Теоретические и практические подходы к оценке конкурентоспособности напитков на основе потребительских предпочтений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:18, автореферат

Описание работы

В настоящее время вопросам конкурентоспособности товаров отводится значительное количество исследований российских и зарубежных авторов, что подтверждает высокую значимость и востребованность проводимых работ. Товароведным аспектам и экспертизе напитков посвящены труды М.Н. Елисеева, З.В. Коробкиной, М.А. Николаевой, В.М. Позняковского, И.П. Чепурного, А.Ф. Шепелева и др.
Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и практических подходов к оценке качества и конкурентоспособности напитков на основе исследования предпочтений потребителей (на примере напитков брожения – пива и кваса).

Файлы: 1 файл

Теоретические и практические подходы к оценке конкурентоспособно.doc

— 538.00 Кб (Скачать файл)

действующих на стадии реализации

 

Важно отметить, что один и тот же фактор в большинстве  случаев принадлежит разным классификационным группам.

В соответствии с проведенными исследованиями предлагается определение конкурентоспособности товаров, учитывающее влияние факторов на конкурентоспособность товара.

Конкурентоспособность товара – это совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которые под влиянием ряда факторов способствуют созданию конкурентного преимущества данного товара перед товарами-аналогами для удовлетворения конкретной потребности покупателя на отдельном рынке в данный период времени.

 

ВЫВОДЫ

1. Обоснована и реализована концепция выявления критериев и факторов конкурентоспособности напитков, базирующаяся на создании методических принципов, позволяющих проводить оценку конкурентоспособности напитков с учетом потребительских предпочтений.

2. Установлена важность визуальных и вербальных элементов маркировки для потребителей. Систематизирована дополнительная информация, содержащаяся на носителях маркировки напитков.

3. Предложена систематизация  инноваций в производстве упаковки  напитков по пяти функциональным признакам: материалу, форме и конструкции, дизайну, привлечению внимания, этикеточной продукции.

4. Разработана экспресс-методика  оценки конкурентоспособности напитков на основе трех критериев первого порядка: комплексного потребительского, экономического и вновь вводимого – «известность торговой марки» /«имидж торговой марки» с использованием системы балльной оценки.

5. Разработана шкала  балльной оценки потребительских  критериев конкурентоспособности  товаров, позволяющая установить  позиции отдельных образцов, составляющих  базу сравнения. 

6. Разработаны экспресс-методики оценки упаковки (дизайн упаковки /этикетки) и информативности маркировки напитков, что дает возможность определять их как самостоятельные комплексные критерии.

7. На основе экспресс-опроса потребителей обоснована целесообразность использования комплексного критерия «имидж торговой марки» для оценки конкурентоспособности, разработана экспресс-методика определения единичных критериев, входящих в его состав.

8. Проведена товароведная оценка напитков, реализуемых в розничной торговой сети, установлено соответствие их показателей качества требованиям нормативной документации.

9. Подтверждена целесообразность  использования модифицированной  методики оценки конкурентоспособности напитков, которая позволяет определить классы конкурентоспособности с учетом потребительских требований и показателей качества готового продукта.

10. Проведена систематизация  факторов конкурентоспособности  товаров, действующих на стадии реализации, обеспечивающая координацию процессов производства и реализации продукции.

11. Научно обосновано  определение конкурентоспособности  товара, учитывающее влияние факторов  конкурентоспособности на отдельном рынке в определенный период времени.

12. Разработана компьютерная программа оценки конкурентоспособности продовольственных товаров, новизна которой защищена свидетельством о государственной регистрации, практическое значение – путем апробации на производстве и в консалтинговой деятельности.

 

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНО

В СЛЕДУЮЩИХ  РАБОТАХ:

Монографии 

  1. Габинская, О.С. Теоретические и практические подходы к оценке потребительских свойств, формирующих конкурентоспособность слабоалкогольных напитков: монография. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. – 211 с.
  2. Габинская, О.С. Потребительские предпочтения в оценке критериев и факторов конкурентоспособности напитков: монография / Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ. – Кемерово, 2011. – 200 с.

