Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 00:03, реферат
Идея экономического человека как человека, руководимого собственным интересом, в конце XVIII в. просто носилась в европейском воздухе. Но нигде и ни у кого она не была сформулирована настолько отчетливо, как в «Богатстве народов». Вместе с тем Смит стал первым экономистом, положившим определенное представление о человеческой природе в основу целостной теоретической системы.
Представители исторической
школы обращали внимание не только
на мотивационные, но и на когнитивные
характеристики экономического человека.
Так, известный ирландский исследователь
Клифф Лесли, представлявший английскую
историческую школу, подвергал сомнению
возможность свободного перелива капитала
между отраслями в поисках
максимальной прибыли, так как, по его
мнению, банкиры и торговцы не могут
точно вычислить нормы прибыли
даже для своих собственных
Таким образом, модель экономического
субъекта исторической школы существенно
отличается от экономического человека
классической школы. Если экономический
человек – хозяин своих намерений
и действий, то человек исторической
школы представляет собой пассивное
существо, подверженное внешним влияниям
и движимое вперемежку эгоистическими
и альтруистическими
К. Книс пишет, что все
экономические явления и законы
«национальной экономии»
Но, резко сужая допустимую область анализа экономической теории, историческая школа одновременно привлекла внимание проблемам так называемой экономической этики – соотношения эгоистических интересов и «чувства общности и справедливости», без которых действительно невозможно представить себе цивилизованного рыночного хозяйства. Эта проблематика, от которой отмахнулась английская классическая школа, занимает важное место в современной экономической науке.
Вместе с тем, подвергая
критике подход классической школы,
представители исторической школы
так и не смогли выдвинуть какого-либо
альтернативного объяснения экономических
явлений. Появились и попытки
соединить экономическую
Потребности Вагнер делит
на две группы: потребности первого
порядка, удовлетворения которых требует
инстинкт самосохранения, и прочие
потребности, удовлетворение которых
обусловлено мотивом
Согласно Вагнеру, экономической деятельностью людей управляют и эгоистические мотивы: желание выгоды и боязнь нужды, надежда на одобрение и боязнь наказания (особенно у невольников), чувство чести и страх позора (особенно у цеховых ремесленников), стремление к деятельности как таковой и опасение последствий праздности, и один неэгоистический: чувство долга и страх перед угрызениями совести.
Антропоцентристский подход
Вагнера к проблемам
Концепция человека в «Капитале» Карла Маркса
О проблеме человека в произведениях
К. Маркса и, в частности, в « Капитале»
существует огромная литература. Данная
область разрабатывается
Как пишет Маркс, «главные агенты самого этого способа производства, капиталист и наемный рабочий как таковые, сами являются лишь воплощениями, персонификациями капитала и наемного труда; это определенные общественные характеры, которые накладывает на индивидуумов общественный процесс производства».
Ограничимся анализом в «Капитале»
основного хозяйствующего субъекта
буржуазного общества – капиталиста.
Цель его, по Марксу, в точности совпадает
с объективной целью капитала,
т. е. с его ростом. Поэтому, как
и Рикардо, Маркс не испытывает необходимости
рассматривать фигуру капиталиста
отдельно от капитала. Для того чтобы
добиться этой цели, сознание капиталистов
вовсе не должно быть непогрешимым.
Напротив, их представления о
Как известно, Маркс строит
свою теоретическую систему путем
восхождения от абстрактного к конкретному,
последовательно поднимаясь от уровня
к уровню. Это совместное восхождение
совершают и неразрывно связанные
категории «капитал» и «
Первый уровень соответствует
четвертой главе первого тома
(«Превращение денег в капитал»).
Здесь впервые на сцене появляется
фигура капиталиста – как
Второй уровень абстракции соответствует третьему отделу первого тома «Капитала»; на этом уровне раскрывается тайна производства абсолютной прибавочной стоимости. Капиталист здесь предстает как эксплуататор наемного труда, как классовый индивид, противостоящий другому классовому индивиду – наемному рабочему. На этом уровне объективная функция капитала и субъективная цель капиталиста сводятся к извлечению прибавочной стоимости путем эксплуатации рабочей силы.
Другие грани образа капиталиста
исследуются в четвертом
В целом на уровне первого тома «Капитала» мотивация капиталиста определяется производством прибавочной стоимости. Здесь ярко проявляются функционализм и принципиальный отказ Маркса от интенционального объяснения экономических явлений. Дело в том, что на данном уровне абстракции анализируются только категории «сущностного ряда» (у Маркса к ним относятся категории, фиксирующие чисто трудовую природу стоимости: абстрактный труд, стоимость, прибавочная стоимость, переменный капитал и т.д.). Эти категории, согласно Марксу, недоступны обыденному фетишизированному сознанию агентов производства, которое не может прорваться сквозь скрывающую суть явлений товарно-денежную вуаль. Поэтому сознательно стремиться к росту прибавочной стоимости капиталист не может.
Следующая важная стадия конкретизации образа капиталиста в «Капитале» Маркса относится к третьему тому, где одна за другой вводятся категории «поверхностного» ряда: прибыль, издержки, средняя прибыль, процент, рента. Больше значение имеет отдел о проценте и предпринимательском доходе, где можно выделить абстракции капиталиста-собственника и функционирующего капиталиста.
