Конкурентоспособность товара: маркетинговые аспекты изучения, оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:56, курс лекций

Описание работы

“Конкуренция” в переводе с латинского означает “сталкивание”. Под конкуренцией понимается соперничество на каком - либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в максимизации прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей. Еще конкуренцию можно определить как одну из черт рыночного хозяйства, обеспечивающую творческую свободу личности, создающую условия для её самореализации в сфере экономики путём разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. Существует огромное количество трактовок понятия конкуренции.

Содержание работы

1. Категория «конкурентоспособность товара»: содержание, уровни, соотношение качество-конкурентоспособность, параметры конкурентоспособности товара
2. Методы оценки конкурентоспособности товара
3. Показатели оценки конкурентоспособности потребительского товара
4. Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности потребительского товара
5. Конкурентоспособность отечественной экономики
Контрольные вопросы

Файлы: 1 файл

2-й вопрос.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Определение набора составляющих конкурентоспособности товара - ключевой момент её оценки. При этом на первый план необходимо выдвигать те, которые имеют наибольшую значимость для покупателя. Определение “веса” каждого параметра может производиться как с помощью экспертных, так и социологических методов. Обладающие наибольшей значимостью параметры должны исследоваться в первую очередь, что не исключает изучение второстепенных составляющих, которые в некоторых случаях могут оказывать ощутимое влияние на рыночный успех товара. Для определения набора анализируемых свойств товара производят ранжирование параметров по степени их значимости для потребителя в настоящее время, так как они меняются в зависимости от сложившейся маркетинговой ситуации.

Помимо требований к  товару, выдвигаемых каждым отдельным  потребителем, существуют и требования, общие для всех товаров, обязательные к выполнению. Это нормативные параметры, которые устанавливаются: действующими международными (ИСО, МЭК и др.) и региональными стандартами: национальными зарубежными и отечественными стандартами; действующими законодательствами, нормативными актами, техническими регламентами страны-экспортера и страны-импортера, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукции; стандартами фирм-изготовителей данной продукции; патентной документацией. Если хотя бы одно из требований не будет выполнено, то товар не может быть выведен на рынок. При положительном результате анализа нормативных параметров переходят к анализу конкурентоспособности товара на конкретных рынках.

4. Выбор базы сравнения - является одним из наиболее ответственных моментов анализа конкурентоспособности. В качестве базы для сравнения может служить лучший из уже существующих на целевом рынке или в мире товаров-конкурентов, или более совершенный образец, появление которого ожидается в ближайшем будущем, или некоторый абстрактный эталон. Если разбить товары на три группы, а именно:

имеющие аналоги и  уже выведенные на рынок;

имеющие аналоги и  находящиеся на стадии разработки;

не имеющие аналогов,

то получаем, что первый вариант базы сравнения лучше  использовать для первой группы, второй - для группы 2, третий - для группы 3.

5. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности состоит из следующих этапов:

Расчет показателя конкурентоспособности  продукции через анализ технических  параметров исследуемого образца. Для этого каждый технический показатель изделия обозначается определённой величиной в количественных единицах и выражается в виде процентного отношения величины показателя (22), при которой данный элемент потребности будет удовлетворен полностью.

 

    (22)

 

где qi – единичный  параметрический показатель по i–му  параметру;

Pi – величина i-го параметра  для анализируемого изделия;

Pi100 – величина i–го  параметра, при котором потребность  удовлетворяется полностью.

Для получения на базе этих единичных показателей группового показателя, характеризующего соответствие товара данной потребности, необходимо их объединить с учетом значимости (веса) каждого единичного показателя (23):

 

Iтп =    (23)

 

где Iтп – групповой параметрический показатель, характеризующий конкурентоспособность товара по техническим параметрам;

qi – единичный параметрический  показатель по i–му техническому  параметру;

ai – весомость i–го  параметра в общем наборе из n технических параметров, характеризующих потребность;

n – число параметров, участвующих в анализе.

Для определения уровня конкурентоспособности товара по техническим  параметрам необходимо сопоставить  показатели анализируемого товара и  его конкурента, а затем на базе такого сравнения определить, какой из них в большей степени соответствует конкретной потребности (24):

 

ПК =    (24)

 

где ПК – показатель конкурентоспособности  анализируемого товара по отношению  к изделию-конкуренту по техническим  параметрам;

Iтпа – групповой показатель для анализируемого товара, отражающий степень его соответствия конкретной потребности;

Iтпк – групповой  показатель для товара конкурента, отражающий степень его соответствия  той же потребности.

