Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 20:51, курсовая работа
В экспериментальной части работы приводится методика проведения эксперимента, дана товароведная характеристика исследуемых объектов, анализ ассортимента и оценка качества натуральных образцов молока, реализуемого в гипермаркете «Магнит». По результатам исследований даны выводы и предложения. В технологической части работы рассмотрены факторы, формирующие качество молока и этапы его производства. В экономической части работы рассчитаны показатели, подтверждающие экономическую целесообразность проводимых исследований.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1.Химичесий состав и пищевая ценность молока 6
1.2. Классификация и ассортимент молока 9
1.3. Требования к качеству молока 12
1.4. Факторы, сохраняющие качество молока 14
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 17
2.1. Материалы и методы исследования 17
2.1.1. Краткая характеристика предприятия 17
2.1.2. Товароведная характеристика образцов 19
2.1.3. Порядок отбора средней пробы 23
2.1.4. Методы исследования качества 25
2.1.4.1. Методы органолептической оценки качества 25
2.1.4.2. Метод определения плотности молока 26
2.1.4.3. Метод определения кислотности молока 27
2.1.4.4. Метод определения массовой доли жира 28
2.1.4.5. Метод определения фосфатазы
2.2. Результаты и их обсуждение 30
2.3. Исследование ассортимента молока, реализуемого
предприятием 35
3. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Анализ структуры ассортимента молочных товаров, реализуемых в гипермаркете «Магнит» проведен за период 2008-2010 гг. и представлен в таблице 8.
Таблица 8 - Структура ассортимента молочных продуктов в гипермаркете
Виды продукции |
Объем продаж, млн.руб. |
Удельный вес ко всему товарообороту, % | ||||
2008 г |
2009 г |
2010 г |
2008 г |
2009 г |
2010 г | |
Молоко питьевое |
141,52 |
145,63 |
156,39 |
22,4 |
22,09 |
23,19 |
Кисломолоч-ные напитки |
118,0 |
126,07 |
130,49 |
18,65 |
19,1 |
19,35 |
Масло сливочное |
214,59 |
245,21 |
255,70 |
34,0 |
37,2 |
37,9 |
Сливки |
157,62 |
142,44 |
131,74 |
24,95 |
21,6 |
19,54 |
Итого |
631,73 |
659,35 |
674,32 |
100 |
100 |
100 |
Данные таблицы 8 позволяют проследить ежегодный рост реализации молочной продукции за исследуемый период: в 2008 г. она составляла 631,73 млн.руб., в 2009 г. – 659,35 млн.руб., в 2010 г. – 674,32 млн.руб., т.е. за два года она увеличилась на 42,59 млн.руб..
Ведущую позицию в объеме продаж занимает масло сливочное – доля его реализации составляет 34-37%. Рост реализации за три года составил 41,11 млн.руб. Затем следует молоко питьевое: рост его реализации за три года постепенно увеличивается.
Достаточно стабильное
В 2010 г. произошло незначительное увеличение доли реализации этих изделий до 19,35%. Наименьшая доля реализации приходится на сливки: за последние три год их доля реализации в общем объеме товарооборота сократилась с 24,95% в 2008 г. до 19,54% в 2010 г. Это вызвано постепенным сокращением производства этой продукции.
Одной из важнейших характеристик товаров является ассортиментная, которая отражает принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.
При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента, что требует понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента.
В номенклатуру свойств ассортимента, анализируемого в гипермаркете «Магнит», входят широта, полнота, обновление, устойчивость. Анализ ассортимента молока, реализуемого в гипермаркете «Магнит» проведен за 2010 год. Расчет показателей ассортимента представлен в приложении
Широта ассортимента – количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп [14].
Показателем широты ассортимента является коэффициент широты. Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества однородных и разнородных групп к базовому [14].
В качестве базового показателя была использована классификация молока питьевого согласно ГОСТ 52090-2003 «Молоко питьевое», которая подразделяет молока по жирности на: обезжиренное, нежирное, маложирное, классическое, жирное, высокожирное.
В действительном ассортименте в гипермаркете «Магнит» были представлены молоко: маложирное и классическое.
Коэффициент широты ассортимента молока питьевого, реализуемого в гипермаркете «Магнит» составил 33,3 %.
Ассортимент молока в гипермаркете достаточно узкий: в нем не представлены такие группы молока, как нежирное, обезжиренное, высокожирное. На них существует покупательский спрос и предприятию следует обратить на это внимание.
Полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности [14].
Коэффициент полноты (Кп) – отношение действительного показатели полноты к базовому [14].
Наибольшее значение показатели полноты ассортимента имеют на насыщенном рынке. Чем больше полнота ассортимента, тем выше конкурентная борьба между предприятиями и тем более высокой становится степень удовлетворения покупательского спроса [10].
В качестве базового показателя используется все разнообразие ассортимента молока в супермаркете «О,кей»», являющимся основным конкурентом гипермаркета «Магнит».
В гипермаркете «О,кей» ассортимент молока составил 6 наименований. В гипермаркете «Магнит» в ассортимент включено также 6 наименований. Наименования марок молока, представленных в данных торговых предприятиях, были аналогичными: «Кубанская Буренка», «Простоквашино», «Летний день», «Белая дача», «На лугу», «Домик в деревне». Коэффициент полноты составляет 100%.
Полученный результат отражает соотношение только между двумя крупными предприятиями, участвующими на региональном рынке. Ассортимент молока питьевого, представленный в гипермаркете «Магнит» ненасыщенный и не удовлетворяет потребности населения.
В него включено 6 наименований молока, входящие в две группы: маложирное и классическое. Практически не представлены молочные продукты, вырабатываемые областными производителями, так как федеральные торговые сети стремятся заключать договора с крупными российскими производителями, монополизирующими потребительский рынок.
Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них [14].
Коэффициент устойчивости – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (Шу), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд) [14].
Коэффициент устойчивости в 2010 г. для молока питьевого, реализуемого в гипермаркете «Магнит» составил 100%.
Молочная продукция достаточно популярна среди населения города. Она пользуется спросом в виду хороших потребительских свойств, доступной цены, что конечно, отражается на устойчивости ассортимента, но не указывает на его способность удовлетворять разнообразные потребности населения.
Обновление (новизна) ассортимента – это замена товаров, находящихся в продаже, изделиями с более высокими потребительскими качествами.
Степень (коэффициент) обновления вычисляется как отношение количества новых изделий к общему количеству изделий [14].
В 2010 г. в ассортимент входило пять наименований молока»; новым изделием являлось молоко «На лугу». Коэффициент новизны составил 16,6%.
На основании проведенного анализа ассортимента молока питьевого, реализуемого в гипермаркете «Магнит» можно сделать следующие выводы. Представленный ассортимент молока питьевого отражает базовый ассортимент на 33,3 %, что указывает на не удовлетворение потребностей населения.
Гипермаркет «Магнит» является крупным торговым предприятием, он ориентирован на потребителей с разными уровнями дохода и возрастных категорий, и данная широта ассортимента не оптимальна. Полнота ассортимента молока питьевого, реализуемого в гипермаркете «Магнит» по сравнению с ассортиментом супермаркета «О,кей» составила 100%.
С каждым годом на региональном рынке появляются множество конкурентов, реализующих молочную продукцию различных предприятий. За счет них полнота ассортимента постоянно увеличивается, становится практические несоизмеримой, и выдерживать конкуренцию гипермаркету все труднее. Это отражается и на объеме продаж в целом.
Молочная продукция достаточно популярна среди населения города. Она пользуется спросом в виду хороших потребительских свойств и доступной цены, что конечно, положительно отражается на устойчивости ассортимента. Однако, ассортимент продукции явно мал и не способен удовлетворить разнообразные потребности населения.
Степень обновления ассортимента составила 16,6%, но это обусловлено минимальным общим количеством изделий.
Руководству предприятия рекомендуется:
-расширить ассортимент молока питьевого – добавить в него молоко обезжиренное, нежирное, жирное;
- представить в ассортименте гипермаркета продукцию местных производителей, более доступную по цене.
2.2. Результаты и их обсуждение
Исследование качества отобранных образцов молока проведено по органолептическим и физико-химическим показателям. Оценки органолептических показателей качества образцов молока питьевого приведены в таблицах 9 -11.
Таблица 9 - Органолептическая оценка качества образца молока питьевого
Наименование показателей качества |
Требования к качеству по ГОСТ Р 52090-2003 |
Фактические показатели качества |
Балльная оценка |
Внешний вид |
Непрозрачная жидкость. Для жирных и высокожирных продуктов допускается незначительный отстой жира, исчезающий при перемешивании |
Непрозрачная жидкость, без отстоя жира |
5,0 |
Консистенция |
Жидкая, однородная нетягучая, слегка вязкая. Без хлопьев белка и сбившихся комочков жира |
Жидкая однородная, слегка вязкая жидкость. Хлопьев белка и комочков жира не обнаружено |
5,0 |
Вкус |
Характерный для молока, с легким привкусом кипячения |
Свойственные, без посторонних привкусов |
4,6 |
Запах |
Характерный, без посторонних |
Свойственный, с легким запахом пастеризации |
4,8 |
Цвет
|
Белый, равномерный по всей массе, для обезжиренного – со слегка синеватым оттенком |
Белый |
5,0 |
Таблица 10 - Органолептическая оценка качества образца молока питьевого
«На лугу»
Наименование показателей качества |
Требования к качеству по ГОСТ Р 52090-2003 |
Фактические показатели качества |
Балльная оценка |
Внешний вид |
Непрозрачная жидкость. Для жирных и высокожирных продуктов допускается незначительный отстой жира, исчезающий при перемешивании |
Непрозрачная жидкость, без отстоя жира |
4,0
|
Консистенция |
Жидкая, однородная нетягучая, слегка вязкая. Без хлопьев белка и сбившихся комочков жира |
Жидкая однородная, слегка вязкая жидкость. Хлопьев белка и комочков жира не обнаружено |
4,0 |
Вкус |
Характерный для молока, с легким привкусом кипячения |
Свойственные, с характерным привкусом пастеризации |
3,8 |
Запах |
Характерный, без посторонних |
Свойственный, без посторонних запахов |
3,0 |
Цвет |
Белый, равномерный по всей массе, для обезжиренного – со слегка синеватым оттенком |
Белый |
4,2 |
Таблица 11 - Органолептическая оценка качества образца молока питьевого
«Кубанская Буренка»
Наименование показателей качества |
Требования к качеству по ГОСТ Р 52090-2003 |
Фактические показатели качества |
Балльная оценка |
Внешний вид |
Непрозрачная жидкость. Для жирных и высокожирных продуктов допускается незначительный отстой жира, исчезающий при перемешивании |
Непрозрачная жидкость, без отстоя жира |
4,2 |
Консистенция |
Жидкая, однородная нетягучая, слегка вязкая. Без хлопьев белка и сбившихся комочков жира |
Жидкая однородная, слегка вязкая жидкость. Хлопьев белка и комочков жира не обнаружено |
4,2 |
Вкус |
Характерный для молока, с легким привкусом кипячения |
Свойственные, с легким привкусом пастеризации |
4,0 |
Запах |
Характерный, без посторонних |
Свойственный, без посторонних запахов |
4,0 |
Цвет |
Белый, равномерный по всей массе, для обезжиренного – со слегка синеватым оттенком |
Белый |
5,0 |