Шпаргалка по "Технология хранения и транспортировка товаров"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 11:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Технология хранения и транспортировка товаров".

Файлы: 1 файл

тех. хр. и тр. товара.docx

— 126.08 Кб (Скачать файл)

Важным условием, определяющим рациональную организацию товароснабжения, является правильный выбор формы  движения товаров из пунктов производства в районы потребления. Процесс доведения  товаров до потребителей (розничной  торговли) может осуществляться в  двух организационно-экономических  формах: транзитной и складской. Выбор  той или иной формы товароснабжения  зависит от конкретных условий покупателя и поставщика - объема товарооборота, транзитных норм отгрузки, нормативов товарных запасов, состояния складского хозяйства и т.п..

Под транзитом понимается такая форма товароснабжения, когда  товар из производственного предприятия  направляется в магазины, минуя склады оптовой и розничной торговли. Такая форма снабжения магазинов  применяется по скоропортящимся  товарам и товарам, не требующим  подсортировки (хлеб и хлебобулочные  изделия, напитки, стройматериалы, мебель и т. д.). Транзитная форма снабжения  магазинов может применяться  при работе с местными поставщиками по любым товарам, так как в  этом случае их завоз осуществляется автомобильным транспортом, а поэтому  не требуется соблюдения нормы единовременной отгрузки.

Товародвижение — это  процесс реального доведения  товаров до потребителя. Он включает в себя следующие этапы:

- транспортировку товаров;

- погрузку и разгрузку  товаров;

- хранение товаров;

- комплектование торгового  ассортимента;

- подготовку к продаже.

Основными принципами товародвижения являются:

- выбор кратчайших путей  движения товарных потоков;

- выбор наиболее оптимальных  форм и звенности товародвижения;

- использование прогрессивных  технологий товародвижения;

- расширение объема механизированных  погрузочно-разгрузочных и складских  работ;

- наиболее эффективное  использование транспортных средств[20, с. 411].

На процессы товароснабжения  и товародвижения влияет ряд объективных  и субъективных факторов:

- производственные (объем,  размещение, специализация, сезонность  производства);

- транспортные (состояние  дорог, виды транспортных средств,  их техническое состояние и  т.д.);

- торговые (мощность, специализация, размещение торговых объектов, оснащенность оборудованием, сложность ассортимента и т.д.);

- социальные (социальный  состав и расселение населения,  уровень доходов и др.).

Основанием для завоза товаров в розничное торговое предприятие служит заявка. Она составляется по установленной форме. В ней  указывают наименование товаров  и основные их ассортиментные признаки (вид, сорт и т. д.), требуемое количество товаров. Заявку, составленную в двух экземплярах, подписывает заведующий или директор магазина, затем ее заверяют печатью и направляют поставщику для исполнения.

Рациональная организация  и технология товароснабжения требует  выбора наиболее эффективных методов  доставки товаров в розничную  торговую сеть. На практике получили распространение  два основных метода товароснабжения: децентрализованный завоз и централизованная доставка.

При децентрализованном завозе, или самовывозе, транспортно-экспедиционные операции осуществляются силами и средствами покупателей. При этом методе транспорт рассредоточивается неторговым организациям и предприятиям или заказывается в специализированных транспортных предприятиях. В отдельных случаях магазины прибегают к услугам наемного транспорта (промышленных предприятий, колхозов, совхозов и т.п.).

Наиболее эффективный  метод доставки товаров в розничные  торговые предприятия - централизованный завоз, при котором доставка товаров  осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок розничных  торговых предприятий в согласованные  сроки. При рационально организованной централизованной доставке товаров  эффективнее используется рабочая  сила и транспорт, снижаются издержки обращения. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему в магазинах  поддерживается стабильный ассортимент. Ускоряется оборачиваемость товаров, уменьшается их порча.

Маршрут завоза - это путь перевозки товара от места его  отправки до розничного торгового предприятия. Они бывают линейные и кольцевые.

Линейные маршруты используются для доставки товаров за один рейс в один магазин.