Следует отметить, что  анализ конкурентоспособности товара по техническим параметрам, прежде всего, опирается на рыночные исследования: непосредственный опрос потребителей, организация семинаров покупателей, выставок образцов. Так как анализ, существующего на рынке спроса позволит определить покупательские предпочтения при выборе изделия из аналогов, представленных на рынке.

Анализ конкурентоспособности  по экономическим параметрам заключается  в учете расходов потребителя. Товары сравниваются по уровню цены потребления, которая складывается из расходов на приобретение товаров и издержек, связанных с его эксплуатацией. Для покупателя в качестве элементов цены потребления выступают также налоги, уплаченные государству, расходы по страхованию, льготы, которые могут предоставляться в соответствии с действующим законодательством.

Показатель по экономическим  параметрам имеет вид (25):

 

Iэп =     (25)

 

где Iэп – показатель конкурентоспособности по экономическим  параметрам анализируемого товара;

с – цена потребления  анализируемого товара;

Со – цена потребления базового образца товара.

Расчет интегрального  показателя конкурентоспособности  анализируемого товара.[14] В основу оценки положено сопоставление полезного  эффекта, получаемого от использования  продукции, и затрат, которые несёт  потребитель для достижения этого эффекта при эксплуатации оцениваемой продукции и образца-аналога, поэтому критерий конкурентоспособности представляется общей формулой (26):

 

ПК = ,    (26)

 

при ПК<1 анализируемый  товар уступает образцу по конкурентоспособности,

при ПК>1 - превосходит  образец , при ПК=1 - конкурентоспособность  равна.

Следует отметить, что  действие показателей Iтп и Iэп является разнонаправленным. При росте Iтп (при улучшении технических параметров анализируемого товара по сравнению с параметрами базового образца) показатель ПК увеличивается, отражая рост конкурентоспособности. При росте Iэп (расходов по потреблению анализируемого товара по сравнению с базовым образцом) показатель ПК уменьшается, отражая снижение конкурентоспособности.

Необходимо учитывать, что возможно два варианта расчета  интегрального показателя конкурентоспособности. 1-й вариант: интегральный показатель конкурентоспособности определяется как отношение комплексного показателя уровня качества к цене реализации. 2-й вариант: интегральный показатель конкурентоспособности определяется как отношение комплексного показателя уровня качества к стоимости эксплуатации, которая складывается из цены реализации и затрат на доставку и эксплуатацию изделия.

Наиболее наглядно представить данный показатель в относительном виде, когда эталоном сравнения будет выступать базовый образец (27):

 

ОПк =    (27)

 

где Пкi - относительный  показатель конкурентоспособности i-го образца продукции;

Пкб - показатель конкурентоспособности базового образца.

За базовый образец  продукции рекомендуется брать  пользующийся наибольшим спросом аналог, произведённый любой отечественной  или зарубежной фирмой, причем стоимостные  показатели необходимо использовать в  одной и той же валюте любой страны. Расчет относительного показателя конкурентоспособности проводиться в сочетании с маркетинговыми исследованиями условий реализации товара на конкретном рынке в конкретном временном интервале. Он необходим для предварительного определения рентабельности, ориентировочных сроков окупаемости, целесообразности разработки и производства товаров народного потребления.

Если анализ конкурентоспособности  товара проводится по нескольким образцам, то интегральный показатель конкурентоспособности  товара относительно выбранной группы аналогов Кср вычисляется как средневзвешенная сумма показателей по каждому отдельному образцу (28):

 

ПКср =    (28)

 

где ПКi – показатель конкурентоспособности относительно i–го образца;

r – весомость i–го  образца в группе аналогов (доля в общем объёме их продаж по стоимости);

N – число аналогов.

К преимуществам метода расчета интегрального показателя конкурентоспособности товара можно  отнести возможность использования  оптимального числа показателей  в оценке товара, составление нескольких вариантов оценки и прогнозирования уровня конкурентоспособности.

 

Контрольные вопросы

 

Какие определения конкурентоспособности  товара вы знаете?

Объясните, почему понятия  «качество» и «конкурентоспособность»  товара нельзя приравнять?

Назовите составляющие конкурентоспособности товара.

Какими принципами следует  руководствоваться при оценке конкурентоспособности  товара?

Перечислите методы оценки конкурентоспособности. Назовите их достоинства  и недостатки.

Дайте сравнительную  характеристику существующих методик оценки конкурентоспособности.

Каков порядок расчета  конкурентоспособности продукции?


Информация о работе Конкурентоспособность товара: маркетинговые аспекты изучения, оценки