Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:18, автореферат
В настоящее время вопросам конкурентоспособности товаров отводится значительное количество исследований российских и зарубежных авторов, что подтверждает высокую значимость и востребованность проводимых работ. Товароведным аспектам и экспертизе напитков посвящены труды М.Н. Елисеева, З.В. Коробкиной, М.А. Николаевой, В.М. Позняковского, И.П. Чепурного, А.Ф. Шепелева и др.
Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и практических подходов к оценке качества и конкурентоспособности напитков на основе исследования предпочтений потребителей (на примере напитков брожения – пива и кваса).
На правах рукописи
ГАБИНСКАЯ ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАПИТКОВ
НА ОСНОВЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
Специальность 05.18.15. – Технология и товароведение пищевых продуктов и функционального и специализированного назначения и общественного питания
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора технических наук
Кемерово 2012
Работа выполнена в
Научный консультант: Заслуженный деятель науки РФ,
доктор биологических наук, профессор
Позняковский Валерий Михайлович
Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор
доктор технических наук, профессор
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет пищевых производств»,
Защита состоится «18» февраля 2012 г. в 1000 ч на заседании диссертационного совета Д 212.089.02 при ФГБОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности» по адресу: 650056, г. Кемерово, бульвар Строителей, 47, 4 лек. ауд., факс (38-42) 39-68-88, e-mail: aspir@kemtipp.ru.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности».
С авторефератом диссертации
Автореферат разослан «___» января 2012 г.
Ученый секретарь
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Задача выпуска высококачественных и конкурентоспособных продовольственных товаров отечественных производителей остается одной из приоритетных, поскольку определяет российские позиции в отношениях с зарубежными компаниями и Всемирной торговой организацией.
Актуальность данной проблемы и активное участие государства в решении вопросов конкурентоспособности имеют стратегическое значение, связанное с устойчивым развитием отечественного производства и повышением качества жизни российских граждан путем обеспечения высококачественными и безопасными товарами. В 2009 г. принята Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г., в 2010 г. – Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации.
В Кузбассе также принята «Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года», включающая в себя комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в продовольственном сырье и пищевых продуктах.
В современных условиях, при решении рассматриваемой проблемы, необходимо учитывать потребительские предпочтения. Товаропроизводители должны еще на стадии разработки товара или его модификации создавать конкурентоспособный товар с учетом требований, предпочтений и запросов потребителей. Производитель должен стремиться не только к удовлетворению существующих потребностей, но и к прогнозированию потребности потенциального покупателя.
В настоящее время вопросам конкурентоспособности товаров отводится значительное количество исследований российских и зарубежных авторов, что подтверждает высокую значимость и востребованность проводимых работ. Товароведным аспектам и экспертизе напитков посвящены труды М.Н. Елисеева, З.В. Коробкиной, М.А. Николаевой, В.М. Позняковского, И.П. Чепурного, А.Ф. Шепелева и др.
Обеспечение конкурентоспособности товара предполагает необходимость ее количественной оценки. Методам количественной оценки конкурентоспособности товаров посвящены работы М.Г. Долинской, И.М. Лифица, Ш.Ш. Магомедова, С.Г. Светунькова, И.А. Соловьева, Р.А. Фатхутдинова, А.Ю. Юданова и др.
Для обеспечения конкурентоспособности необходимы подход к ее оценке на основе изучения потребительских предпочтений и адаптация имеющихся методик к конкретным товарным группам и условиям рынка.
Таким образом, несмотря
на значительный интерес к процессам формирован
Отмеченные обстоятельства обусловливают актуальность и обоснованность темы диссертации, ее цели и задачи.
Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и практических подходов к оценке качества и конкурентоспособности напитков на основе исследования предпочтений потребителей (на примере напитков брожения – пива и кваса).
Цель исследования предопределила постановку следующих задач:
Научная новизна: