Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение посуды как объекта товароведной экспертизы.
Для решения поставленной цели в работе рассмотрены следующие задачи:
Изучение классификации и характеристика ассортимента посуды для общественного питания и факторы, влияющие на потребительские свойства.
Анализ основных потребительских свойств посуды.
Характеристика и оценка качества посуды.
Сделать выводы и внести предложения по проведенной работы.
Фасон стеклянной посуды зависит от формы ее корпуса и особенностей конструкции. Корпус может быть овальным, коническим, цилиндрическим и шарообразным.
В зависимости от особенностей конструкции различают посуду с ручками, без ручек, на поддоне, на ножке и др. Стеклянная посуда производится разных размеров. Для плоской посуды (плоские тарелки, подносы, блюда и блюдца) размер определяется по верхнему диаметру, для полой посуды (графины, кувшины, рюмки, тарелки) – по вместимости в см3. Для цветочных ваз размер определяется по высоте и диаметру.
В зависимости
от способа формования посуды
из стекломассы различают
По способу нанесения украшений различают декоративную обработку посуды, наносимую в горячем виде (в процессе прессования) и наносимую в холодном виде (на готовую посуду). К украшениям, наносимым в процессе формования, относятся: окрашивание стекла; нацвет – представляет собой украшение из нескольких многослойных стекол, наносимое на заготовку из бесцветного стекла с последующим выдуванием до нужных размеров и форм; украшение пузырьками, каплями, нитями, полосами, шнуром, стекловолокном и стеклотканью – заключается в том, что к заготовке посуды прикрепляют соответствующие детали из горячей стекломассы; украшение вкраплениями цветных стекол под мрамор, малахит и др. состоит в том, что в заготовку из горячей стекломассы вводят эти включения, а затем выдувают до необходимых размеров и форм; украшение методом свободного дутья – посуда выдувается без формы, принимая своеобразные и неповторимые эстетические фигуры; украшение налепами, цветным доротом, филигранью; кракле, или "мороз", – состоит в том, что нагретую заготовку опускают в холодную воду, в результате чего на ней образуются трещины, оплавляющиеся при выдувании изделия до нужных размеров и форм; украшение под валик – достигается путем придания изделию рифленой поверхности; украшение ирризацией – имеет вид радужной перламутровой пленки, которая образуется посредством опыления посуды парами летучих соединений, содержащих соли тяжелых металлов; декорирование аэрозолями – представляет собой обработку горячих заготовок растворами солей различных металлов и легко - испаряющихся кислот (азотной и серной), в результате чего на поверхности образуется цветная пленка; светочувствительное стекло; металлизация – достигается осаждением металлов на поверхность.
Украшения, наносимые на готовые изделия, подразделяются на: украшения, производимые механическим способом, – матовая лента пескоструйная обработка, декоративная шлифовка и гравировка. В свою очередь, декоративная шлифовка может быть номерной, алмазной оптической и шлифовка прямой широкой гранью (шайбочной); украшения, производимые химической обработкой, – простое, сложное и глубокое (художественное) травление; украшения, наносимые художественными красками, – живописные рисунки, декалькомания (переводные картинки) и шелкография.
Декорированием матовой лентой чаще всего украшают внешние края стаканов. Оно представляет собой матовые полоски шириной до 2 мм, состоящие из абразивных материалов. Пескоструйная обработка характеризуется тем, что через отверстия трафарета, наложенного на посуду, пневматическим способом подается струя песка. В результате поверхностный слой посуды разрушается и образуется матовый рельефный рисунок. Номерная шлифовка представляет собой неглубокий поверхностный узор на изделии. Алмазная шлифовка представляет собой глубокий и сложный узор, имеющий вид лучей или звезд, выполненный абразивными кругами или синтетическими алмазами, с последующей полировкой, придающей декору прозрачность, блеск и игру света. Чаще всего алмазной шлифовке подвергают хрустальные фужеры и бокалы.
Шайбочной гранью является украшение в виде широких граней, расположенных вдоль изделия и подвергнутых полированию до полной прозрачности. Гравировка представляет собой поверхностные матовые или прозрачные рисунки, чаще всего на тему растений, полученные с помощью вращающихся медных дисков и обработанные специальной шлифующей пастой. Нанесение гравировки также производится с помощью ультразвука. Гравировке подвергается хрустальная посуда, посуда из обыкновенного бесцветного или окрашенного стекла, а также стекла с нацветом.
Травление представляет собой обработку стеклянной поверхности 40-процентным раствором фтористого водорода в воде, в результате чего происходит разрушение поверхности стекла. Травление может быть прозрачным и непрозрачным. Первое производится с помощью раствора плавиковой, соляной кислот и сульфата натрия, второе – с помощью смеси плавиковой и серной кислот. Кроме того, в зависимости от сложности и глубины нанесения рисунка травление подразделяется на: гильоширное (простое), при котором образуется несложный повторяющийся рисунок в виде полос; пантографическое (сложное), при котором создается усложненный орнаментированный узор, его наносят с помощью пантографических машин; глубокое, или художественное, выполняемое ручным способом на двухслойном стекле с нацветом. Узор глубокого, или художественного травления может быть цветочным, геометрическим или сюжетным.
