Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:55, отчет по практике
Целью прохождения товароведно-торговой практики было изучение механизма деятельности торгового предприятия, организации торгово-технологического процесса, экономических аспектов в работе предприятия и ознакомится с документацией при приемке, хранении, реализации товаров.
За каждой группой товаров закрепляются постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или распакованном виде.
На стеллажах размещают товары в распакованном виде.
В помещениях для хранения товаров строго соблюдают санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары периодически просматриваются, перекладываются, очищаются от пыли. Также проводится дезинфекция складов, а именно, моются полы и вытираются стеллажи 2-х процентным раствором хлорной извести.
В управлении процессами торговли важная роль отводится организации размещения товаров в торговом зале, распределению установочной и демонстрационной площади между отдельными группами товаров. При этом необходимо учитывать ряд факторов, основными из которых являются: частота приобретения товаров отдельных групп, габариты этих товаров, затраты времени покупателей на осмотр и отбор, а также количество разновидностей товаров, предлагаемых покупателям в рамках отдельных групп.
Под выкладкой часто подразумевается сложный процесс, связанный с расположением и укладкой предлагаемого наименования продукта, чтобы он выигрышно был показан потребителю. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина следует осуществлять с учетом следующих основных требований:
- создания условий
комфортности во время
- предоставления покупателям необходимой информации и широкого круга услуг;
- оптимального использования торговых площадей магазина;
- обеспечения сохранности материальных ценностей;
- организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями.5
Существует ряд общих обязательных правил, используемых в мерчандайзинге и относительно магазина «Светлана»:
- ближе к покупателю располагается товар, у которого срок реализации близок к завершению. Продукты более позднего срока действия находятся далеко, в глубине полки. Такой принцип помогает избежать остатков просроченных товаров. Кроме того, залежавшийся товар с истекающим сроком годности можно реализовать, применив дополнительные акции, презентации, дегустации и т.д.;
- продукты располагаются лицевой стороной к покупателю и должны быть видны целиком, не загораживая друг друга. Хороший обзор способствует увеличению заметности и заострению внимания покупателя;
- ценники правдивые, эстетичные, соответствующие товару и несущие легко читаемую информацию;
- продукция не должна
менять место своего
При размещении товаров в торговом зале соблюдаются правила товарного соседства. За каждой товарной группой закреплена постоянная зона размещения. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции. Крупногабаритные товары размещают рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала. Способы выкладки: используется как горизонтальная так и вертикальная выкладка.
Правильная выкладка товаров позволяет эффективно использовать оборудование, улучшает условия осмотра и выбора товаров покупателями, сокращает затраты труда торгово-оперативного персонала на пополнение запасов в торговом зале.
1.3 Управление торгово-технологичным процессом
Организационная структура управления – форма разделения труда, закрепляющая определенные функции управления за соответствующими структурными подразделениями аппарата управления.
Организационная структура
управления определяет результативность
взаимодействия подразделений предприятия
и эффективность функционирован
Важное направление организации труда – разделение труда, представляющее собой расстановку работников по рабочим местам и закрепление за ними определенных обязанностей по их специальностям и квалификации. Специализация трудовой деятельности обусловлена значительным увеличением производительности труда за счет его разделения, расчленения на ряд частичных функций, операций в пределах производительных циклов.
Различают следующие формы разделения труда на предприятиях:
- технологическое;
- функциональное;
- профессиональное;
- квалификационное.6
В магазине «Светлана» применяются функциональная и профессиональная формы разделения труда.
Функциональное разделение труда осуществляется в зависимости от характера выполняемых работниками функций. По этому принципу произведено деление на управленческий персонал, в лице директора и главного бухгалтера, и на обслуживающий персонал, в лице продавцов.
Профессиональное разделение труда осуществляется по специальностям и профессиям. Это разделение произведено по следующим специальностям:
- директор магазина
- бухгалтер
- товаровед
- старший продавец
- продавец.
Организационная структура управления - линейная. В основу данного варианта структуры управления положен принцип единоначалия, который предполагает предоставления руководителю широких прав и полномочий для выполнения его функции. Достоинство данной структуры:
- имеет чёткую систему взаимных связей;
- имеет ясную ответственность;
- быстрая реакция и обратная связь в ответ на указания вышестоящего руководства.
Недостатки структуры:
- отсутствие подразделений по планированию производства и подготовки решений;
- тенденция к волоките при решении смежных проблем подразделений.
Директору магазина – Перовой Марии Николаевне – подчиняется весь персонал.
Управление товарными запасами для обеспечения бесперебойной торговли осуществляет товаровед магазина в лице директора.
Под управлением запасами в первую очередь понимается управление товарными запасами или запасами сырья. Наиболее актуально управление запасами для компаний торговой и производственной сфер, а также для компаний, предоставляющих услуги по хранению товаров на своих складах.
Товарные запасы классифицируют по разнообразным признакам. Так, в зависимости от особенностей обращения выделяют товарные запасы текущего хранения, которые предназначены для удовлетворения повседневной потребности торговли в бесперебойной продаже товаров для населения. К данным товарам относятся молочные и хлебобулочные товары. Также выделяют запасы товаров сезонного накопления и досрочного завоза, которые связаны с сезонностью производства и потребления отдельных товаров, с условиями их транспортирования в отдельные районы страны. Например, при продаже охлажденных напитков и мороженого учитывается сезонность, потому что в теплый период их берут лучше, а, следовательно, их нужно завозить чаще.
Проводятся различные акции, если срок реализации близится к концу, цену на такой товар снижают и оформляют зелеными ценниками. Также, если новый товар плохо продается , проводятся различные дегустации сотрудниками предприятия и силами самого магазина. В целом, если говорить о товарных запасах данного магазина, то нужно сделать акцент на то, что это сравнительно небольшой магазин, товаров в нем много не заказывается, и они долго в торговом зале и на складах не задерживаются.
Магазин «Светлана» работает с 8.00 до 21.00 без обеда и выходных. Наибольшая интенсивность потока покупателей наблюдается в обеденное время и с 17.00 до 19.00. Продавцы, товаровед и бухгалтер несут материальную ответственность за несоблюдение правил, которые привели к порче продукции, либо возмещению разницы при недостачи денежных средств в кассах продавцов.
Контроль качества за
реализуемой продукцией осуществляется
отделом по защите прав потребителя
и представителями
ИП «Светлана» сотрудничает со многими предприятиями-поставщиками, которые обязуются выполнять определенные действия в соответствии с договорами поставки товара (Приложение А). Договоры содержат информацию, предусмотренную Гражданским кодексом РФ, которая в обязательном порядке содержит:
- предмет договора;
- условия поставки;
- порядок расчетов;
- ответственность сторон;
- порядок и срок действия договора;
- прочие условия;
- юридические адреса и подписи сторон.
Наблюдается соблюдение условий договоров с обеих сторон.
Хозяйственные связи - это отношения, складывающиеся между поставщиками и покупателями в процессе поставок.
Основной целью установления таких связей является формирование торгового ассортимента и доведение их до потребителей.
Система хозяйственных связей включает:
Договор поставки - это основной документ, который определяет обязанности и права поставщика и покупателя по поставкам товаров народного потребления.
Он оформляется только в письменном виде.
Основные цели заключения договора:
Процесс заключения договора состоит из нескольких этапов:
I этап - направление одной
стороной другой стороне
II этап - рассмотрение другой стороной предложения и ее ответ. Ответ должен быть полным и безоговорочным. После получения стороной, направившей предложения ответа, договор считается заключенным только после урегулирования всех разногласий между сторонами.
III этап - получение стороной,
направившей предложение,
На этом этапе большое значение имеет срок получения ответа. Договор считается заключенным, если ответ получен в пределах указанного в предложении срока.7
2 Анализ
товароведной деятельности
2.1 Порядок проведения приемки товара по количеству и качеству
Движение товара от поставщика
к потребителю оформляется
Доставка товаров в магазине происходит автомобильным транспортом, при этом выписывают товарно-транспортную накладную.
Для оплаты поступающих товаров используется счет. Счет выписывается поставщиком на поставляемую партию товара и является основанием для оплаты товара.
Оприходование поступивших
товаров оформляется путем
Если товары получает материально ответственное лицо вне склада покупателя, то необходимым документом является доверенность, которая подтверждает право материально ответственного лица на получение товара.
Приемка товаров по количеству в торговой организации предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и/или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности - требованиям к качеству товаров, предусмотренных в договоре.
Если количество и качество товара соответствует указанному в товаросопроводительных документах, то сопроводительные документы (накладная, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение и другие документы, удостоверяющие количество или качество поступивших товаров) скрепляются подписями лиц, получивших ценности, штампами (печатями) с указанием даты приемки, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах.
Движение товара от поставщика к розничному продавцу оформляется товарно-транспортной накладной, которая состоит из двух разделов - товарного и транспортного. Товарный раздел товарно-транспортной накладной заполняется поставщиком товара и содержит сведения о поставщике и плательщике (наименование, адреса и банковские реквизиты); сведения о товаре и таре (артикул, наименование и краткое описание товара, количество мест, масса брутто, количество (масса нетто), цена, сумма, вид упаковки). Здесь же указываются суммы налога на добавленную стоимость (18% или 10% от суммы поставки), а также фиксируются подписи лиц, разрешивших отпуск товара, и подписи лиц, отпустивших и принявших товар.