 

Учебные пособия с  грифами УМО 

  1. Габинская, О.С. Маркетинговые коммуникации в таблицах и рисунках: учебное пособие / О.С. Габинская, Н.В. Дмитриева. – Кемерово: КемИ (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2006. – 228 с. Гриф УМО в области маркетинга.
  2. Габинская, О.С. Актуальные вопросы товароведения: маркетинг продовольственных товаров: учебное пособие / О.С. Габинская, Н.В. Дмитриева. – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. – 248 с. Гриф УМО в области товароведения и экспертизы товаров.
  3. Дворецкая Н.С. Конкурентоспособность товара: учебное пособие / Н.С. Дворецкая, О.С. Габинская – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. – 272 с. Гриф УМО в области товароведения и экспертизы товаров.
  4. Габинская, О.С. Маркетинговые коммуникации: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / О.С. Габинская, Н.В. Дмитриева. – М: Издательский центр «Академия», 2010. – 240 с. Гриф УМО в области маркетинга.

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК

  1. Габинская, О.С. Оценка конкурентоспособности пива на примере рынка г. Кемерово / О.С. Габинская, Н.С. Дворецкая, Л.А. Маюрникова // Пиво и напитки. – 2003 . – № 5. – С.4–8.
  2. Габинская, О.С. Модифицированная методика оценки конкурентоспособности продовольственных товаров / О.С. Габинская, Н.С. Дворецкая, Л.А. Маюрникова // Пиво и напитки. – 2005. – №1. – С. 22–26.
  3. Габинская, О.С. Оценка конкурентоспособности безалкогольных газированных напитков / О.С. Габинская, Н.С. Дворецкая // Пиво и напитки. – 2005. – №3. – С. 14–16.
  4. Габинская, О.С. Использование показателя «Известность торговой марки» в оценке конкурентоспособности пива / О.С. Габинская, Н.С. Дворецкая, Л.А. Маюрникова // Пиво и напитки. – 2006. – №2. – С. 14–16.
  5. Габинская, О.С. Изучение потребительских предпочтений на рынке кваса г. Кемерово / О.С. Габинская, Е.Ф. Пушкарева // Пиво и напитки. – 2009. – № 6 – С. 8–9.
  6. Казанцева Е.Г. Проблемы развития продовольственного рынка России в условиях глобальной конкуренции / Е.Г. Казанцева, О.С. Габинская // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. – 2010 – № 4 (42). – С. 96–102
  7. Габинская, О.С. Значение факторов конкурентоспособности в модели принятия решения о покупке // Пищевая промышленность. – 2010 – № 12. – С. 74–76.
  8. Габинская, О.С Имидж торговой марки как критерий конкурентоспособности продовольственных товаров // Новые технологии. –2010. – № 4. – С. 71-73.
  9. Габинская, О.С. Вопросы упаковки слабоалкогольных напитков: изучение потребительских предпочтений / О.С. Габинская, В.М. Позняковский // Товаровед продовольственных товаров. – 2011. – № 1. – С. 26– 30.
  10. Габинская, О.С. Значение маркировки продовольственных товаров в оценке их конкурентоспособности / О.С. Габинская, Н.С. Дворецкая // Пищевая промышленность. – 2011. – № 1. – С. 18–21.
  11. Габинская, О.С. Рынок кваса глазами потребителей / О.С. Габинская, Е.Ф. Пушкарева // Пиво и напитки. – 2011. – № 1. – С. 4–5.
  12. Габинская, О.С. Формирование базы сравнения – этап оценки конкурентоспособности продовольственных товаров / О.С. Габинская, Н.С. Дворецкая, Е.Ф. Пушкарева // Пиво и напитки. – 2011. – № 2. – С. 7–9.
  13. Габинская, О.С. Дополнительная информация на маркировке продовольственных товаров как элемент привлечения потребителей / О.С. Габинская, В.М. Позняковский // Товаровед продовольственных товаров. – 2011 – № 4 – С 39–44
  14. Габинская, О.С. Современный рынок продовольственных товаров: инновационные подходы к упаковке / О.С. Габинская, Н.И. Котова // Вестник РГТЭУ. – 2011. – № 3. – С. 123–129.
  15. Габинская, О.С. Оценка конкурентоспособности кваса / О.С. Габинская, Е.Ф. Пушкарева // Пиво и напитки. – 2011. – № 3 – С 23–25.
  16. Габинская, О.С. Подход к оценке имиджа торговой марки безалкогольных напитков / О.С. Габинская, Е.Ф. Пушкарева, Н.С. Дворецкая // Товаровед продовольственных товаров. – 2011 – № 6 – С 32-35

 

Статья в журнале, рекомендованном  Национальной Аттестационной

комиссией Кыргызской Республики

  1. Габинская, О.С. Оценка потребительских свойств товара с помощью инструментов маркетинга / О.С. Габинская, Н.И. Котова // Вестник Кыргызского экономического университета. – 2010. – №3 (16). – С.127-130.