Украшение живописными красками представляет собой полоски, нанесенные красками и имеющие разную ширину. В зависимости от ширины полоски различают усик – 1 мм, отводку – 1-3 мм, ленту – 4-10 мм. Подобное украшение может наноситься золотом. Декалькомания представляет собой многокрасочный рисунок, нанесенный без мазков кисти. Шелкография – однокрасочный рисунок, полученный трафаретным способом при помощи шелковой сетки.
В зависимости от сложности украшения стеклянную посуду классифицируют на группы, причем выдувным изделиям из обыкновенного бесцветного стекла присваивают 7 групп, выдувным изделиям из обыкновенного цветного стекла или стекла с нацветом – 8 групп, а хрустальным выдувным изделиям – 7 групп (с четвертой по десятую группу). Рисунки, которые сложнее седьмой, восьмой или десятой группы, относятся к негрупповым. Сортность стеклянной посуды определяется в процессе экспертизы и зависит от вида, размера, количества и местонахождения дефектов качества, которые, согласно стандартам и НТД, подразделяются на три группы: дефекты стекломассы; дефекты изготовления; дефекты технической обработки и декорирования.
Хрустальная посуда и посуда из жаростойкого стекла подразделяется на I и II сорта. Посуда из других видов стекла на сорта не делится, в зависимости от качества и количества имеющихся дефектов относится к сортовой или несортовой.
Керамическая посуда характеризуется значительной термостойкостью прочностью, устойчивостью к химическим реакциям и невысокой стоимостью.
Ассортимент керамической посуды классифицируется по таким признакам: вид исходного сырья; целевое назначение; выполняемые функции; состав черепка; вид; комплектность; фасон; характер и сложность украшения; форма; размеры; вместимость посуды; региональный признак.
Керамическую
посуду изготавливают путем формования
из глинистых материалов с минеральными
добавками с последующим
По виду сырья керамическую посуду подразделяют на: фарфоровую посуду; фаянсовую посуду; посуду из майолики.
По целевому
назначению керамическая
В зависимости от функционального назначения керамическая посуда может производиться для принятия и подачи пищи и напитков, а также для сопутствующего применения.
Фарфоровая посуда изготавливается из фарфора.
Фарфор представляет собой материал белого цвета с синеватым оттенком, низкой пористостью (водопоглощение не более 0,2%), термически и химически стойкий, просвечивающийся в тонком слое, полученный из каолина или беложгущихся глин, кварца и полевого шпата.
Технологический процесс производства фарфора состоит из следующих этапов: смешивание глинистых материалов с водой; обезвоживание полученной массы до уровня влажности 23-25%; формование изделий. Формование может осуществляться методом пластического формования, методом литья и полусухого прессования; сушка отформованных изделий; обжиг отформованных изделий. Первый обжиг придает керамической посуде механическую прочность, однако на этом этапе изделия все еще остаются довольно пористыми, что обусловливает ее загрязняемость и водопроницаемость. Для устранения этого недостатка проводится глазурирование, которому предшествует декорирование посуды подглазурными красками. Затем изделия отправляют на второй обжиг. В случаях, когда применяется надглазурное декорирование, керамические краски закрепляют обжигом в муфельных печах.
В зависимости от состава фарфор может быть твердым и мягким. Типовой состав твердого фарфора следующий: глинистых материалов – 50%, полевого шпата и кварца – по 25%. В состав мягкого полевошпатового фарфора вводятся каолин и глина – 25-30%, кварц – 25-45% и полевой шпат – 30-36% . Мягкий фарфор обладает большей просвечиваемостью, чем твердый. Однако твердый фарфор обладает более высокими механическими свойствами и термической устойчивостью.
Мягкий фарфор подразделяется на следующие разновидности – бисквитный, костяной и стеклофарфор. Бисквитный фарфор не подвергают глазурированию. Исходным сырьем для изготовления костяного фарфора помимо остальных компонентой являются фосфорнокислый кальций и костяная зола. Костяной фарфор характеризуется высокой белизной и просвечиваемостью. Из костяного фарфора производят в основном чайные и кофейные сервизы и изделия, входящие в них.
Стеклофарфор производят с помощью кристаллизации многокомпонентного стекла в присутствии фторидов. Стеклофарфор применяется при изготовлении посуды всех видов. Он характеризуется высокой термостойкостью, механической устойчивостью и однородностью структуры.
Фаянсовую посуду производят по схеме, аналогичной фарфоровой. Фаянс представляет собой белую пористую посуду, покрытую легкоплавкой глазурью. Основным сырьем для производства фаянса служат глина (45-60%), полевой шпат и кварц.
