Повышения конкурентоспособности продукции ЗАО «КВАРТ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - провести исследования на предприятии и дать оценку конкурентоспособности товара и разработать ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Объект исследования: конкурентоспособность товаров ЗАО «КВАРТ»
Предмет исследования: рынок, ассортимент и конкурентоспособность товаров ЗАО «КВАРТ».

Содержание работы

Введение 3
1 Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров 6
1.1Состояние рынка. Конкурентоспособность товаров и пути повышения ее 6
1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг 10
1.3 Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции 14
2 Оценка конкурентоспособности продукции ЗАО «КВАРТ» 18
2.1 Общая характеристика и анализ технико-экономических показателей предприятия 18
2.2 Оценка конкурентоспособности товаров 26
3 Практические рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции ЗАО «КВАРТ» 39
Заключение 42
Список использованных источников 45

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 152.03 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                      3

1 Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров             6

1.1Состояние рынка. Конкурентоспособность   товаров и пути повышения ее    6

1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг              10

1.3  Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции               14

2 Оценка конкурентоспособности продукции ЗАО «КВАРТ»                            18

2.1 Общая характеристика и анализ технико-экономических показателей предприятия                                                                                                               18

2.2 Оценка конкурентоспособности  товаров                                                          26

3 Практические рекомендации  по повышению конкурентоспособности продукции ЗАО «КВАРТ»                                                                                        39

Заключение                                                                                                                 42

Список использованных источников                                                                       45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Перемены, начавшиеся в республике в 90-е годы, выдвинули на первый план ряд новых экономических форм и понятий, определяющих условия  хозяйствования, (от уровня предприятий до народного хозяйства в целом) взамен ранее применявшимся формам административного воздействия. Среди них особое место занимают конкуренция как способ достижения цели эффективного развития и конкурентоспособность, как индикатор и рычаг управления эффективностью.

С точки зрения микроэкономического  подхода, победа в конкурентной борьбе является конечной целью всякой фирмы. Причем, победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, то есть от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики? Это весьма многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.

К сожалению, до 90-х гг. действовавшая  в стране административно-командная  система не ориентировала предприятия  сферы производства товаров и  услуг на повышение конкурентоспособности  их продукции. Проблема конкурентоспособности  как практическая задача стояла только перед предприятиями, ориентированными на экспорт, и внешнеторговыми организациями.

В условиях современной переходной экономики конкурентоспособность  начала рассматриваться как философия  работы в условиях рынка, предполагающая:

  1. понимание нужд потребителя и тенденций их развития;
  2. знание поведения и возможностей конкурентов;
  3. знание состояния и тенденций развития рынка и окружающей среды;
  4. умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.

Товар - основа предпринимательской  деятельности предприятия, если предприятие не имеет товар, то ему нечего продавать, следовательно, ему не с чем выйти на рынок. Однако не каждый продукт труда может стать товаром, он, прежде всего, должен иметь ценность для общества, то есть потребители должны проявить интерес к этому продукту труда.

В последние годы произошло усложнение экономических связей, наблюдается динамичное развитие хозяйственной деятельности, требуются новые подходы к разработке и производству изделий.

Товаропроизводители должны строить свою деятельность исходя из главного принципа: наиболее полно  удовлетворить требования потребителя. А этого можно достичь, только с экономически эффективной, качественной, и конкурентоспособной продукцией, производство которой определяет финансовое благополучие производителей.

Таким образом, одна из важнейших  проблем – это качество и конкурентоспособность  товаров и услуг, предполагающая формирование принципиально новых  подходов к исследованию и оценке этих аспектов.

Качество продукции является одним из важнейших факторов деятельности любого предприятия.

Насыщение рынка товарами предполагает не только увеличение объема их производства, но и повышение  конкурентоспособности.

Для того чтобы обеспечить производство более конкурентоспособного товара необходимо проводить исследование конкурентоспособности еще на стадии разработки, создания товара; и в дальнейшем, следует периодически проводить анализ конкурентоспособности уже на стадии производства и реализации продукции, сравнивая ее с аналогами, чтобы иметь возможность формирования ассортимента более конкурентоспособной продукции на рынке и выявлять ту продукцию, для которой необходимо разрабатывать специальные мероприятия по повышению конкурентоспособности.

Изучение конкурентоспособности  товара должно вестись непрерывно и систематически. Это дает возможность уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться.

В итоге можно вовремя  принять то или иное оптимальное  решение: снять изделие с производства или модернизировать его, перевести  на другой рынок и т.д.

Всё вышеизложенное определяет актуальность темы курсовой работы.

Цель работы - провести исследования на предприятии и дать оценку конкурентоспособности товара и разработать ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Объект исследования: конкурентоспособность  товаров ЗАО «КВАРТ»

Предмет исследования: рынок, ассортимент и конкурентоспособность  товаров ЗАО «КВАРТ».

Задачи курсовой:

  1. определить составляющие конкурентоспособности товара;
  2. изучить методы исследования и оценки конкурентоспособности товара;
  3. исследовать конкурентоспособность продукции ЗАО «КВАРТ» с использованием предложенных методов;
  4. исследовать конкурентов ЗАО «КВАРТ»
  5. дать оценку конкурентоспособности продукции ЗАО «КВАРТ» на основе проведенных исследований;
  6. -предложить пути повышения конкурентоспособности продукции ЗАО «КВАРТ»

 

1 Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров

    1. Основные понятия конкурентоспособности продукции

 

В современных условиях одной  из основных целей любого ориентированного на экспорт предприятия является обеспечение устойчивой конкурентоспособности  производимой продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынках.

