Конкурентоспособность и качество продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью повышения качества и конкурентоспособности продукции, которое имеет большое значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа предприятия. Объектом исследования в курсовой работе является филиал Новогрудский хлебозавод, который осуществляет производство хлеба, булочных, сухарных и кондитерских изделий.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью и качеством продукции
1.1 Управление качеством продукции
1.2 Управление конкурентоспособностью продукции
2. Анализ управления конкурентоспособностью и качеством продукции в филиале Новогрудский хлебозавод
2.1 Общая характеристика филиала Новогрудский хлебозавод
2.2 Система управления качеством продукции
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции
3. Направления совершенствования управления конкурентоспособностью и качеством продукции в филиале Новогрудский хлебозавод
3.1 Анализ резервов увеличения выпуска продукции, улучшения ее качества и повышения конкурентоспособности
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая - конкурентоспособностью и качеством продукции.docx

— 223.87 Кб (Скачать файл)

- поставки сырья, материалов, комплектующих изделий необходимого качества с минимальными затратами;

- предприятия технологической оснасткой в соответствии с запланированными показателями конкурентоспособности;

- технологических процессов энергоносителями и энергией в соответствии с показателями конкурентоспособности.

з) Обеспечение стабильности запланированного уровня конкурентоспособности продукции при ее изготовлении, транспортировке, хранении и потреблении - создание условий, обеспечивающих устойчивое соблюдение норм и нормативов конкурентоспособности. Наиболее прогрессивным направлением реализации данной функции являются профилактические меры по предупреждению выпуска некачественной продукции и перерасходу ресурсов.

Для предупреждения нерациональных расходов в системе  управления конкурентоспособностью создается  подсистема управления издержками, которая  решает следующие задачи:

- контроль за формированием и использованием ресурсов в соответствии с планом его развития;

- обеспечение эффективного использования ресурсов;

- создание условий для минимизации рисков, связанных с формированием и использованием ресурсов;

- организация оптимальных потоков движения денежных средств на предприятии;

- обеспечение высокого уровня финансовой устойчивости предприятия;

- оперативный учет издержек производства и прибыли предприятия;

- разработка мероприятий по предотвращению нерациональных затрат ресурсов и т. п. [12, с. 40].

Фундаментом управления издержками является оперативный  учет. С его помощью создается  информационная база управления - планирования, контроля, анализа и регулирования - этих важнейших функций управления издержками.

К этому  же классу профилактических мер относится  плановый ремонт и техническое обслуживание оборудования, регулирование технологических  процессов изготовления продукции, обеспечение ритмичности производства и т. д.

и) Стимулирование повышения конкурентоспособности - меры материального и морального стимулирования, принимаемые внутри предприятия и направленные на обеспечение конкурентоспособности продукции.

к) Контроль качества продукции - предотвращение выпуска  продукции, не соответствующей требованиям  стандартов, технических условий  условиям поставки, договорам. С этой целью на предприятии устанавливается  входной контроль материально-технических  ресурсов, операционный, готовой продукции, транспортирования и хранения продукции.

л) Правовое обеспечение конкурентоспособности - эффективное применение средств юридического воздействия на объекты управления на всех стадиях жизненного цикла товара. В рамках данной функции правовая служба предприятия предъявляет к рассмотрению претензии и иски, связанные с качеством и условиями поставки продукции, осуществляет контроль за соблюдением установленного законодательства и т.д.

м) Информационное обеспечение - своевременное обеспечение руководителей и специалистов предприятия данными о качестве продукции и издержках на ее изготовление.

Функции управления конкурентоспособностью продукции  реализуются с помощью определенных методов. По характеру воздействия выделяют три группы методов: административные, или организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические [24, с. 26].

Для экономических  методов характерно косвенное воздействие  на работников, обеспечивающих конкурентоспособность  продукции. С их помощью создается  стабильный механизм экономической  заинтересованности работников в высокой  конкурентоспособности продукции  предприятия.

