Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 20:51, курсовая работа
В экспериментальной части работы приводится методика проведения эксперимента, дана товароведная характеристика исследуемых объектов, анализ ассортимента и оценка качества натуральных образцов молока, реализуемого в гипермаркете «Магнит». По результатам исследований даны выводы и предложения. В технологической части работы рассмотрены факторы, формирующие качество молока и этапы его производства. В экономической части работы рассчитаны показатели, подтверждающие экономическую целесообразность проводимых исследований.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1.Химичесий состав и пищевая ценность молока 6
1.2. Классификация и ассортимент молока 9
1.3. Требования к качеству молока 12
1.4. Факторы, сохраняющие качество молока 14
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 17
2.1. Материалы и методы исследования 17
2.1.1. Краткая характеристика предприятия 17
2.1.2. Товароведная характеристика образцов 19
2.1.3. Порядок отбора средней пробы 23
2.1.4. Методы исследования качества 25
2.1.4.1. Методы органолептической оценки качества 25
2.1.4.2. Метод определения плотности молока 26
2.1.4.3. Метод определения кислотности молока 27
2.1.4.4. Метод определения массовой доли жира 28
2.1.4.5. Метод определения фосфатазы
2.2. Результаты и их обсуждение 30
2.3. Исследование ассортимента молока, реализуемого
предприятием 35
3. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
-широта;
-полнота;
-структура;
-обновление (новизна);
-устойчивость.
Широта ассортимента характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
Вырабатываемый ассортимент молока питьевого является достаточно узким. В нем представлены только две группы и три наименования продукции. ОАО «Молочный завод №3 «Волгоградский» ориентирован на производство молочных изделий не только для местного рынка, и данные широта и полнота ассортимента не оптимальна. С каждым годом на региональном рынке появляются множество конкурентов, реализующих молочную продукцию различных предприятий. За счет них полнота ассортимента постоянно увеличивается, становится практические несоизмеримой, и выдерживать конкуренцию заводу все труднее.
Продукция завода достаточно популярна среди населения города. Она пользуется спросом в виду хороших потребительских свойств и низкой цены, что конечно, положительно отражается на устойчивости ассортимента.
Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.
Однако, количество вырабатываемой продукции явно мало и не способно удовлетворить потребности населения.
Новизной считается способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Степень обновления ассортимента молока, вырабатываемого ОАО «Молочный завод №3 «Волгоградский» составила 50%, но это обусловлено минимальным общим количеством изделий.
Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.
Ведущую позицию в объеме продаж занимает масло сливочное – доля его реализации составляет 34-37%. Рост реализации за три года составил 41,11 млн.руб. Молоко питьевое занимает второе место: рост его реализации за три года постепенно увеличивается: с 141,52 млн.руб. в 2003 г. до 156,39 млн.руб.
Достаточно стабильное положение наблюдается и в реализации кисломолочных напитков: за 2003 г. они были реализованы на сумму 118,0 млн.руб. и доля составила 18,65%. За 2004 г. установлено увеличение роста реализации до 19,1%. В 2005 г. произошло незначительное увеличение доли реализации этих изделий до 19,35%. Наименьшая доля реализации приходится на сливки: за последние три год их доля реализации в общем объеме товарооборота сократилась с 24,95% в 2003 г. до 19,54% в 2005 г. Это вызвано постепенным сокращением производства этой продукции.
Кроме ассортимента и качества молока питьевого, вырабатываемого в ОАО «Молочный завод №3 «Волгоградский» изучена организация сбыта продукции. Прямые договорные отношения ОАО «Молочный завод №3 «Волгоградский» установлены практически с каждым торговым предприятием города Волгограда. Договора поставки заключены со всеми крупными сетями города - супермаркетами «Ман», «Радеж», ООО «Тамерлан» (магазины «Пятерочка»), ЗАО «Тандер» (магазины «Магнит»); гипермаркетами «Перекресток» и «Рамстор».
ОАО «Молочный завод №3 «Волгоградский» осуществляет поставки молочной продукции и по области: в Николаевский, Фроловский, Среднеахтубинский, Калачевский, Дубовский, Камышинский, Михайловский, Котовский и другие районы.
Наиболее приоритетным направлением развития ОАО «Молочный завод №3 «Волгоградский» является взаимовыгодное сотрудничество с компанией «ЮниМилк». Это позволит заводу увеличить ассортимент и объемы вырабатываемой продукции за счет новых торговых марок, расширить рынки сбыта. В рамках этого проекта будут проведены работы по техническому перевооружению молочного комбината, улучшению рецептуры и упаковки продукции.
На основании вышеизложенных выводов можно сделать следующие предложения:
-производителю рекомендуется
-осуществлять приемку и оценку качества сырья согласно действующей нормативно-технической документации, не допуская использования низкосортного молока.
-ввести новые виды молока питьевого – обезжиренного, нежирного; а также включить в него новые наименования;
-добавить в ассортимент изделия лечебно-профилактического назначения с пробиотическими бактериями;
-увеличить выпуск молочных
Таблица 2.8. Результаты физико-химических показателей
качества образцов молока питьевого
Наименование образцов |
Кислотность молока, 0Т |
Содержание фосфатазы |
Плотность, кг/м3 |
Массовая доля жира,% | ||||
по ГОСТ Р 52090-2003 |
факт. пока-затели |
по ГОСТ Р 52090-2003 |
факт. пока-затели |
по ГОСТ Р 52090-2003 |
факт. пока-затели |
по ГОСТ Р 52090-2003 |
факт. пока-затели | |
1.Молоко «Простоквашино» |
Не более 210Т |
17,9 |
Не допус-кается |
Отриц. |
Не менее 1027 |
1027 |
3,5 |
3,5 |
2.Молоко «Беляночка» |
18,5 |
Отриц. |
1027 |
3,2 |
3,2 | |||
3.Молоко «Российское» |
17,7 |
Отриц. |
1027 |
3,2 |
3,2 |
Таблица 2.7. Комплексная балльная оценка органолептических показателей качества образцов молока питьевого
Наименование образца |
Средняя балльная оценка образцов |
Коэффициент весомости |
Комплексная оценка с учетом коэффициентов весомости в баллах |
Молоко «Простоквашино» |
4,9 |
20 |
98 |
Молоко «Беляночка» |
3,8 |
20 |
76 |
Молоко «Российское» |
4,3 |
20 |
86 |