 

Статья в региональном журнале

  1. Маюрникова Л.А. Конкурентоспособность товаров местных производителей как фактор экономической стабильности региона / Л.А. Маюрникова, О.С. Габинская // ТЭК и ресурсы Кузбасса. – 2003. – №4. – С.88–91.

 

Свидетельство о государственной  регистрации программы ЭВМ

  1. Габинская, О.С. Свидетельство о государственной регистрации программы ЭВМ №2011612768 Оценка конкурентоспособности продовольственных товаров / О.С. Габинская, Н.С. Дворецкая, Е.Ф. Пушкарева, А.Ю. Янсон // Заявка №2011610735. Дата поступления 8 февраля 2011 г. Зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 6 апреля 2011 г.

 

Научные труды институтов

  1. Габинская, О.С. Качество – гарантия выхода на современный рынок / О.С. Габинская, И.Ю. Резниченко // Межвузовский сборник научных трудов «Проблемы становления рыночных отношений в регионе». – Вып. 2. – Кемерово: Кемеровский институт МГУК, 1999. – С. 138–141.
  2. Габинская, О.С. Спрос как основа формирования предложения товаров / О.С. Габинская, И.В. Караваева // Межвузовский сборник научных трудов «Проблемы становления рыночных отношений в регионе». – Вып. 3. – Кемерово, 2000. – С. 76–79.
  3. Габинская, О.С. Потребительские предпочтения на рынке пива / О.С. Габинская, И.В. Караваева // Межвузовский сборник научных трудов «Проблемы становления рыночных отношений в регионе». – Вып. 4. – Кемерово, 2002. – С. 25–26.
  4. Габинская, О.С. Маркетинговое исследование как необходимое условие изучения и развития регионального потребительского рынка / О.С. Габинская, Н.В. Дмитриева, Н.Н. Зоркина, Е.И. Харлампенков, И.В.Караваева и др. // Торговый потенциал Кузбасса: состояние, современные тенденции и перспективы развития. – Новосибирск, 2004. – С. 88–94.
  5. Габинская, О.С. Пиво: качество и конкурентоспособность продукции местных производителей / О.С. Габинская, Н.С. Дворецкая // Сборник научных работ «Технология и техника пищевых производств». – Кемерово: Кем ТИПП, 2004. – С. 255–260.
  6. Габинская, О.С. Качество и конкурентоспособность продовольственных товаров / О.С. Габинская, Н.С. Дворецкая. – Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития: монография под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Книга 11. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – С.140–166.
  7. Габинская, О.С. Значение оценки конкурентоспособности товаров для торговых предприятий: коллективная монография / О.С. Габинская, Н.С. Дворецкая // Трансформационные процессы в торговле. – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. – (Серия «Торговля в ХХI веке») – С. 160–178.
  8. Габинская, О.С. Конкурентоспособность товаров на продовольственных рынках / О.С. Габинская // Инновационные процессы в торговле. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. – (Серия «Торговля в ХХI веке») – С. 144–154.
  9. Габинская, О.С. Модели и методы оценки конкурентоспособности товара / О.С. Габинская, Е.Ф. Пушкарева // Торговля в инновационной экономике. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. – (Серия «Торговля в ХХI веке») – С. 346–360.
  10. Габинская, О.С. Подходы к формированию комплексного критерия имиджа товара / О.С. Габинская, Н.С. Дворецкая // Международный сборник научных трудов «Человек и общество: на рубеже тысячелетий» / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Вып. XLVII . – Воронеж: ВГПУ, 2010. – С. 146–155.
  11. Габинская, О.С. История упаковки / О.С. Габинская, А.С.Котов // Международный межвузовский сборник научных трудов «Теория и практика инновационной стратегии региона» Вып.6 – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. – С. 231–237.
  12. Габинская, О.С. Роль потребительских предпочтений в оценке конкурентоспособности продовольственных товаров // Международный межвузовский сборник научных трудов «Теория и практика инновационной стратегии региона». Вып. 6 – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. – С. 196–202.
  13. Габинская О.С. Упаковка продовольственных товаров: инновационный путь развития / О.С. Габинская, Н.И. Котова, В.М. Позняковский // Инновационное развитие торговли. Кемерово: ООО «Сибирская издательская группа», 2011. – (Серия «Торговля в ХХI веке») – С 225–238.
  14. Габинская, О.С. Влияние рыночных параметров товара на конкурентоспособность слабоалкогольных напитков // Инновационный цунами в сфере торгового маркетинга: монография / В.М. Киселев [и др.] – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2011. – С. 155-166.