Полуфарфоровая посуда отличается от фарфора тем, что обжигается не до полного спекания, а от фаянса – меньшей пористостью и большей прочностью. Полуфарфор имеет водопоглощение 3-8%.
Существует также посуда из майолики. По составу черепка керамическая посуда подразделяется на: фарфоровую посуду, изготовленную из твердых керамических масс; фарфоровую посуду из мягких керамических масс; посуду из грубой керамики (гончарные изделия); посуду из тонкой керамики. К ней принадлежат все виды фарфоровой, полуфарфоровой, фаянсовой и майоликовой посуды.
Внутри группы фарфоровой столовой посуды различают следующие виды изделий: салатники, селедочницы, супницы, тарелки, блюда, масленки, вазы для супа, компота, миски и сервизы.
Фарфоровая чайная посуда подразделяется на чашки, блюдца, молочницы, сахарницы, вазы для конфет, десертницы, чайники, пиалы, розетки для варенья, вазы для фруктов, лимонницы, сервизы и наборы чайные и чайно-кофейные.
Фарфоровая кофейная посуда включает кофейные сервизы, кофейные чашки и кофейные блюдца, кофейники.
Фарфоровая посуда для специй может быть следующих видов: соусники, подливочники, хренницы, горчичницы, перечницы, солонки, судки и приборы.
В группу кухонных столовых принадлежностей входят керамические горшки, сырницы, масленки, молочники, сливочники, салатницы, салфетницы, банки и чайницы.
Керамическая
прочая посуда представлена
В группу гончарной посуды входят стаканы, чашки, кружки, тарелки, миски, блюдца, масленки, перечницы, горчичницы, солонки, вазы, макитры, кувшины, горшки и крынки, горшки и вазы для цветов, приборы для вина и воды, сервизы чайные, кофейные и столовые.
Декорирование подразделяется на гладкое и рельефное в зависимости от характера поверхности. Рельефным декорированием украшают выпуклую и углубленную поверхность посуды.
Существуют следующие виды украшений керамической посуды: трафарет – представляет собой плоскостной рисунок, нанесенный на посуду красками при помощи специальных приспособлений (печати) или пульверизатора (аэрографа), различают однокрасочный и многоцветный трафарет; крытье – нанесение краски на поверхность изделия частично или полностью, существует нисходящее и восходящее тоновое крытье, интенсивность тона краски у которого соответственно ослабевает или возрастает по направлению к ножке посуды, кроме того, существует крытье сплошное, с прочисткой, с прочисткой и раскраской и полукрытье, выполняется с помощью аэрографа и специальных шаблонов; печать – представляет собой одноцветный, контурный, графический рисунок, в виде точек, черточек и штрихов, дополняющийся росписью и другими видами украшений, выполняют печать следующим образом: с граверной доски на материал-посредник наносят рисунок, а с него – на посуду, в качестве материала-посредника используют эластичную резиновую или пластмассовую мембрану и папиросную бумагу; штамп – одноцветный мелкий рисунок, нанесенный с помощью печати или ленты красками или золотом, как правило, наносится на рельефную поверхность изделий и комбинируется с другими видами украшений; усик, отводка и лента – представляют собой полосы различной ширины, наносимые кисточкой на верхний край изделия; декалькомания (деколь) – наносимый на изделие при помощи переводных картинок многокрасочный матовый рисунок с хорошо просматривающимися точками и штрихами, рисунок выполняется керамическими красками на подложке, а затем переводится на поверхность изделия, может выполняться литографическим или шелкотрафаретным способом, при литографическом способе рисунок наносится с бумажной подложки, при шелкотрафаретной сдвижной деколи – с ацетилцеллюлозной пленки, которая остается с рисунком на посуде, а при обжиге выгорает; шелкография – представляет собой нанесение на посуду рисунка с помощью специальных шелковых сеток (трафаретов), характеризующееся точностью рисунка, бывает однокрасочным и много-красочным. Шелковые сетки изготавливают, делая фотохимическим способом в капроновом полотне просветы, соответствующие требуемому изображению. Шелковые сетки накладывают на поверхность посуды и резиновыми роликами наносят краску, которая покрывает находящиеся в них просветы. Получаемый методом шелкографии рисунок имеет сочную и яркую окраску; фотокерамика (фотопечать) – представляет собой нанесение на поверхность фарфоровой посуды рисунков, портретов или пейзажей, полученных фотографическим способом; живопись – наносится на поверхность изделий вручную красками или золотом, этот вид украшения характеризуется сочностью и яркостью красок, на нем видны мазки кисти; разделка рельефа – осуществляется вручную красками и золотом, данное украшение, как правило, используется для посуды с рельефным бортом и вырезанным краем; декоративное глазурирование – представляет собой многокрасочные рисунки различной тематики и видов, используемые для украшения фаянса и майоликовых изделий.