Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 19:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию определения потребительских и основных свойств товара за счет мероприятий по совершенствованию определения химического состава и свойств товара. Выбор эффективных методов определения потребительских свойств товара, различных типов сплавов в современных условиях производства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить теоретические основы определения потребительских и основных свойств товаров в товароведении;
- рассмотреть сущность товароведческой деятельности принципы определения потребительских и основных свойств товара;
- проанализировать особенности определения потребительских и основных свойств товара на ТД «Пассаж».
Введение 3
1 Теоретические основы определения потребительских и основных свойств товаров в товароведении 5
1.1Существеный аспект товароведной деятельности 5
1.2 Потребительские свойства товаров в товароведении 8
1.3 Основные свойства материалов и изделий в товароведении 12
2 Анализ определения потребительских свойств мягкой мебель ТД «Пассаж» 22
2.1 Определение потребительских свойств мягкой мебели ТД «Пассаж» 22
2.2 Анализ основных свойств мягкой мебели ТД «Пассаж» 27
Заключение 30
Список используемых источников 34
Самая слабая зависимость прослеживается между ассортиментной и стоимостной характеристиками. Товары одних и тех же наименований могут быть дешевыми и дорогими (например, одежда, обувь). Вместе с тем существует ряд традиционно дорогих товаров определенных ассортиментных групп (ювелирные изделия из драгоценных металлов, натуральные меха отдельных видов, автомашины, мясные и рыбные деликатесы и т. п.). Высокие цены на эти товары в определенной мере обусловлены повышенными по сравнению с другими более дешевыми товарами качественными характеристиками (например, эстетическими, эргономическими свойствами).
Однако дешевые товары не всегда имеют пониженное качество. Не следует забывать, что на ряд товаров повседневного спроса устанавливаются определенные ограничения в области цен или торговых надбавок. Более того, в некоторых развитых странах на отдельные товары повседневного спроса устанавливаются дотации (картофель, детское питание и т. п.). Подобные дотации существовали в доперестроечный период и в нашей стране.
Благодаря мерам государственного регулирования поддерживаются низкие цены на такие товары. Отсутствие регулирования приводит к «вымыванию» из ассортимента дешевых товаров. Эта тенденция характерна для современного состояния российского рынка потребительских товаров.
Стоимостные характеристики товаров не относятся к товароведным и составляют предмет изучения экономических дисциплин, поэтому в данном учебнике они подробно не рассматриваются.
1.2 Потребительские
свойства товаров в
Потребительские свойства товара - это свойства, которые проявляются в процессе потребления или использования товара потребителем для удовлетворения материальных и культурных потребностей. Как правило, потребительские свойства являются сложными свойствами (удобство использования, надежность, безопасность товара), образованными совокупностью простых свойств. Потребительские свойства определяют потребительную стоимость товара (ценность, полезность для человека).
Товароведы выделяют следующие группы потребительских свойств товаров:
- свойства назначения (функциональные,
социальное назначение, свойства
классификационного назначения)
- надежность (долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость);
- эргономические свойства (антропометрические, физиологические, психологические, психофизиологические);
- эстетические свойства;
- безопасность и экологические свойства.
- Потребительские свойства формируют качество товара.
В ГОСТ 15467-79 <<Управление качеством продукции.
Основные понятия. Термины и определения» было дано определение понятия качество», относящееся к продукции: «качество продукции - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».
В ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» дается определение понятия качество, относящееся к товару: «качество товара - это совокупность потребительских свойств товара». Качество товара обусловливает пригодность товара к использованию и удовлетворение потребителей.[ 2 ]
В России принято, что «качество товара» - это технико-экономическое понятие, отличающееся от философского понятия «качество». Понятие «качество товара» охватывает только те свойства, которые связаны с возможностью удовлетворения общественных или индивидуальных потребностей людей в соответствии с ее назначением.
Американский национальный институт стандартов (ANSI) совместно с Американским обществом качества (ASQ) использует следующее определение качества: качество - это «все количество особенностей и характеристик продукта или услуги, которое простирается на его способность удовлетворять данные потребности».
Качество товара зависит от качества составляющих его материалов, узлов, деталей способов их соединения и взаимодействия.
В определении понятия «качество товара» соответствие товара потребностям человека является исходным условием. Покупатель приобретает товар, исходя из настоятельной потребности в нем, его новизны, моды, рекламы, с учетом его экономичности, надежности и других свойств. Удовлетворение потребности и эффективность производства определяются только совокупностью объемов производства и качеством товара.
При фиксированном объеме потребности чем выше уровень качества товара, тем меньше изданий нужно для удовлетворения потребности. И наоборот, чем ниже долговечность, тем больше изделий необходимо для удовлетворения фиксированного объема потребностей. Такая закономерность характерна для товаров, главными свойствами которых является производительность, содержание полезных веществ, надежность.
В большинстве случаев улучшение качества товара стимулирует рост объемов потребления и, следовательно, последующих объемов производства.
Это обусловлено тем, что новое, более высокое качество не только создастся для удовлетворения более высокой потребности, но и изменяет характер уже имеющихся потребностей или порождает новые и дает импульсы развитию общественного производства и повышению уровня жизни населения.
Низкое качество товара сужает возможность удовлетворения потребностей. При производстве товара низкого качества возникают нежелательные экономические и социальные явления, такие как невысокие темпы роста общественного производства и материальных условий жизни, неудовлетворенность результатами труда и производства.
Труд, материалы, энергия, затрачиваемые на производство низкокачественных товаров, тратятся бесполезно для общества в целом, поскольку возникает затоваривание рынка изделиями, малопригодными или непригодными для удовлетворения потребностей людей. Значительная часть потребностей остается неудовлетворенной.