Материалы конференций  и симпозиумов

  1. Габинская, О.С. Обеспечение регионов Сибири специалистами по товарной экспертизе / О.С. Габинская, И.Ю. Резниченко, И.В. Сандракова // Всероссийская научно-практическая конференция и выставка с международным участием «Достижения науки и техники – развитию сибирских регионов». – Красноярск: – 1998. – С. 26-30
  2. Габинская, О.С. Анкетный опрос как метод исследования рынка / О.С. Габинская, О.Н. Дорошина // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию ТАРИ «Социальная трансформация и актуальные проблемы современного образования». – Казань: ЗАО «Новое знание» – 2002. – С. 300–301.
  3. Габинская, О.С. Некоторые аспекты оценки конкурентоспособности потребительских товаров / О.С. Габинская, Н.С. Дворецкая // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию ТАРИ «Социальная трансформация и актуальные проблемы современного образования». – Казань: ЗАО «Новое знание», 2002. – С. 301–302.
  4. Габинская, О.С. Влияние мнений потребителей пива на состав критериев оценки его конкурентоспособности / О.С. Габинская, Н.С. Дворецкая, Л.А. Маюрникова // Труды научно-практической конференции «Торговля в России. Взгляд в XXI век: прогрессивные способы организации и технологии». – Кемерово, 2003. – С. 33–36.
  5. Царегородцева С.Р. Конкурентоспособность и потребительская ценность продовольственных товаров / С.Р. Царегородцева, Н.С. Дворецкая., О.С. Габинская // Тезисы международного симпозиума «Федеральный и региональный аспекты государственной политики в области здорового питания».– Кемерово, 2002. – С. 420–421.
  6. Габинская, О.С. Определение подходов к выбору показателей качества для оценки конкурентоспособности продовольственных товаров / О.С. Габинская, Н.С. Дворецкая, Л.А. Маюрникова // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Торгово-экономические проблемы регионального бизнес-пространства». – Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2003. – С. 155–157.
  7. Габинская, О.С. Безалкогольные газированные напитки: качество и конкурентоспособность / О.С. Габинская, Н.С. Дворецкая // 3-я Международная научно-практическая конференция «Проблемы развития предприятий: теория и практика». – Самара, 2003. – С. 376–377.
  8. Габинская, О.С. Проблема качества и конкурентоспособности товаров на потребительском рынке / О.С. Габинская, И.А. Лямина // Труды научно-практической конференции, посвященной 40-летию организации Кемеровского Учебно-консультационного пункта Заочного института советской торговли «Региональный опыт преобразований в сфере торговли и задачи обеспечения к5ачества торгово-экономического образования. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – С.122–125.
  9. Габинская, О.С. Информационные технологии и конкурентоспособность продовольственных товаров / О.С. Габинская, Н.С. Дворецкая // Труды IV международной научно-практической конференции. – Кемерово: КемИ (филиал) РГТЭУ, 2006. – С. 130–131.
  10. Габинская, О.С. Роль внешних атрибутов товара на продовольственном рынке // Материалы круглых столов III Международной научно-практической конференции, посвященной 45-летию учебного заведения (23–25 ноября 2009г.) «Тенденция развития мировой торговли в XXI веке» / Пермский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ». – Пермь: Изд-во «ОТ и ДО», 2009. – С. 39–46.
  11. Габинская, О.С. Теоретические и практические подходы к проведению занятий по оценке конкурентоспособности товаров для студентов факультета коммерции и маркетинга / О.С. Габинская, Н.С. Дворецкая // Труды II Международной научно-методической конференции «Высшее профессиональное образование: традиции и инновации». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. – С 112–114.
  12. Габинская, О.С. Безопасность товара как критерий его конкурентоспособности // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Качество продукции, технологий и образования». – Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова», 2010. – С. 54–57.
  13. Габинская, О.С. Факторы конкурентоспособности товаров: теоретические аспекты // Сборник материалов II Международной научно-практической конференции «Наука и современность» В 3-х частях. Часть 2 / под ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2010. – С. 318-322.
