Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 00:03, реферат
Идея экономического человека как человека, руководимого собственным интересом, в конце XVIII в. просто носилась в европейском воздухе. Но нигде и ни у кого она не была сформулирована настолько отчетливо, как в «Богатстве народов». Вместе с тем Смит стал первым экономистом, положившим определенное представление о человеческой природе в основу целостной теоретической системы.
Универсалистского подхода
к экономической науке
Ограничивающие применение
экономической науки
В последние десятилетия универсалистская антропологическая версия экономического человека приобрела новую популярность в связи с успехами экономического империализма. Как писал один из виднейших американских экономистов Джордж Стиглер, «человек максимизирует полезность постоянно: у себя дома, на работе (будь то в частном или государственном секторе), в церкви, в научной работе, – короче говоря, всюду. Он может ошибаться и часто ошибается: возможно, для него слишком трудны вычисления, но чаще дело в недостатке информации. Он учится исправлять свои ошибки, часто дорогой ценой».
Существуют границы, за которыми
применение абстракции экономического
человека перестает быть полезным.
Трудность моделирования
Депсихологизация экономического человека
Маржиналистская революция
свела важнейшую экономическую
проблему – проблему ценности –
к психологии потребительского выбора.
Это, казалось бы, открывало дорогу
для непосредственного
Однако экономическая
теория в ее маржиналистском варианте
была готова воспринять отнюдь не любую
психологию, а психологию строго определенного
вида. Целью маржиналистов было не
желание точнее отразить реальные мотивы
покупателя и продавца, а стремление
создать строгую, логически непротиворечивую
теорию равновесного гармоничного обмена.
Выбор психологических
С другой стороны, современная
маржиналистам психология далеко отошла
от представлений о человеке как
о пассивном существе, управляемом
внешними воздействиями через ощущения,
преследующем единственную цель –
получение наслаждений и
Й. Шумпетер определяет основные постулаты этой психологии, у истоков которой стояли Гоббс, Локк и Юм, следующим образом:
а) все знания человека почерпнуты
им из собственного жизненного опыта;
б) этот опыт можно приравнять совокупности
впечатлений, которые человек получает
через органы чувств;
в) до приобретения такого опыта человеческий
разум абсолютно пуст, он не обладает собственной
активностью и не содержит никаких априорных
гносеологических категорий (как пространство
и время у Канта);
г) впечатления – конечные элементы, из
которых слагаются посредством случайных
соединений («ассоциаций») все психологические
феномены, включая память, внимание, логику,
эмоции и аффекты.
В то же время эксперименты
новых психологов, посвященные прежде
всего исследованию наиболее примитивных
форм поведения (поведение животных,
маленьких детей, душевнобольных проще,
и поэтому его легче
Однако критика психологами
гедонистических свойств
Первый подход сводился к
косметическому ремонту психологических
предпосылок маржиналистской
Грубо говоря, выбор диктуется инстинктом или привычкой. Ценность же товара, по Феттеру, выводится из самого акта выбора и определяется задним числом, а не предшествует выбору, как в теории предельной полезности.
Таким образом, человек у
Феттера активен, его действия нельзя
полностью объяснить
Дело в том, что косметический
ремонт Феттера, по сути дела, ограничился
эксплицитной методологией и оставил
его рабочую модель человека незыблемой.
Он сформулировал цель человека как
«получение наибольшего психологического
дохода», определив последний как
«желаемые результаты в области
чувств, произведенные ценными
Поскольку имплицитная модель
человека не испытала в теории Феттера
никаких существенных перемен по
сравнению с маржиналистской, казалось
бы, диаметрально противоположные исходные
поведенческие посылки
Второй вариант заключался
в последовательной критике маржиналистской
и неоклассической моделей
Виднейшим представителем этого
направления был основоположник
американского
Инстинкты определяют цели, а институты – средства их достижения. Говоря об инстинктах, Веблен вовсе не имел в виду биологические, неосознанные аспекты человеческой деятельности. К инстинктам Веблен скорее относит цели осознанного человеческого поведения, формирующиеся в определенном культурном контексте и передающиеся из поколения в поколение. «Цивилизованные народы Запада», с точки зрения Веблена, подвержены влиянию следующих основных «инстинктивных склонностей» (правда, в других произведениях Веблен иногда модифицирует этот перечень): 1) инстинкта мастерства, 2) праздного любопытства, 3) родительского инстинкта, 4) склонности к приобретательству, 5) «набора эгоистических склонностей» (сюда входит склонность к соперничеству и агрессии, желание прославиться) и, наконец, 6) инстинкта привычки.
Эти инстинкты не существуют
изолированно, они образуют коалиции,
подчиняют себе друг друга. Так, например,
большую силу представляют собой
родительский инстинкт, праздное любопытство
и инстинкт мастерства, когда они
«заручаются поддержкой привычки»,
т. е., говоря проще, входят в привычку
у людей. Тогда праздное любопытство
поставляет информацию и знания, служащие
целям, которые ставят перед людьми
инстинкт мастерства и родительский
инстинкт. Веблен полагал, что главным
мотивом индивидуального
Выбор средств для достижения
поставленных целей еще более
культурно обусловлен, чем сами цели.
Здесь Веблен пользуется понятием институтов,
унаследованным от новой исторической
школы. Но если Шмоллер понимал под
институтами моральные и
Отношение Веблена к институтам скорее негативно, чем одобрительно. Они сковывают творческую инновационную человеческую деятельность, воплощенную в техническом прогрессе и росте производства, подчас существуют, несмотря на то что они противоречат «врожденному здравому смыслу».
Из своей концепции
человека Веблен выводит внутреннюю
противоречивость капитализма, сочетающую
рациональную организацию производства
с иррациональными
Однако собственные позитивные разработки Веблена и последующих институционалистов рассматривались ортодоксальным большинством экономистов как внесистемные, растворяющие экономическую теорию в «культурной антропологии, социальной философии и социологии» и поэтому были обречены на пребывание на периферии экономической науки.
Наконец третий путь, который и избрало в итоге основное течение экономической науки, состоял в том, чтобы вытеснить не только гедонистическую, но и вообще всякую психологию за пределы экономической науки. Проблема заключалась в том, чтобы превратить модель максимизирующего человека из модели, непосредственно объясняющей реальность, во вспомогательное, эвристическое средство анализа рыночных процессов. Это «объективистское» направление в свою очередь имело несколько вариантов. Такие экономисты, как И. Фишер и Г. Дэвенсорт, просто решили изгнать проблему ценности за пределы экономической науки и ограничиться рассмотрением цен, кривых спроса и предложения. Другие, как В. Парето, продолжали оперировать понятиями ценности и полезности, но отвергали возможность установить единственную «причину» ценности и изменить ее абсолютную величину.