Высокое качество сохраняет труд, сырье, материалы, создаст материальные условия для развития общества, улучшает структуру и увеличивает масштабы национального богатства. Представление о качестве со временем меняется, оно зависит от уровня информации о товаре, от технических средств обнаружения характеристик товара.
Показатель качества товара - это количественная характеристика одного или нескольких свойств товара, составляющих его качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям его создания и эксплуатации или потребления. Данные показатели отражаются в стандартах «Системы показателей качества продукции», нормированные значения показателей качества отражаются в стандартах «Общих технических условий» или «Технических условий». Номенклатура показателей и нормированные значения, характеризующие безопасность, отражаются в технических регламентах.
Однако следует отмстить, что в ряде случаев имеет место неполная систематизация номенклатуры показателей качества в стандартах и наличие морально устаревших значений и показателей качества товаров, а также обилие технологических показателей, не дающих информации о качестве товара.
В ГОСТ Р 51303-99 дается следующее определение: потребительский показатель качества - это количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств товара, рассматриваемая применительно к условиям его потребления. [ 2 ]
Номенклатура показателей качества зависит от назначения товара. У товара многоцелевого назначения она может быть очень многочисленной. Значение показателя качества товара может выражаться в различных единицах, например максимальная скорость транспортного средства в км/ч, наработка на отказ электродрели в часах, вкус продукта питания - в баллах. Иногда показатель качества товара может быть экономическим, например, средняя стоимость ремонта, рассчитанная в стоимостном выражении в рублях.
Показатели качества товаров по количеству характеризуемых свойств могут быть единичными и комплексными. Единичный показатель качества - это показатель, относящийся только к одному из свойств объекта. Например: коэффициент легкости хода велосипеда характеризует экономичность расхода энергии при езде; расход воздуха (м3/с) при работе пылесоса - время очистки ковра (с); эффективность отстирывания (%) и отжима белья (%) стиральной машиной характеризуют эффективность ее работы. Комплексный показатель качества - это показатель качества товара, относящийся к нескольким сто свойствам: например, целостность композиции, комфортабельность, безопасность, надежность товара.
В частности, для велосипедов комплексный показатель комфортности определяется в баллах на основе соответствия конструкции антропометрическим данным велосипедиста и удобства пользования (удобства руля, седла, тормозных рукояток, переключателя передач, регулирования руля и седла, грязезащищенности).
Таблица 1 - Показатели качества классифицируются по различным признакам
Признак классификации |
Группы показателей качества |
По характеризуемым свойствам |
Показатели назначения Показатели надежности Эргономические показатели Эстетические показатели Показатели безопасности Показатели экономичности |
По способу выражения значения |
Показатели, выраженные в натуральных единицах (кг, м, баллы, безразмерные) Показатели, выраженные в стоимостных единицах (рубли) |
По количеству характеризуемых свойств |
Единичные показатели Комплексные показатели(групповые, обобщенные, интегральные) |
По применению в оценке |
Базовые значения показателей Относительные значения показателей |
По стадии определения значений показателей |
Прогнозируемые показатели Проектные показатели Производственные показатели Эксплуатационные показатели |
Первый признак классификации показателей качества характеризует свойства товара, входящие в состав его качества, и служит для выбора и обоснования номенклатуры показателей качества, соответствующей потребностям людей, народного хозяйства, обороны страны. Группы показателей качества по этому признаку классификации применяются для включения в научно-техническую документацию, технические задания на разработку продукции, в планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, при контроле качества на предприятии и испытаниях товара, для оценки технического уровня и качества товара на всех стадиях ее жизненного цикла.
Второй признак классификации показателей качества используют для технико-экономического анализа качества, при котором важно знать полезный эффект каждого свойства, выраженный как в натуральных, так и стоимостных единицах.
Третий признак служит для применения показателей качества в различных методах оценки технического уровня и качества товара. Единичные показатели качества применяются в дифференциальном методе, комплексные показатели качества товара - в комплексном методе, совместно единичные и комплексные показатели качества товара - в смешанном методе оценки качества.
Четвертый признак классификации показателей качества используют для выбора базовых образцов товара при сравнении значений показателей качества оцениваемого товара и базового образца.
Пятый признак классификации показателей качества товара служит для учета особенностей оценки качества товара на различных стадиях его жизненного цикла.
1.3Основные свойства
материалов и изделий в
Применение того или иного материала, срок службы, поведение при транспортировании и хранении зависят от его основных свойств. Основные свойства материалов и изделий – это объективные особенности, присущие им от природы и проявляющиеся при эксплуатации.
Свойства материалов и готовых изделий могут подразделяться по их природе, а также в зависимости от того, какую из особенностей товара они характеризуют
По природе свойства могут быть:
- химическими;
- физическими;
- физико-химическими;
- биологическими
В зависимости от того, какая из сторон товара выявляется при оценке качества готовых изделий, свойства делят на функциональные, эстетические, эргономические, гигиенические и др. Свойства, характеризующие поведение материала в процессе производства изделий, называют технологическими. Так, к технологическим свойствам, например, древесины относят способность к изгибу; металлов – обрабатываться давлением, резанием и др.
Многие свойства материалов
взаимосвязаны между собой. Изменение
одних вызывает изменение
В данной главе излагаются лишь общие сведения о свойствах, их показателях, характеризующих большинство материалов и готовых изделий. При этом необходимо уяснить весомость и значимость свойств и их показателей для оценки качества готовых изделий с учетом их назначения и условий эксплуатации, а также терминологию, размерность, числовые значения и методику их определения и расчета. В разделах частного товароведения (непродовольственных, продовольственных товаров, промышленного сырья и материалов и др.) они рассматриваются подробнее применительно к конкретной группе товаров.
Информация о работе Потребительские и основные свойства товаров