Для магазинов, объем поставки в которые меньше грузоподъемности автомобиля, товары могут завозиться кольцевым завозом.

В системе мероприятий, направленных на обеспечение рациональной организации  централизованного товароснабжения  розничной торговой сети, важная роль принадлежит разработке технологических  схем товароснабжения, основанных на применении взаимоувязанных транспортных систем. Так, все более широкое применение находят технологические схемы  процесса товародвижения с использованием тары-оборудования. Они предусматривают  выполнение следующих основных операций:

а) комплектование ассортимента товаров для каждого магазина и укладка их в контейнер;

б) зачехление и пломбирование контейнера;

в) доставка и передача опломбированных  контейнеров и сопроводительных документов в экспедицию оптовой  базы;

г) группировка контейнеров  по принятым маршрутам;

д) оформление передачи загруженных контейнеров водителям транспортных средств;

е) погрузка и крепление  контейнеров в кузове транспортного  средства;

ж) доставка контейнеров  с товарами на розничное торговое предприятие;

з) выгрузка контейнеров и перемещение их в зону приемки, хранения или в торговый зал магазина;

и) оформление сдачи-приемки  контейнеров с товарами;

к) прием, погрузка и доставка на базу порожних контейнеров.

 

 

Совершенствование товароснабжения  вызывает необходимость создания единой системы управления этим процессом. Основу такой системы составляют диспетчерские службы, организованные в различных звеньях управления торговлей, в том числе и в  розничной, основными задачами которых является контроль и регулирование завоза товаров в розничную торговую сеть.

Для упрощения управления процессом товароснабжения могут  быть использованы технологические  карты, которые представляют собой  детальную разработку важнейших  составных элементов централизованной доставки товаров в розничную  торговую сеть. В них указывается  не только день и время доставки товаров в магазин, но и номер  автомашины, обслуживающей маршрут, фамилия водителя, размер партий товара и другие данные.

Успешное функционирование системы товароснабжения розничной  торговой сети требует оперативного сбора, обобщения и передачи коммерческим службам информации о состоянии  торговли отдельными товарами на каждом розничном торговом предприятии. Оперативное  управление товароснабжением розничной  торговой сети возлагается на диспетчерскую  службу. Диспетчерская служба обеспечивает постоянную связь с розничной  торговой сетью и оптовыми базами, осуществляющими товароснабжение. Она занимается сбором и обобщением информации, поступившей от магазинов, и оперативно передает ее коммерческой службе оптовой балы для принятия необходимого решения о завозе товаров[18, с. 291].

С целью более полного  удовлетворения покупательского спроса разрабатываются типовые схемы  товароснабжения и системы по регулированию товарных запасов  на торговых предприятиях.

Оптимальные товарные запасы рассматриваются в качестве важнейшего критерия при оценке эффективности  торговли в целом и труда работников торговли в частности.

При организации товароснабжения  предприятий розничной торговли должны учитываться следующие основные требования:

- завоз товаров следует  осуществлять в соответствии  со спросом населения и установленным  для магазина ассортиментным  перечнем;

- количество завозимых  товаров должно определяться  типом предприятия, объемом товарооборота  и размерами торговых площадей. - величину единовременно доставляемой партии нужно исчислять с учетом имеющихся товарных запасов, объема среднедневной реализации и установленной периодичности завоза[5, с 119]. Таким образом, маркетинговые подходы к закупочной деятельности нарабатывают методы, позволяющие реализовать концепцию, существенно дополняющую и расширяющую концепцию закупок.

26. Технология  хранения товаров в магазине

Одним из обязательных условий  обеспечения бесперебойного технологического процесса в магазине является наличие достаточных запасов товаров. В магазине их размещают непосредственно в торговом зале (рабочий запас) и в помещениях для хранения товаров (резервный запас). При этом следят за перемещением товаров в кладовых, укладкой их на хранение, соблюдением сроков хранения отдельных товаров и режима хранения, нормальной работой холодильных установок, поддержанием в помещениях чистоты. 
Порядок и способы размещения и укладки товаров на хранение должны соответствовать рациональному использованию помещений магазина, системе материальной ответственности, способствовать созданию удобств для работы.

