Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 15:38, отчет по практике
Целью практики является исследование хозяйственной деятельности и перспектив развития предприятия.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- дать характеристику организационной структуры и организационно-правового статуса предприятия;
- исследовать хозяйственную деятельность предприятия и планы на ближайшую перспективу;
- исследовать ассортимент товаров и услуг предприятия, объем его товарооборота
Введение …………………………………………………………………….3
1. Организационная структура и организационно-правовой статус предприятия ………………………………………………………………………4
2. Хозяйственная деятельность предприятия и планы на ближайшую перспективу ……………………………………………………………………….7
3. Ассортимент товаров и услуг предприятия, объем его
товарооборота ……………………………………………………………….9
4. Планировка, технологическое оборудование торгового зала и
подсобных помещений ……………………………………………………..12
5. Характеристика технологических процессов на торговом
предприятии, порядок подготовки товара к продаже,
его размещение, выкладка в торговом зале ……………………………….15
6. Порядок количественной и качественной приемки товара на предприятии. Проведение товарной экспертизы ………………………………..18
7. Характеристика должностных обязанностей персонала
Предприятия …………………………………………………………………21
8. Характер претензионной работы на предприятии ……………………..23
9. Технология хранения и транспортировки товаров ……………………24
Заключение …………………………………………………………………..26
Список литературы ………………………………………………………….27
- размер торговой площади;
- степень технической оснащенности;
- условия товароснабжения;
- текущие и перспективные потребности покупателей, анализ способов использования данной продукции;
- наличие между населенными пунктами транспортных связей;
- существование аналогов конкурентов по тем же направлениям, их месторасположение;
- особенность покупательского поведения на соответствующих рынках;
- интенсивность рекламной кампании производителя.
Большое внимание предприятием уделяется изучению сегменту обслуживаемых потребителей, а так же факторов, определяющих спрос населения:
Переход предприятий торговли на рыночную концепцию развития изменил оценку их целевой функции, что отразилось на системе экономических показателей, характеризующих хозяйственный процесс. Прежде всего, это относится к показателю розничного товарооборота.
Главной целью торговых предприятий в настоящее время является получение максимальной прибыли, а товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель.
Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации (8, с.83-84).
Товарооборот ЗАО «Фатом» за 2005г. составил 2360 тыс. рублей, а за 2006г. – 2580 тыс. рублей. Следовательно, отклонение составило 220 тыс. рублей. Темп роста товарооборота вычислим следующей формулой:
%;
%=109,3%;
Таким образом, по сравнению с периодом прошлого года, объем товарооборота вырос на 9,3%.
Розничный товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия(8, с.83-84)
Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. (8, с.84).
4. Планировка, технологическое оборудование торгового зала и подсобных помещений.
Торговым залом является специально оборудованная основная часть торгового помещения магазина, предназначенная для обслуживания покупателей.
Планировка торгового зала заключается в разделении всей его площади на функциональные зоны и размещении внутри них торгового оборудования (3, с.31,).
При планировке и устройстве торгового зала ЗАО «Фатом» учитывал следующие особенности: удобное для покупателей расположение входов, выходов, отделов; создание наилучших условий для перемещения товаров из помещений для их хранения и подготовки к продаже к местам размещения и выкладки; эффективное использование площади торгового зала при размещении торгового оборудования; обеспечение свободного движения потоков покупателей; рациональная организация расчетных операций.
Торговый зал предприятия «
Всю площадь торгового зала можно условно разделить на:
• площадь контрольно-кассового узла (3, с.32).
Установочная площадь включает площадь, занятую торговым оборудованием для выкладки товаров, для проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей (3, с.33).
В ЗАО «Фатом» установочная
площадь составляет 65
.
Об эффективности
использования площади торгового зала
судят по коэффициенту
установочной площади, который
рассчитывают по формуле:
, где
Ку — коэффициент установочной площади;
Sy — установочная площадь, м2;
ST.3 — площадь торгового зала, м2.
Низкое значение коэффициента установочной площади (меньше 0,25) говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению (3, с.33).
Вычислим коэффициент
.
Величина коэффициента установочной площади 0,33 показывает, что торговая площадь в магазине используется рационально.
Экспозиционная площадь исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования, предназначенных для выкладки товаров (полок, кассет и т. д.). К экспозиционной площади относится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров (3, с.34).
В ЗАО «Фатом» экспозиционная площадь составляет 155 .
Степень использования площади торгового зала под выкладку товаров характеризует коэффициент экспозиционной площади. Его рассчитывают по следующей формуле:
где
— коэффициент экспозиционной площади торгового зала;
— экспозиционная площадь, м2;
ST-3 — площадь торгового зала, м2.
Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, примерно равное 0,7 (3, с.34).
Рассчитаем коэффициент
.
Для свободного перемещения товаров и покупателей часть торгового зала магазина «Фатом» отведена под проходы, ширина которых составляет 1,2-2м. на различных участках.
Площадь контрольно-кассового узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, а также площадь для хранения корзин и тележек для отборки товаров покупателями. В магазине она составляет 20 .
Для осуществления торговой деятельности
предприятие ЗАО «Фатом»
Из торгово-холодильного оборудования в магазине имеются: холодильные сборно-разборные камеры, холодильные шкафы, прилавки, витрины, прилавки-витрины.