Достижение данной цели по средствам решения определенных задач дает возможность предприятиям-экспортерам  работать на перспективу, а также  избежать банкротства или преобразования в другое качественно новое предприятие.

По мнению исследователей, конкурентоспособность - это наличие у производимой продукции потребительских, ценовых и качественных характеристик, обеспечивающих ее успех на внутреннем и внешних рынках. Качество продукции является одним из важнейших факторов конкурентоспособности любого предприятия. Роль и значение повышения конкурентоспособности путём повышения качества продукции для нашей страны на современном этапе социальных и экономических преобразований является актуальной задачей.

При этом важнейшими факторами, определяющими конкурентоспособность, следует назвать обеспечение соревновательности товаров по уровню издержек, производительности и интенсивности труда ценовую конкурентоспособность, а также конкурентоспособность продукции по качественным и потребительским свойст­вам.

Что касается второго важнейшего фактора ценовой конкурентоспособности  белорусских товаров (производительности труда), то в настоящее время ситуация с производительностью и интенсивностью труда для конкурен­тоспособности отечественных товаров складывается неблагоприятно, основной причиной чего являются высокие показатели износа основной массы активной части производственных фондов, который не только обуславливает обвальный рост издержек производства, невозможность задавать продукции необходимые параметры качества, нерациональный расход материальных и топливно-энергетических ресурсов, но и повышенные затраты рабочего времени на ре­монты и поддержание их в работоспособном состоянии.

Кроме того, на показатели производительности труда отрицательно сказыва­ется увеличение технического и технологического отставания, отсутствие сис­темы действенных мер стимулирования высоких показателей производительности труда работников.

Сейчас производительность труда на многих предприятиях, экспортирующих впоследствии произведенную ими  продукцию, в 2,5-3 раза ниже, чем в  промышленно развитых странах.

Выявлено, что в условиях рыночных отношений уровень конкурентоспособности на 70-80% зависит от качества и на 20-30% - от цены.

Сдерживающим фактором повышения  конкурентоспособности продукции  в Татарстане является: высокий уровень износа основных фондов и низкий уровень применяемых технологий. Значительный износ основных фондов и недостаточный уровень технологий обуславливают высокую затратоемкость производства. Следует отметить, что предприятия Татарстана работают в основном на привозном сырье, цены на ко­торое постоянно растут. Это ведет к росту издержек, что вызывает рост цен и снижение конкурентоспособности продукции.

Умение прогнозировать потенциальную  конкурентоспособность вновь раз­рабатываемых изделий и выпускаемых товаров позволяет избегать возможных просчетов в реализации стратегии фирмы.

При оценке и прогнозировании  конкурентоспособности продукции  целесо­образно применять следующие методы: измерительный метод; регистрацион­ный метод; расчетный метод; экспертный метод; социологический; матричный подход; рейтинговая оценка конкурентоспособности товаров, экономико-математические методы.

Поскольку цена потребления  формируется с учетом издержек, важное значе­ние имеет прогнозирование издержек производства конкретных изделий

При прогнозировании издержек могут применяться методы экстраполяции (метод подбора функций и др.), экспертные оценки, факторные модели и другие методы. Наиболее доступным  является индексный метод.

Основные цели программы - создание условии, способствующих повышению  экспортных возможностей отечественных  товаропроизводителей, производству конкурентоспособной  продукции, дальнейшее насыщению потребительского рынка качественными безопасными  товарами и услугами, внедрению современных  технологий, оздоровлению окружающей среды, экономии материальных ресурсов.

С целью обеспечения конкурентоспособности  своей продукции предприятие  должно постоянно отслеживать, удовлетворяют  ли его товары требованиям по­требителя, лучше ли они, чем товары конкурентов, все ли параметры конкурен­тоспособности улучшаются опережающими темпами. При первом же сигнале о неблагополучии предприятие обязано очень быстро принимать меры к исправ­лению ситуации. И скорость сейчас становится главным гарантом успеха.

Беда наших предприятий  не только в неумении реагировать  на изменения рынка, но и в неспособности  произвести нужную рынку продукцию, а затем быстро ее продать. Это  ведет к колоссальному росту  товарных запасов, что оз­начает замораживание средств, уменьшение оборотных ресурсов, и невозмож­ность выплачивать персоналу зарплату.

Причин низкой конкурентоспособности  на самих предприятиях много: это  изношенное оборудование и низкая квалификация, избыток персонала и несо­вершенные процессы управления, нерешенные вопросы собственности. Но, пожалуй, главная причина в том, что большинство предприятий ориентируются не на требования рынка, а на показатели, устанавливаемые вышестоящими ор­ганизациями. Чем более жесткая централизация в отрасли, тем хуже общий ре­зультат, так как основа успеха на рынке - победа в конкурентной борьбе за счет более быстрого реагирования на изменение каждого показателя конкурентоспо­собности. Недооценка этого приводит к вытеснению предприятий с рынков, увеличение товарных запасов, уменьшению объемов продаж и уровня заработ­ной платы.

Многие из систем, обеспечивающих конкурентоспособность, нашим пред­приятиям общеизвестны и общедоступны. И едва ли не главную роль здесь иг­рают международные стандарты. Наиболее актуальными на сегодняшний день являются стандарты ИСО серии 9000. Сертификация системы качества - знамя и весомый аргумент для предприятия в конкурентной борьбе.

Информация о работе Повышения конкурентоспособности продукции ЗАО «КВАРТ»