Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:18, автореферат
В настоящее время вопросам конкурентоспособности товаров отводится значительное количество исследований российских и зарубежных авторов, что подтверждает высокую значимость и востребованность проводимых работ. Товароведным аспектам и экспертизе напитков посвящены труды М.Н. Елисеева, З.В. Коробкиной, М.А. Николаевой, В.М. Позняковского, И.П. Чепурного, А.Ф. Шепелева и др.
Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и практических подходов к оценке качества и конкурентоспособности напитков на основе исследования предпочтений потребителей (на примере напитков брожения – пива и кваса).
Достаточно высокая достоверность получаемых значений критериев обеспечивается:
ГЛАВА 6. ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПИВА. За основу при формировании базы сравнения исследуемых образцов пива взяты предпочтения потребителей в отношении потребительских свойств и показателей качества, выявленные в ходе маркетинговых исследований.
В оценке конкурентоспособности напитков субъектами рынка должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар, при этом следует выявлять наиболее значимые из них.
Для проведения оценки конкурентоспособности из ассортимента пива, представленного в розничной торговой сети, отобраны образцы светлого пастеризованного в стеклянной бутылке, объемом 0,5 л с объемной долей спирта от 4 до 5 % и экстрактивностью начального сусла 11-12 %.
Пиво изготовлено разными производителями и этим обусловлено деление образцов на две группы.
I. Образцы пива, выработанные местными заводами-производителями:
ново).
Для обозначения образцов пива использованы их порядковые номера.
По результатам товароведной оценки установлено:
Таким образом, оценка показателей качества и безопасности пива, подтвердила их соответствие требованиям НД и что напитки могут быть допущены к оценке конкурентоспособности.
Проведены исследования по оценке потребительских и экономических критериев конкурентоспособности пива. Изучение потребительских критериев проводилось на основе дегустационной оценки пива, критериев «информативность маркировки», «дизайн упаковки / этикетки», с использованием шкалы балльной оценки (табл. 2). Результаты представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Результаты оценки потребительских критериев конкурентоспособности (КСП)
исследуемых образцов пива
Критерии КСП |
Образцы пива (№) и оценка в баллах | |||||||
№ 1 |
№ 2 |
№3 |
№ 4 |
№ 5 |
№ 6 |
№ 7 |
№ 8 | |
Результат дегустации |
18,8 |
19,7 |
18,3 |
15,2 |
22,3 |
21,6 |
22,4 |
23,0 |
Ранг образца |
6 |
5 |
7 |
8 |
3 |
4 |
2 |
1 |
Информативность маркировки |
5,0±0,21 |
5,0±0,21 |
4,0±0,10 |
3,0±0,11 |
5,0±0,21 |
5,0±0,22 |
5,0±0,21 |
4,0±0,16 |
Дизайн упаковки /этикетки |
3,0±0,10 |
4,0±0,10 |
4,0±0,16 |
3,0±0,10 |
5,0±0,22 |
5,0±0,22 |
5,0±0,20 |
4,0±0,10 |
Общий балл |
26,8 |
28,7 |
26,3 |
21,2 |
32,3 |
31,6 |
32,4 |
31,0 |
Ранг образца |
6 |
5 |
7 |
8 |
2 |
3 |
1 |
4 |
Примечание: За эталон в составе исследуемой базы сравнения принят образец пива №7 – Толстяк, получивший максимальную оценку по потребительским критериям – 32,4 балла |
Интегральный показатель,
являющийся обобщенным критерием конкурентоспособност
Таблица 7 – Результаты оценки критериев конкурентоспособности пива
Критерии конкурентоспособности |
Образцы пива | |||||||
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
№ 5 |
№ 6 |
№ 7 |
№ 8 | |
Комплексный потребительский критерий |
0,859 |
0,913 |
0,836 |
0,676 |
0,999 |
0,959 |
1,0 |
0,961 |
Экономический критерий |
0,769 |
0,808 |
0,769 |
0,769 |
1,038 |
0,904 |
1,0 |
0,923 |
Интегральный показатель (по общепринятой методике) |
1,117 |
1,130 |
1,087 |
0,879 |
0,962 |
1,061 |
1,0 |
1,041 |
Ранг образца |
8 |
1 |
3 |
2 |
7 |
4 |
6 |
5 |
Критерий «известность торговой марки» |
0,598 |
0,825 |
0,788 |
0,589 |
1,0 |
1,0 |
0,811 |
0,785 |
Интегральный показатель (по модифицированной методике) |
0,212 |
0,286 |
0,273 |
0,169 |
0,304 |
0,336 |
0,253 |
0,263 |
Ранг образца |
7 |
3 |
4 |
8 |
2 |
1 |
6 |
5 |
Полученные данные свидетельствуют о разных конкурентных позициях при расчете по общепринятой методике (отношение потребительского критерия к экономическому, при нормативном критерии равным единице) и модифицированной – с учетом критерия «известность торговой марки. Результаты расчета интегральных показателей представлены на рисунке 9.
|
Как показывают данные рисунка 9, различие между исследуемыми образцами является незначительным. Это не соответствует реально существующим качеству и конкурентной позиции на рынке каждого из исследованных образцов пива, что подтверждают данные опроса. Полученные материалы подтверждают необходимость качественно иного подхода к оценке конкурентоспособности напитков. Оценка критерия «известность торговой марки с учетом потребительских предпочтений показала, что |
Рисунок 9 – Многоугольник распределения исследуемых образцов пива по значению интегральных показателей |
лидирующие позиции занимают пиво Балтика и Сибирская корона.
При расчете уровня конкурентоспособности за базовый образец принято пиво Балтика классическое (№ 6), имеющее максимальное значение интегрального показателя – 0,336 (табл. 7). Графическое изображение положения исследованных образцов пива по уровню конкурентоспособности представлено на рисунке 10.
Рисунок 10 – Уровень конкурентоспособности исследованных образцов пива
Заключительным этапом оценки конкурентоспособности напитков является установление класса конкурентоспособности. Для этого, на основании результатов исследования, разработана шкала, в которой различия в уровне конкурентоспособности предыдущего и последующего классов приняты равными 0,1 (табл. 4).
Полученные результаты позволяют прийти к следующему заключению:
ГЛАВА 7. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ПОВЫШАЮЩИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАПИТКОВ. На конкурентные позиции напитков, начиная от стадии производства и заканчивая стадией реализации, оказывает влияние комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга факторов, различных по своей природе и сфере проявления, по характеру воздействия и т.д.
Наряду с формирующими и сохраняющими качество напитков факторами, а также сервисными факторами, способными повысить конкурентоспособность напитков в сфере обращения, на всех стадиях товародвижения действует следующий комплекс факторов:
Обозначения: ПРТ – предприятие розничной торговли,
Рисунок 11 – Факторы конкурентоспособности, действующие на стадиях товародвижения
В повышении
конкурентоспособности напитков значительная
роль отведена предприятиям розничной
торговли, так как именно здесь
потребители оценивают
Знание факторов, степени их важности и характера воздействия на потребителей позволит товаропроизводителям и предприятиям розничной торговли своевременно реагировать и управлять ими, повышая при этом качество, востребованность и конкурентоспособность напитков.
Для оценки важности факторов, действующих на стадии реализации, проведены маркетинговые исследования потребителей напитков. Результаты показали следующее:
Исходя из полученных данных сервисные факторы конкурентоспособности напитков, действующие на стадии реализации, предлагается классифицировать по признакам, представленным на рисунке 12.
Рисунок 12 – Признаки классификации факторов конкурентоспособности,