5. Характеристика технологических процессов на торговом предприятии, порядок подготовки товара к продаже, его размещение, выкладка в торговом зале.
Многие из поступивших в магазин товаров не могут быть переданы в торговый зал в том же виде, в каком они завезены, то есть нуждаются в подготовке к продаже.
При подготовке товаров к продаже в ЗАО «Фатом» производятся следующие операции:
- сверка соответствие сорта,
веса с сопроводительными
- освобождение от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических зажимов. После этого удаляют загрязненные поверхности или части товаров.
- фасовка и упаковка развесных
товаров в бумажные или
- товары снабжаются ценниками,
где указывается его
Рассмотрим подготовку к продаже отдельных видов товаров в магазине.
Картофель и плодоовощные товары перед подачей в торговый зал сортируют, отделяя нестандартную продукцию, отчищая от грязи и упаковывают в сетки и пакеты.
Сыры сычужные протирают чистыми увлажненными, а затем сухими полотенцами. Крупные сыры разрезают на несколько частей и упаковывают в пищевую прозрачную пленку.
Молочные продукты фасуют в количестве, необходимом на один день торговли.
Мясо и мясопродукты подготавливают к продаже в специальных помещениях (разрубочных). Мясо разделывают на сортовые отруба.
У колбасных изделий и
Кондитерские изделия фасуются в полимерные пакеты и подложки.
Предварительная фасовка и подготовка товаров способствуют повышению производительности труда продавца, более быстрому обслуживанию покупателей, снижению товарных потерь.
Готовят товары к продаже в предназначенных для этого помещениях, используя необходимое оборудование и инвентарь.
Размещение и выкладка товаров в торговом зале существенно влияют на качество торгового обслуживания и эффективность работы магазина.
Под размещением товаров понимают их распределение на площади торгового зала в соответствии с планом помещения, а под выкладкой — процесс расположения, укладки и показа товаров на оборудовании (3, с.124).
Так как магазин «Фатом» применяет самообслуживание, всю необходимую информацию о товаре покупатель получает не от продавца, а непосредственно знакомясь с выложенным товаром. Поэтому большое значение уделяется обозреваемости всех находящихся в зале товаров.
Размещая товары, учитывается направление движения покупательских потоков, физико-химические свойства товаров и правила товарного соседства.
При размещении товаров в торговом зале магазина их стремятся подбирать по принципу комплексного потребления, взаимозаменяемости или по назначению. Это дает возможность покупателям совершать комплексные покупки, сокращает время их пребывания в магазине.
Каждая товарная группа получает свое определенное место, что позволяет постоянным покупателям магазина легко ориентироваться в торговом зале. Это имеет большое значение, поскольку именно постоянные покупатели приносят наибольшую прибыль магазину. Создание же благоприятных условий для приобретения товаров увеличивает число таких покупателей.
Если какой-либо товар временно отсутствует в продаже, его место заполняется другим, заменяющим его.
Эффективное использование площади выкладки и емкости оборудования способствует размещению в торговом зале основной массы товаров и сокращению запасов товаров в кладовых магазина (3, с.128).
В магазине «Фатом» выкладывают максимально возможное количество товаров, обеспечивая полную загруженность полок оборудования. При этом обеспечивается легкий доступ покупателей ко всем товарам, быстрое их ориентирование в многообразии ассортимента.
Все товары выкладывают этикетками и рисунками на упаковке в сторону, обращенную к покупателю.
Существует два основных способа выкладки товаров: вертикальный и горизонтальный.
На предприятии применяется вертикальный способ выкладки товаров, предусматривающий расположение однородных товаров в несколько рядов на всех полках горки сверху вниз.
Скоропортящиеся продовольственные товары выкладывают в охлаждаемых прилавках и витринах по видам продуктов.
Хлеб и хлебобулочные изделия выкладываются в шкафах в достаточном количестве. Хлеб упаковывается в бесплатные полиэтиленовые пакеты, а отбор хлебобулочных изделий производиться только специальными вилками.
Ярлыки цен крепятся к оборудованию, на котором размещены хлебобулочные изделия.
6. Порядок количественной и
Одной из важнейших составных частей технологического процесса магазина является приемка поступивших товаров по количеству и качеству.
Порядок и сроки приемки, а также ее документальное оформление регулируются инструкциями «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству».
Осуществляют приемку товаров работники магазина, на которых возложена материальная ответственность (3, с.90).
В магазине «Фатом» приемку товара осуществляет товаровед. Товар всегда принимается только на складе магазина.
Товар, поступающий в магазин, сопровождается счет-фактурой, товарно-транспортной накладной, сертификатом качества.
Товарно-транспортная накладная используется при доставке товаров автомобильным транспортом (3, с.91).
Счет-фактура содержит подробное описание и цену товара, номер транспортного документа, сумму счета и иные реквизиты.
Все документы выписываются в двух экземплярах: один остается у поставщика, а другой отдается покупателю.
Приемка товаров по количеству в магазине начинается с проверки сопроводительных документов: соответствия реквизитов поставщика и получателя, характеристик товара (наименования, количества, цены и др.).
Товары, поставленные без тары, в поврежденной или открытой таре, принимаются по фактической массе нетто и количеству единиц.