Повышения конкурентоспособности продукции ЗАО «КВАРТ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - провести исследования на предприятии и дать оценку конкурентоспособности товара и разработать ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Объект исследования: конкурентоспособность товаров ЗАО «КВАРТ»
Предмет исследования: рынок, ассортимент и конкурентоспособность товаров ЗАО «КВАРТ».

Содержание работы

Введение 3
1 Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров 6
1.1Состояние рынка. Конкурентоспособность товаров и пути повышения ее 6
1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг 10
1.3 Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции 14
2 Оценка конкурентоспособности продукции ЗАО «КВАРТ» 18
2.1 Общая характеристика и анализ технико-экономических показателей предприятия 18
2.2 Оценка конкурентоспособности товаров 26
3 Практические рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции ЗАО «КВАРТ» 39
Заключение 42
Список использованных источников 45

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 152.03 Кб (Скачать файл)

Единственный способ сохранить  своё присутствие на рынках в условиях гло­бализации - это стремиться соответствовать глобальным стандартам и прави­лам. Иного пути нет. Сегодня государство стимулирует внедрение систем управления качеством уже на базе МС ИСО 9000, часто требуют этого и меж­дународные партнёры.

Исходя из выше сказанного, развить свои конкурентные преимущества Бела­русь, на наш взгляд, может не только, обновив свои производственные фонды за счет инвестиций, повысив  производительность труда и его  интенсивность, используя технологии, позволяющие снизить материало- и энергоемкость вы­пускаемой продукции, но и на основании учета при производстве каких-либо товаров с целью их последующего вывоза за пределы республики шести основ­ных характеристик страны, определяющих экономическую среду, которая вследствие этого может быть сформирована либо как благоприятная, либо как не благоприятная для роста конкурентоспособности белорусских товаров:

1.  Факторы производства, т.е. природные ресурсы, рабочая  сила, инфра­структура и т.д.

2.  Объем спроса и  требовательность покупателей.

3.  Стратегия предприятия,  его структура и конкуренты, иными  словами це­ли собственника предприятия и его управляющих, характер конкуренции в стране.

4.  Родственные и поддерживающие  отрасли, т.е. обеспеченность произво­дителя конкурентоспособной продукцией для своего производства достаточно конкурентоспособными поставщиками.

5.  Изобретения, неожиданные  повороты политики или изменения  в мировой экономике.

6.  Государственная политика, ее способность усиливать или  ослаблять влияние всех остальных  параметров, формирующих экономическую  среду.

7.  Повышение качества  продукции, соответствие стандартам, сертификация.

8.  Имидж предприятия.

9.  Реклама продукции

10. Использование данных  о предприятии, его продукции  на сайте в Интернете.

Кардинальное решение  данной задачи возможно только в результате:

- обновления технологической  базы;

- разработки и освоения  новых видов продукции, соответствующих  по своим качественным характеристикам  потребностям мирового рынка;

- диверсификация внешней  торговли;

- сертификация продукции;

-развитие информационной инфраструктуры отечественных товаропроизводителей;

- регулирования цен;

- использования различных  видов рекламы;

- поиск новых рынков  сбыта;

- улучшения качества продукции;

- своевременного прогнозирования  конкурентов

 

1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг

 

Качество товаров и  услуг. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в  ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Качество – главная характеристика товара. Это способность фирменного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое требование – соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно. Товар должен удовлетворять потребности потребителей: физические технически, эксплуатационно, эстетически, по цене. А если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей – статусных, возрастных, психологических, духовных – успех ему на рынке обеспечен. Однако, с точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес.

Различают качества товара:

-  физические: технические  параметры, вкус, вес, прочность,  форма, цвет, запах;

-  эстетические: стиль, класс, красота, изящество;

-  символические: статус, престиж, класс;

-  дополнительные: установка, наладка, возможность ремонта, право на обмен, ликвидность [12].

При разработке марочного  товара производитель должен при­нять решение об уровне качества и прочих отличительных чертах, которые будут обеспечивать поддержание позиции марки на целе­вом рынке. Одним из основных орудий позиционирования, которым располагает продавец, является качество его товара.

Качество – это расчетная  способность марочного товара выполнять  свои функции. В понятие качества входят долговечность товара, его  надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства. Некоторые из этих характеристик  поддаются объективному замеру. Однако с точки зрения маркетинга качество следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям.

Обеспечение контроля качества продукции на всех стадиях его  производства также является не столько  технической проблемой, сколько  организационно-управленческой. На рынке  присутствуют консультационные компании, с успехом оказывающие услуги по подготовке предприятия и внедрению  систем управления качеством.

Следующим фактором, определяющим уровень конкурентоспособности  товаров и услуг является цена.

Цена товаров и услуг. Цена – денежное выражение стоимости  товара, экономическая категория, служащая для косвенного изменения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

Факторы, влияющие на определение  цены товара:

1.  Совокупные издержки  производства;

2.  Затраты общественного  труда;

3.  Качество товара;

4.  Функции и свойства  товара;

5.  Квалификация персонала;

6.  Технологический уровень  производства;

7.  Налоговое законодательство  страны;

8.  Затраты, связанные  с транспортировкой и хранением  товара;

9.  Затраты, связанные  с арендой помещений для реализации  товара;

10.  Упаковка товара;

11.  Известность фирмы;

12.  Уровень сервисного  и гарантийного обслуживания;

13.  Маркетинговая деятельность  фирмы;

14.  Спрос и предложение  на данную продукцию;

15.  Торговая наценка  фирмы.