Экономические методы включают: финансово-кредитные  рычаги; коммерческий расчет; систему  ценообразования; средства и методы материального стимулирования; систему  налогообложения; систему льгот, дотаций, штрафов, пени, неустоек и т. п. Применение экономических методов предполагает использование различных норм и нормативов длительного действия, которые устанавливают границы дозволенной самостоятельности исполнителя, с одной стороны, и пределы допустимого вмешательства вышестоящего органа - с другой.

Особенности административных методов управления конкурентоспособностью заключаются  в следующем: их применение опирается  на власть (принуждение); для них  характерно прямое воздействие на волю исполнителя с помощью предписаний (приказов, распоряжений, указаний т.п.); они имеют безвозмездный характер.

В обеспечении  конкурентоспособности продукции  на предприятии административные методы играют огромную роль. С их помощью  обеспечивается планомерная деятельность всех участников производства, высокая  производственная дисциплина, технологический  порядок. Данные методы являются наиболее быстрым способом решения проблем  конкурентоспособности, особенно в  критических ситуациях.

Социально-психологические  методы обеспечения конкурентоспособности  основываются на моральном стимулировании. По своей направленности они предназначены  для развития в работнике индивидуальных способностей, умения изменять психологические качества в зависимости от изменившихся целей или окружающей среды. С их помощью в работнике воспитывается чувство гордости за свое предприятие и продукцию, моральная заинтересованность, повышается общественное призвание авторов разработок конкурентоспособной продукции.

3. Процесс управления. С помощью механизма управления осуществляется процесс обеспечения конкурентоспособности продукции на предприятии, который имеет свою технологию и организацию. Процесс обеспечения конкурентоспособности продукции - составная часть процесса производства и реализации продукции. Он основан на разделении труда между работниками и предполагает определенную последовательность действий, их протяженность во времени и в пространстве. Конечный результат этого процесса - решение, направленное на обеспечение конкурентоспособности [20, с. 37].

4. Средства, обеспечивающие процесс управления конкурентоспособностью. В системе управления конкурентоспособностью выделились и обособились следующие виды обеспечения: техническое, информационное, программное, организационное, лингвистическое, метрологическое, правовое и математическое. Комплексное применение этих средств позволяет создать на предприятии автоматизированную систему обеспечения конкурентоспособности, в которой некоторые функции могут выполняться без участия человека.

С помощью  рассмотренных средств и методов  каждое предприятие формирует политику обеспечения конкурентоспособности, которая является важнейшим элементом  стратегии предприятия. На формирование этой политики влияют как внутренние, так и внешние факторы. К числу внутренних факторов относятся научно-технический потенциал предприятия, ресурсы, отрасль, в которой работает предприятие, масштабы хозяйственной деятельности и т. п. К внешним факторам относятся уровень конкуренции на рынках, научно-технологическая, политическая и социальная среда, окружающая предприятие, политика государства по отношению к данному виду хозяйственной деятельности т.д. Наиболее важным из них является политика государства [4, с. 437].

Конкурентоспособность продукции определяет конкурентоспособность  предприятий и национальной экономики  в целом, что, в свою очередь, является важнейшим условием экономической  безопасности государства. Поэтому  решение проблем сбыта отечественной  продукции на долговременной основе как на внутреннем, так и на внешних  рынках требует определенной протекционистской  политики государства в следующих  областях: налоговая политика; таможенная политика; валютная политика; кредитная политика.

С использованием рассмотренных выше теоретических  положений, проанализируем ситуацию, сложившуюся  в филиале Новогрудский хлебозавод, уделив особое внимание анализу управления конкурентоспособностью и качеством  продукции анализируемого предприятия.

 

 

 

2. Анализ управления конкурентоспособностью и качеством продукции в филиале Новогрудский хлебозавод

 

2.1 Общая характеристика филиала Новогрудский хлебозавод

 

Новогрудский  хлебозавод является филиалом, обособленным подразделением Республиканского унитарного производственного предприятия  «Гроднохлебпром», без права юридического лица, действует на хозрасчетных началах  и самофинансировании, имеет отдельный  баланс и расчетный счет в банке. Предприятие осуществляет свою деятельность на основании Положения о филиале, Устава РУПП «Гроднохлебпром», решений  уполномоченного органа, законодательства РБ. Новогрудский хлебозавод представляет механизированное предприятие по производству хлеба, булочных, сухарных и кондитерских изделий, мощностью 12,4 тонн/сутки хлебобулочных  изделий и 0,16 тонны в сутки  кондитерских изделий.