Размещение товаров

При размещении товаров  на хранение рекомендуется закреплять за каждым из них постоянное место, что упрощает процесс учета и контроля состояния товарных запасов, обеспечивает оптимальные условия и режим хранения.

Товары, запасы которых  пополняют и реализуют сравнительно медленно, размещают в глубине кладовых. Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размещают товары краткосрочного хранения, громоздкие, тяжелые, а на верхних полках — легкие.

Размещение товаров  может быть и произвольным. В этом случае на площадях, освободившихся от хранения одних товаров, размещают  товары других групп. Такой способ позволяет  максимально использовать площади  кладовых, но затрудняет учет из-за расположения однородных товаров в нескольких местах.

При хранении товаров необходимо строго соблюдать установленные  противопожарные правила. Расстояние от товаров, размещенных на стеллажах и в штабелях, до приборов отопления должно быть 20-50 см (это расстояние должно быть увеличено, если этого требуют условия хранения товара), до пола — 15-30 см, до источников освещения — 50 см, до стен помещения — 70 см. Опасные в пожарном отношении товары следует хранить в изолированных, специально приспособленных для этого помещениях.

Обязательно также соблюдение требований техники безопасности. В  частности, при отсутствии механизмов высота укладки товаров в штабеля  не должна превышать 2 м.

Товары в магазине хранят в упакованном или распакованном виде. Способы их хранения зависят от свойств товаров, вида складских помещений, продолжительности хранения (сезонное, краткосрочное, длительное).

Наиболее часто применяют  следующие способы хранения товаров: штабельное, стеллажное и в подвешенном  виде.

На стеллажах размещают как упакованные, так и неупакованные товары. Укладывают их стопками, рядами, для облегчения подсчета — десятками, сотнями маркировкой наружу.

Штабельное хранение применяют для громоздких, крупногабаритных товаров, а также товаров в таре, на поддонах и в малогабаритных контейнерах, укладывая их по определенной схеме в несколько ярусов.

С помощью специальных  приспособлений (вешал, кронштейнов, крючьев) некоторые товары хранят в подвешенном виде.

Укладка товаров

При хранении товаров применяют  различные приемы укладки. Их выбор зависит от свойств товара, вида упаковки.

Товары в таре (ящиках, мешках) укладывают несколькими ярусами в высоту, используя при этом прямой, перекрестный и обратный способы укладки. 
 
Прямую укладку применяют для товаров, упакованных в ящики одного размера, ставя их один на другой маркировкой наружу. При этом способе каждый верхний ряд должен совпадать с нижним.

Перекрестным способом укладывают товары в ящиках удлиненной формы, помещая верхние ящики поперек нижних, что обеспечивает устойчивость штабеля. 
Обратная укладка применяется при штабелировании товаров в мешках. Первый ярус при такой укладке образуется из групп, состоящих из трех, пяти и более мешков, а последующие ярусы — из таких же групп, мешки в которых уложены в обратном порядке.

Сроки хранения товаров

Различают сроки хранения, сроки годности и сроки реализации товара.

Срок хранения — период, в течение которого свойства товара, указанные в нормативной или  технической документации, не изменяются (при соблюдении установленных условий его хранения). По истечении этого срока товар пригоден для потребления, однако его потребительские характеристики могут быть снижены.

Срок годности — устанавливаемый  изготовителем период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Устанавливая срок годности, изготовитель обязан гарантировать при соблюдении условий хранения соответствие товара требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей. 
 
Срок реализации — дата, до которой товар может предлагаться потребителю для использования по назначению и до которой он не теряет своих потребительских свойств. Срок реализации устанавливают с учетом некоторого разумного периода хранения товаров в домашних условиях.

Информация о работе Шпаргалка по "Технология хранения и транспортировка товаров"