Стратегия цено­образования в основном определяется предварительно принятыми решениями относительно позиционирования на рынке. В то же время фирма может преследовать и другие цели. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цену. При­мерами таких часто встречающихся в практике целей могут быть: обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, за­воевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара. Охарактеризуем их подробнее [13].

1. Обеспечение выживаемости.

2. Максимизация текущей  прибыли. 

3. Завоевание лидерства  по показателям доли рынка. 

4. Завоевание лидерства  по показателям качества товара.

Следующий фактор, оказывающий  большое влияние на конкурентоспособность  товаров и услуг – это уровень  квалификации персонала и менеджмента.

Уровень квалификации персонала  и менеджмента

Уровень квалификации менеджмента  играет наиболее важную роль в обеспечении  конкурентоспособности предприятий. Данная проблема может быть решена двумя путями: первый – повышение  квалификации существующих управляющих  и второй – замена управляющих  новыми, более квалифицированными. Замена управляющих, на первый взгляд, наиболее простой и эффективный  путь. Однако опыт показывает, что это  не совсем верно. Сегодня непросто подобрать  квалифицированного менеджера, способного действовать в существующих условиях, тем более, проводить изменения, требующие серьезных знаний и  опыта управления в условиях рынка.

Учитывая вышесказанное, переподготовка действующих руководителей  предприятий может осуществляться преимущественно двумя способами:

во-первых, это интенсивные, практически ориентированные учебные курсы (тренинги);

во-вторых - обучение в процессе реформирования предприятия при  содействии профессиональных консультантов по управлению.

Важными условиями для  решения проблемы эффективного менеджмента  и создания механизмов естественной ротации кадров предприятий является наличие, с одной стороны, системы контроля и ответственности, а с другой - системы мотивации. Контроль эффективности менеджмента должны осуществлять собственники предприятия.

 

1.3 Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции

 

Конкурентоспособность —  это комплексная многоаспектная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению  с аналогичными товарами-конкурентами как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Конкурентоспособность обусловливается качественны­ми и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупа­телем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей. Отсюда следует, что конкурентоспособность более полно раскрывается через систему показателей, среди которых выделяются:

-качественные;

-экономические.

Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют  свой­ства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную потреб­ность. Они подразделяются на классификационные и оценочные.

Классификационные показатели характеризуют принадлежность из­делия к определенной классификационной  группировке и определяют назначение,

область применения и условия  использования данного това­ра.

Оценочные показатели количественно  характеризуют те свойства, которые  образуют качество товара. Они используются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товаров, отне­сенных к одному классу по классификационным показателям.

По роли, выполняемой при  оценке конкурентоспособности, оценоч­ные показатели разделяют на две группы:

-показатели, используемые  для проверки выполнения обязательных  требований, которым должна удовлетворять  продукция;

-показатели, используемые  для сопоставления конкурирующих  на рынке товаров по степени  удовлетворения потребителя теми  или иными свойствами.

Наиболее часто при  оценке конкурентоспособности продук­ции применяются следующие методы.

1. Критерием для определения  конкурентоспособности товара является  его цена потребления, которая  определяется по формуле

Цп = Цпр + Ип, где                                                                                        (1.3.1)

 Цп - цена потребления;

Цпр - цена приобретения;

Ип - издержки потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы.

Для покупателя все расходы  делятся на две основные катего­рии: постоянные затраты, которые осуществляются единовремен­но, то есть покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр.; переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользо­вания изделием - эксплуатационные расходы (энергия, сырье, ра­бочая сила и т. п.), текущий ремонт и обслуживание и др.

Величину переменных затрат (Ипер) можно определить по формуле

Ипер = (ЗП +Ирем +Им +А +Ипр)Тн, где                                                        (1.3.2)

ЗП - годовой фонд заработной платы обслуживающего персонала  с отчислениями на социальные нужды;

Ирем - годовые затра­ты на текущий ремонт и обслуживание;

Им - годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные  и другие матералы, связан­ные с эксплуатацией техники;

А - годовая величина амортизации;

Ипр - прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники;

Тн - нормативный срок службы.

По мере старения изделия  сумма переменных затрат возраста­ет, и соответственно увеличивается  их доля в цене потребления.

На этой основе формируется  удельная цена потребления, кото­рая в определенный момент достигает своего минимума, то есть становится оптимальной. Период, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивно­сти эксплуатации, называется экономическим ресурсом изделия.

Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая тех­ника одинакова  по производительности и сроку службы. Если эти параметры различаются, необходимо привести их в сопостави­мый  вид.Технические параметры при этом методе определения конку­рентоспособности учитываются косвенно в стоимостных парамет­рах (продажной цене и цене потребления).

2.      При определении  конкурентоспособности товара учитыва­ются два критерия: себестоимость производства и реализации то­вара, а также уровень его качества.

Информация о работе Повышения конкурентоспособности продукции ЗАО «КВАРТ»