Основан филиал Новогрудский хлебозавод в 1939 г. на базе нескольких кустарных пекарен находящихся по ул. Минской, Замковой, Гродненской, Свердлова, А. Мицкевича, в состав которого помимо пекарен вошел консервный завод. В связи с ростом промышленных предприятий, увеличением численности населения города, возникла необходимость строительства нового хлебозавода по улице Волчецкого, который был построен и сдан в эксплуатацию 31 марта 1964 года, мощность 20 тонн хлеба в сутки, хлеба ржаного с тарным хранением муки и сжиганием твердого топлива в печах и котлах.

На филиале  Новогрудский хлебозавод в настоящее  время существуют два производственных цеха - кондитерский и хлебобулочный, склад УБХС, склады сырья и материалов, склад мокрого хранения соли, подсобное  помещение (прачечная), проходная-весовая, магазин «Свежий хлеб», магазин  № 15. В кондитерском цехе основным оборудованием являются электрические пекарные шкафы ЭШ-3М в количестве 2шт и электрическая подовая печь «Эдисон» фирмы «Европа», Италия, введенная в эксплуатацию в 2007 году, тестомесильные машины, кремовзбивальные машины. В хлебобулочном цехе имеются 5 линий по производству хлебобулочных изделий и линия по производству макаронных изделий: 2 линии по производству формового хлеба с печами ФТЛ-2 и ГГР-1; линия по производству булочных изделий с печью ФТЛ-2; линия по производству заварных подовых хлебов с печью ГЧХПФ21М; линия по производству мелкоштучных изделий (ротационная печь Sofforiva, растоечный шкаф Sofforiva, тестоделительная и тестомесильная машины, машина для раскатки багетов, машина для раскатки слоеных изделий); линия по производству макаронных изделий.

Производимая  на предприятии продукция развозится по 175 торговым точкам города и области  собственным транспортом (71%) и транспортом  покупателей (29%). Радиус развоза готовой  продукции достигает более 100 км. В состав Новогрудского района входит 215 населенных пунктов. Небольшие населенные пункты обслуживаются автолавками  РайПО. Предприятие насчитывает 8 хлебных  автофургонов. Численность районного  населения на 01.01.2009 г. составила - 51,7 тыс. человек (2008 г. - 53,7), т.е. за год уменьшилось на 1000 человек, в том числе городское население - 30,8 тыс. человек; сельское население - 19,6 тыс. человек.

Используя данные отчета о финансовых результатах  деятельности филиала Новогрудский хлебозавод за январь-декабрь 2008 г. (приложение А) проведем анализ результатов функционирования предприятия (табл. 2.1).

 

Таблица 2.1. Основные показатели деятельности филиала Новогрудский хлебозавод за 2006-2008 гг.

Показатели

2006 год

2007 год

Отклонение (+/-)

Темп

роста, %

2008 год

Отклонение (+/-)

Темп

роста, %

1

2

3

4

5

6

7

8

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг

5788

7938

+2150

137,1

9223

+1285

116,2

Налоги, включаемые в выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг

655

959

+304

146,4

990

+31

103,2

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом налога НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей)

5133

6979

+1846

136,0

8233

+1254

118,0

Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг

3834

5387

+1553

140,5

6428

+1041

119,3

Покупная стоимость товаров

1041

1240

+199

119,1

1265

+25

102,0

Прибыль от реализации

258

352

+94

136,4

540

+188

153,4

Сальдо операционных доходов и  расходов

-5

-3

+2

-

3

+6

-

Сальдо внереализационных доходов  и расходов

-41

-71

-30

-

-86

-15

-

Прибыль

212

278

+66

131,1

457

+179

164,4

Налоги, сборы и платежи из прибыли

85

128

+43

150,6

186

+58

145,3

Чистая прибыль

127

150

+23

118,1

271

+121

180,7

Информация о работе Конкурентоспособность и качество продукции