  14. Габинская, О.С. Рынок безалкогольных напитков: состояние и перспективы / О.С. Габинская, Е.Ф. Пушкарева, Е.В. Никитина // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Безопасность и качество товаров» / под ред. С.А. Богатырева. – Саратов: Издательство «КУБиК», 2010. – С. 34–37.
  15. Габинская, О.С. Современные подходы к оценке конкурентоспособности продовольственных товаров // Сборник статей IV международной научно-практической конференции «Пищевая промышленность и агропромышленный комплекс: Достижения, проблемы, перспективы». – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. – С. 103–105.
  16. Габинская, О.С. Роль балльной шкалы в оценке конкурентоспособности потребительских товаров // Материалы II Международной научно-практической конференции «Наука в современном мире». Сборник научных трудов / под ред. Г.Ф. Гребенщикова. – М.: Издательство «Спутник+», 2010. – С. 225–229.
  17. Габинская, О.С. Товароведная оценка кваса, реализуемого на рынке г. Кемерово / О.С. Габинская, Е.Ф. Пушкарева // Труды VIII Международной научно-практической конференции «Торговля в XXI веке». – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. – С. 238–243.
  18. Дворецкая Н.С. Подходы к систематизации факторов конкурентоспособности продовольственных товаров / Н.С. Дворецкая, О.С. Габинская, Е.Ф. Пушкарева // Материалы II Международной заочной научно-практической конференции «Современные направления научных исследований» / журнал «Мир гуманитарных наук». – Екатеринбург: ИП Бируля Н.И., 2010. – С. 83–84.
  19. Габинская, О.С. Роль упаковки в оценке конкурентоспособности пива/ О.С. Габинская, В.М.Позняковский / Материалы I Международной научно-практической конференции «Современная наука: теория и практика». Том первый. Естественные и технические науки. – Ставрополь: СевКазГТУ, 2010. – С. 409–411.
  20. Котова Н.И. Состояние рынка потребительской упаковки продовольственных товаров / Н.И. Котова, О.С. Габинская, А.С. Котов // Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, г. Челябинск, 22 октября 2010 г. «Современное состояние и перспективы развития пищевой промышленности и общественного питания». – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – С 150–155.
  21. Габинская, О.С. Качество как составляющая конкурентоспособности продовольственных товаров // Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, г. Челябинск, 22 октября 2010 г. «Современное состояние и перспективы развития пищевой промышленности и общественного питания». – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – С. 246-250.
  22. Габинская, О.С. Факторы конкурентоспособности, воздействующие на уровне предприятия розничной торговли // Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции, 10 –15 декабря 2010 года «Региональный потребительский рынок: проблемы и перспективы инновационного развития» / под ред. Д.А. Попова. – Хабаровск. РИЦ ХГАЭП, 2011. – С. 82–85.
  23. Пушкарева Е.Ф. Качество и конкурентоспособность кваса / Е.Ф. Пушкарева, О.С. Габинская // Труды IХ Международной научно-практической конференции «Торговля в XXI веке» (Кемерово, 1-6 февраля 2011г.). – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2011. – С. 224–229.
  24. Габинская, О.С. Торговая марка в оценке конкурентоспособности продовольственных товаров / О.С. Габинская, Е.Ф. Пушкарева // Актуальные проблемы качества и конкурентоспособности товаров и услуг. Тезисы докладов Всероссийской заочной научно-практической конференции (21-22 февраля 2011 года) /Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт» (ГБОУ ВПО НГТТИ): под ред. д-ра пед. наук В.К. Суворова. – Набережные Челны, 2011.
  25. Габинская, О.С. Рынок разливного пива: характеристика потребителей // Актуальные проблемы потребительского рынка товаров и услуг: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 10-летию факультета экспертизы товаров 18 февраля 2011г. / под ред. И.В. Шешунова, С.А. Дворянского, Л.Н. Зоновой, И.В. Горевой. – Киров: ГОУ ВПО Кировская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России, 2011. – С. 135–137.

Информация о работе Теоретические и практические подходы к оценке конкурентоспособности напитков на основе потребительских предпочтений