовлетворение требований потребителей; повышение технического уровня продукции; исключение несоответствий, выявленных в производстве хлебобулочной продукции и эксплуатации оборудования; повышение качества закупаемого сырья для производства; совершенствование организации и управления производством; учет и анализ затрат, связанных с качеством.

 

3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий

 

Учитывая  масштабы производства филиала Новогрудский хлебозавод и номенклатуру выпускаемой  продукции, дать комплексную оценку эффективности всех мероприятий  достаточно сложно в рамках данной курсовой работы.

Проведем  расчет экономической эффективности  совершенствования системы управления качеством в филиале Новогрудский хлебозавод в результате проведения обучения трех специалистов предприятия  по программе «Внутренний аудит системы менеджмента качества».

Организация и проведение технического контроля качества - одни из составных элементов  системы управления качеством на стадиях производства и реализации продукции. Технический контроль - это  проверка соответствия продукции или  процесса, от которого зависит качество продукции, установленным стандартам или техническим требованиям. Технический  контроль является неотъемлемой частью производственного процесса. Контроль за правильным использованием стандартов, технических условий, руководящих  материалов и другой нормативно-технической  документации в процессе подготовки производства осуществляет служба нормоконтроля. Качество технической документации контролируется непосредственными  исполнителями и руководителями всех уровней в отделах главного технолога и других служб предприятия. Но контроль качества готовой продукции  и полуфабрикатов своего производства осуществляет отдел технического контроля (ОТК), хотя ответственность за качество не снимается с исполнителей и  руководителей производственных подразделений (цехов и участков).

Технический контроль призван обеспечивать требуемую  настроенность процесса производства и поддерживать его стабильность, то есть устойчивую повторяемость каждой операции в предусмотренных технологических  режимах, нормах и условиях. Функции  технического контроля определяются во многом задачами и объектами производства. Сюда относятся контроль за качеством  и комплектностью выпускаемых изделий, учет и анализ возвратов продукции, брака и др.

В целях  совершенствования менеджмента  качества филиала Новогрудский хлебозавод необходимо уделить больше внимания квалификационному уровню работников ОТК, поскольку именно от своевременного получения полной и достоверной  информации о качестве продукции, состоянии  оборудования и технологического процесса зависит производство продукции  в соответствии с требованиями стандартов и технических условий.

Для повышения  квалификации контролеров ОТК потребуется  направить их на специальные курсы. После окончания курсов контролеры ОТК будут работать более эффективно, применяя на практике, полученные на курсах повышения квалификации знания, что  приведет к снижению брака, поэтому  планируется их материально поощрить, увеличив им заработную плату на 10 %.

Затраты по мероприятию составят:

1) стоимость  курсов для 3 контролеров:

 

360 тыс.  руб. × 3 = 1080 тыс. руб.;

 

2) дополнительные  расходы на оплату труда 3 работников:

 

50 тыс.  руб. в мес. × 3 × 12 = 1800 тыс.  руб.;

 

3) налоги  на заработную плату (35 %):

 

1800 тыс.  руб. в год × 0,35 = 630 тыс. руб.  в год;

Итого: 3510 тыс. руб. в год (1080 + 1800 + 630).

 

По предположительной  оценке специалистов в результате внедрения  данного мероприятия коэффициент  дефектности снизится на 3 % (применение на практике контролерами ОТК полученных на курсах повышения квалификации знаний, приведет к снижению брака) и предприятие будет экономить до 5 % чистой прибыли (за 2008 г. она составила 271 млн. руб.). Следовательно, экономия чистой прибыли составит 13,55 млн. руб. (271 млн. руб. × 5 / 100).

Таким образом, дополнительная чистая прибыль от внедрения  данного мероприятия составит приблизительно 10,04 млн. руб. (13,55 - 3,51).

Применение  поощрения рабочих, технических  специалистов, руководителей в улучшении  качества выпускаемой продукции  позволит повысить ее уровень, а, следовательно, и уровень ее конкурентоспособности.

Благодаря техническому перевооружению филиал Новогрудский хлебокомбинат может значительно  улучшить экономические показатели работы. Рациональная организация технологического процесса на новых печах обеспечивает экономию 30 % расходованного ранее топлива на такие же объемы производства.

Приобретение  новой печи позволит:

- снизить затраты на ТЭР при переходе с ФТЛ-2 на новую печь при выпуске мелкоштучной булочной продукции на 42,18 млн. руб. в год.

- увеличить производительность в 5 раз, улучшить качество за счет применения шкафа окончательной расстройки и спецоборудования.

- увеличить ассортимент за счет производительности.

- перевести выпуск подового хлеба на новую печь. В данное время выпускается на булочной линии, что не позволяет получить горячий подовой хлеб на утренний завоз.

- снизить трудовые и технологические затраты за счет включения печи в единый технологический процесс существующих линий (поддача муки, сырья, замес теста, разделка теста, отгрузка готовой продукции и т.д.), в настоящее время эти работы выполняются в кондитерском цехе, где нет необходимого оборудования и условий для выпуска продукции.

 

 

 

Выводы и предложения

 

Проведенный в курсовой работе анализ позволяет сделать следующие выводы.

На основании  проведенного в курсовой работе исследования можно сделать вывод, что качество продукции - это совокупность свойств  товара, обусловливающих его пригодность  удовлетворять определенные потребности  в соответствии с назначением. Оно  фиксируется на конкретный период времени  и изменяется при появлении более  прогрессивной технологии. Повышение  качества продукции имеет большое  значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики  в целом. Выпуск качественных изделий  способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту  престижа фирмы.

Практическая  часть курсовой работы выполнена  на материалах филиала Новогрудский хлебозавод, который осуществляет производство хлеба, булочных, сухарных и кондитерских изделий.

Для успешного  руководства организацией, ее функционирования и для повышения удовлетворенности  потребителей в 2007 г. в филиале Новогрудский хлебозавод внедрена и поддерживается в рабочем состоянии система менеджмента качества производства подовых хлебов СТБ ИСО 9001-2001. Имеется сертификат соответствия удостоверяющий, что хлеба белорусские из смеси ржаной и пшеничной муки (формовые) выпускаемые нашим филиалом по СТБ 639-95 соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов и удостоверение о государственной гигиенической регистрации сухарей панировочных из хлебных сухарей выпускаемых по ГОСТ 28401-89.

Несмотря  на осуществление целенаправленной деятельности по обеспечению и улучшению  качества на анализируемом предприятии, данная проблема остается актуальной.

Информация о работе Конкурентоспособность и качество продукции