Различие между ними – это различие между пассивным и активным капиталистом, между более абстрактной мотивацией собственника капитала и более конкретной мотивацией функционирующего капиталиста-управляющего.
Конкретизируется и описание информации, доступной капиталистам. В нее входит, например, представление о величине средней прибыли и компенсациях для отраслей с низким органическим строением капитала.
Однако в целом иерархическая система все более конкретных образов капиталиста так и не доходит до самой поверхности, поскольку специальное учение о конкуренции, ссылки на которое часто встречаются в тексте «Капитала», Марксом так и не было создано. Надо сказать, что сама возможность строгого логического согласования абстрактной теории стоимости и капитала с фактами конкурентного процесса, абстрактной логики капиталиста как классового индивида с поведением предпринимателя, находящегося в конкурентной среде, вызывает большие сомнения.
Модель человека в маржиналистской революции
Начало 70-х гг. XIX в. в истории мировой экономической мысли ознаменовалось так называемой маржиналистской революцией. В этом тезисе есть большая доля условности: основные положения теории предельной полезности были сформулированы Г. Госсеном еще в надолго всеми забытой работе 1844 г., а начало массированного проникновения маржиналистских идей в экономическую литературу следует отнести только к середине 1880-х гг. По-разному протекала маржиналистская революция в различных странах. Но факт остается фактом: публикации в 1871 г. «Теории политической экономии» У. С. Джевонса и «Оснований политической экономии»К. Менгера, а в 1874 г. «Элементов чистой политической экономии» Л. Вальраса действительно заложили новые основы западной экономической теории.
Прежде чем рассмотреть модель человека, лежавшую в основе маржиналистской революции, мы, как и в случае с английской классической школой, исследуем ее корни в философской и экономической литературе прошлого.
Идейные предшественники маржинализма: Иеремия Бентам
Основоположник английского утилитаризма И. Бентам не был, строго говоря, экономистом, хотя и оказал большое влияние на экономистов, входивших в руководимый им кружок «философских радикалов»: Д. Рикардо, Дж. Милля и др., а его экономические произведения занимают три объемистых тома. Имя этого автора, как правило, редко фигурирует в курсах истории экономической мысли, хотя присутствует во всех учебниках истории философии. Но его этика содержит рекомендации по переустройству общества, основанные на своеобразной трактовке человеческой природы, которая сыграла важную роль в маржиналистской революции. Амбиции Бентама в области общественных наук были чрезвычайно обширны: он хотел, подобно Ньютону в физике, отрыть универсальные силы, управляющие всем человеческим поведением, дать способы их измерения и в конечном счете осуществить программу реформ, которые бы сделали человека и общество лучше.
Целью всякого человеческого действия и «предметом каждой мысли любого чувствующего и мыслящего существа» Бентам провозгласил»благосостояние (well-being) в той или иной форме», и, следовательно, единственной универсальной общественной наукой, по его мысли, должна стать эвдемоника – наука или искусство достижения благосостояния.
Благосостояние трактовалось им в последовательно гедонистсом духе: «Природа отдала человечество во власть двум суверенным повелителям: страданию и наслаждению. Они одни указывает нам, что мы должны делать, и определяют, что мы сделаем». Страдания и наслаждения, естественно, не ограничивается сферой чисто экономических интересов: так, любовь (силу которой Бентам сопоставлял с силой пара в физике) вполне способна превзойти денежный интерес. Бентам признает и альтруистические мотивы, но не верил в их искренность и предполагал, что за ними кроются те же эгоистические удовольствия, например от хорошей репутации, которой пользуется альтруист в обществе, и т. д.. В частности, Бентам полагал, что эгоистическая мотивация не проходит через стадию осознания человеком своих целей потому, что человеку неприятно заниматься самокопанием – это обнажает его эгоистические, не одобряемые обществом мотивы.
Прошедший с детства утилитаристское воспитание и позднее в значительной мере преодолевший его влияние Дж. С. Милль отмечал, что узкий бентамовский взгляд на природу человека игнорирует такие мотивы, как стремление к совершенству и одобрению со стороны других людей, чувство чести и собственного достоинства, любовь к прекрасному, любовь к порядку и согласованности всех вещей, стремление к власти, стремление к действию как таковому и противоположное ему стремление к праздности.
Но безусловная оригинальность
Бентама в том, что касается модели
человека, проявилась в области не
мотивации, а когнитивного компонента.
Бентам исходил из того, что наслаждения
и страдания поддаются
Наслаждения и страдания,
согласно Бентаму, являются своего рода
векторными величинами. Основными компонентами
этих векторов он считает: 1) интенсивность,
2) продолжительность, 3) вероятность (если
речь идет о будущем), 4) доступность
(пространственная), 5) плодотворность
(связь данного удовольствия с
другими), 6) чистота (отсутствие элементов
обратного знака, например, удовольствие,
сопряженное со страданием, чистым
не является), 7) охват (количество людей,
затронутых данным чувством, – здесь
проявляется допустимость альтруизма,
о которой мы упоминали выше, –
для Бентама и других мыслителей
Просвещения счастье каждого
не было четко отделено от счастья
всех). Разумеется, сейчас же возникает
проблема, какой единицей следует
измерять интенсивность наслаждений
и страданий (все другие компоненты
имеют естественные единицы измерения).
Однозначного ответа Бентам не дает. С
одной стороны, у него можно найти
высказывания в пользу того, что
измерителем может служить